См. прогноз на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.

Инвестиции в основной капитал по предприятиям легкой промышленности

Инвестиции в основной капитал по предприятиям

легкой промышленности

(%)

2016 г. отчет

2017 г. оценка

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2020 г. к 2016 г.

прогноз

Текстильное и швейное производство

73,5

104,0

103,3

102,6

102,5

113,0

Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви

54,6

104,7

104,2

103,3

102,0

115,0

В прогнозный период к основным факторам, способствующим росту производства продукции отрасли легкой промышленности, будут относиться следующие:

восстановление спроса на продукцию легкой промышленности на потребительских рынках (определяется, в первую очередь, ростом реальных располагаемых доходов населения);

реализация политики импортозамещения и выпуск импортозамещающей продукции, а также инновационной продукции;

развитие межотраслевого взаимодействия по обеспечению предприятий легкой промышленности отечественным сырьем;

сохранение и развитие существующих успешных сегментов отрасли, в том числе выстраивание технологической цепочки кожевенных материалов;

минимизация "серого импорта", а также нелегального производства и оборота товаров легкой промышленности на потребительском рынке;

реализация мер государственной поддержки, в том числе малых и средних предприятий (доля малых предприятий в легкой промышленности составляет порядка 40%);

ускорение реализации инвестиционных проектов, в том числе направленных на выпуск импортозамещающей продукции.

Однако нельзя не учитывать действие следующих факторов, ограничивающих развитие легкой промышленности в прогнозный период:

низкая инвестиционная активность бизнеса;

низкие темпы роста реальных заработных плат;

сохраняющийся недостаток оборотных средств у предприятий для осуществления сезонных закупок сырья и материалов;

сохранение уровня "теневого" производства (в том числе в целях сокращения издержек производства);

зависимость от импортного сырья - хлопка, шерсти, кожи, синтетических волокон и нитей;

недостаточный уровень защиты внутреннего рынка от дешевых китайских товаров.

В среднесрочной перспективе в легкой промышленности не будут задействованы механизмы, которые позволили бы кардинально изменить состояние отрасли.

По оценке экспертов, в текстильной промышленности произойдет улучшение ситуации в производстве тканей за счет реализации мер государственной поддержки (участие в выполнении госзаказа). При этом самое значительное улучшение в сегменте текстильной промышленности будет наблюдаться в производстве тканей из синтетических и искусственных волокон и нитей, а также нетканых материалов.

На примере правильно выбранной стратегии развития по производству синтетических тканей можно сделать вывод, что текстильная промышленность способна обрести нужный импульс в развитии при условии перехода на инновационное развитие, без которого деградация отрасли будет усиливаться. Для решения данного вопроса в первую очередь необходимо создать сырьевую базу - производство синтетических волокон и нитей.

Производство одежды будет иметь положительную динамику за счет переориентации спроса на отечественную продукцию. Стратегия развития швейного производства на ближайшую перспективу - локализация продукции с низкой долей ручного труда из доступных материалов. Основная возможность конкуренции в этом сегменте - развитие производства продукции с относительно низкой долей ручного труда - то есть трикотажные изделия, базовые футболки и ветровки. Дополнительным драйвером роста швейного производства является растущий рынок спецодежды.

Для серьезного прорыва в области производства отечественной одежды необходимы новые технологии, современные методы управления специфическим бизнесом, без которых трудно отстаивать имеющуюся нишу на рынке.

Кроме того, без значительных инвестиций в текстильное производство, являющееся базисным для швейного производства, невозможно изменить сложившуюся ситуацию в производстве одежды.

Ассортимент и качество отечественных тканей также тормозят развитие швейной промышленности. Для производства одежды в среднем ценовом сегменте сырье закупается в основном из-за рубежа.

Обувная отрасль - наиболее динамичная подотрасль легкой промышленности.

Российские производители конкурентоспособны в средне-низком и среднем ценовом сегментах рынка. В нижнем ценовом сегменте преобладает продукция из Китая, Индии, Вьетнама.

Также наиболее успешно развивается сегмент детской обуви, конкурентоспособной по соотношению цена-качество, составляющий четвертую часть от всего объема производства обуви. Именно развитие данного сегмента в производстве обуви наиболее перспективно.

Основными игроками на обувном рынке являются системные компании, 80% оборота которых приходится на аутсорсинг за рубежом. В перспективе тенденция передачи процессов сборки (производства) в страны с дешевой рабочей силой будет усиливаться, материнские компании будут осуществлять дизайн обуви, создание и внедрение инновационных разработок.

Доля отечественной обуви на рынке составляет менее 30%. В официальном импорте доля Китая - порядка 80%. Предполагается, что такое положение сохранится до 2020 г.

Кроме того, отечественные предприятия по производству искусственной кожи не производят современные инновационные композитные материалы, широко используемые в мире для изготовления обуви, позволяющие снизить цену на обувь.

Предпосылками для развития обувной отрасли являются следующие факторы: развитие инфраструктуры торговли (открытие новых магазинов предприятиями-производителями в различных регионах России), улучшение ситуации с обеспечением отечественным кожсырьем.

В среднесрочной перспективе на развитие легкой промышленности продолжит оказывать негативное влияние тенденция сохранения высокого уровня неучтенной продукции на рынке товаров легкой промышленности.

Перспективы развития легкой промышленности будут ограничены не столько сдержанным потребительским спросом из-за умеренного роста реальных располагаемых доходов, сколько фактом хронического технологического отставания в развитии легкой промышленности, в особенности текстильного производства.