См. прогноз на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.

Стимулирование инновационной деятельности в крупных государственных и частных компаниях

Стимулирование инновационной деятельности в крупных

государственных и частных компаниях

В рассматриваемый период крупнейшие акционерные общества с государственным участием, государственные корпорации и федеральные государственные унитарные предприятия (госкомпании) будут реализовывать новые (актуализированные) программы инновационного развития (ПИР).

По предварительным оценкам, в период 2012 - 2016 гг. наблюдалась положительная динамика ключевых показателей, характеризующих финансирование и результативность инновационной деятельности реализующих ПИР 57 крупнейших акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий (госкомпании):

увеличение финансирования исследований и разработок с 268 млрд. рублей в 2012 г. до 420 млрд. рублей в 2016 г., или на 57%;

рост внебюджетного финансирования исследований и разработок с 108 млрд. рублей в 2012 г. до 150 млрд. рублей в 2016 г.;

прирост производительности труда (выручки на сотрудника) в 2016 г. относительно уровня 2012 г. на 50% в номинальном выражении и на 20% в реальном выражении;

повышение доли инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции с 19% в 2012 г. до 30% в 2016 г.;

рост экспорта инновационной продукции с 180 млрд. рублей в 2012 г. до 350 млрд. рублей в 2016 г.

В рамках нового этапа начата реализация нескольких новых направлений работы с госкомпаниями в части инноваций:

1) Единовременная актуализация ПИР в 2016 г. с учетом ряда новых приоритетов, отвечающих сложившейся макроэкономической обстановке, а также внутренним изменениям.

На первый план выходят задачи повышения эффективности и качества использования ресурсов и механизмов, аккумулированных и созданных на первом этапе, а также повышения спроса на российскую инновационную продукцию (особенно малых и средних предприятий), обеспечение импортозамещения и внедрения российских технологий.

Компании также должны будут обеспечить взаимоувязку основных плановых документов, включая стратегии, долгосрочные программы развития, инвестиционные программы и ПИР, сформировать четкие системы целеполагания и распределения ресурсов для достижения поставленных стратегических целей, обеспечить повышение эффективности отбора проектов, распространение проектного принципа управления, ориентированного на результат.

Важными задачами, стоящими перед компаниями при актуализации ПИР, являются продление горизонта планирования и повышение качества и обоснованности долгосрочных технологических стратегий с целью реализации компаниями функции драйверов инновационного развития в соответствующих отраслях, включения их в разработку и использование важнейших межотраслевых технологий.

2) Введение ключевых показателей эффективности (КПЭ) инновационной деятельности для топ-менеджмента.

Работа с ПИР ведется в рамках общей логики повышения качества корпоративного управления в госкомпаниях, внедрения систем мотивации топ-менеджмента, основанных на увязке вознаграждения с достижением КПЭ. В частности, с 2016 г. для топ-менеджмента госкомпаний введен КПЭ инновационной деятельности со значительным весом (до 20 - 25%).

В 2016 г. данные КПЭ утверждены советами директоров (наблюдательными советами) акционерных обществ, государственных корпораций и государственной компании, федеральными органами исполнительной власти (в отношении федеральных государственных унитарных предприятий).

3) Расширение системы независимой экспертизы ПИР, привлечение институтов развития.

С 2016 г. начала действовать система оценки качества ПИР и ежегодной оценки реализации ПИР, в которой будут участвовать независимые эксперты. Оценки будут учитываться в составе КПЭ инновационной деятельности и тем самым влиять на уровень вознаграждения топ-менеджмента.