3. Современное состояние и проблемы развития российских морских портов
Настоящая Стратегия разработана для обеспечения устойчивого развития Каспийского региона и включает в себя инфраструктурные, юридические и экономические аспекты, реализация которых поможет превратить Каспийский регион в одну из значимых зон международной торговли и транзита, а также в экономически активную территорию Российской Федерации с опережающими темпами развития.
Настоящая Стратегия разработана с учетом положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683, Морской доктрины Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 26 июля 2015 г., Программы действий по обеспечению стратегических интересов Российской Федерации в Каспийском регионе на 2016 - 2018 годы, утвержденной Президентом Российской Федерации, и Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", а также других законов, подзаконных актов и стратегических документов, обеспечивающих долгосрочное развитие территорий Российской Федерации.
Главной задачей настоящей Стратегии является интеграция российских портов в Каспийском регионе с главными транспортными узлами и коридорами международной торговли, образующими единый транспортный узел в Каспийском регионе. При этом имеется в виду приоритетное использование российской промышленной продукции. Поскольку Иран также имеет обширную наземную и морскую транспортную инфраструктуру, развитие торговли с этим государством будет способствовать выходу (продвижению) российских товаров (в том числе промышленной продукции) на рынок Ирана, а также Индии и стран Персидского залива.
В целях реализации настоящей Стратегии предполагаются модернизация и перепрофилирование портовых мощностей, строительство 2 новых (грузового и пассажирского) морских портов (терминалов) на территории Республики Дагестан, а также развитие дальних и ближних автомобильных и железнодорожных подходов к морским портам. Одновременно с созданием портовых мощностей представляется целесообразным создание на российских верфях современных судов и объектов морской техники.
Кроме того, планируется реализация мер стимулирования развития Каспийского региона, в том числе создание ряда промышленных кластеров в целях формирования грузопотоков под растущие потребности перспективных потребителей - Ирана, Индии, стран Персидского залива и Восточной Африки.
В рамках международного взаимодействия с указанными государствами реализация настоящей Стратегии к 2030 году позволит:
удовлетворить потребности внешней торговли;
расширить возможности внешней торговли для российских производителей, сформировав дополнительный транспортный коридор, соединяющий Россию с Индией;
реализовать мероприятия, направленные на противодействие негативным тенденциям, снижающим грузооборот в российских портах;
сформировать стимулы для развития производства композитных материалов для судостроения, нефтехимии, глубокой переработки зерна и обработки сельскохозяйственной продукции, судоремонта, вылова и переработки биологических ресурсов;
реализовать мероприятия, направленные на развитие круизного туризма в Каспийском море, обеспечивающие увеличение притока российских и иностранных туристов.
Стратегической целью настоящей Стратегии является укрепление экономического и геополитического присутствия Российской Федерации в Каспийском море, расширение и углубление экономических и культурных связей с государствами Прикаспийского региона, а также создание условий для дополнительного социально-экономического развития Каспийского региона путем увеличения грузопотоков международной торговли, проходящих через российские морские порты.
Направлениями настоящей Стратегии являются:
развитие транспортного узла Каспийского бассейна и включение его в систему международной торговли;
создание устойчивого транспортного и логистического коридора, связывающего Россию с Ираном, Индией и странами Персидского залива;
социально-экономическое развитие Каспийского региона;
развитие в Каспийском регионе бизнеса, ориентированного на экспорт через транспортный узел Каспийского бассейна;
снижение логистических издержек;
развитие гражданского судостроения и судоремонта в Каспийском регионе;
укрепление обороноспособности и безопасности южных границ Российской Федерации.
Задачами настоящей Стратегии являются:
повышение конкурентоспособности грузовых и пассажирских перевозок через российские порты путем упрощения административных процедур (в том числе ускорение прохождения таможенных процедур при перевозке грузов, оперативное согласование проектов по модернизации портовой инфраструктуры);
создание благоприятных условий для развития внутреннего и международного туризма в Каспийском регионе (в том числе упрощение визового режима) с приоритетным использованием судов, построенных на российских верфях;
задачи в сфере тарифов - формирование и администрирование единых конкурентоспособных тарифов перевозки через каспийский транспортный узел;
инвестиционные задачи - модернизация существующей и создание новой логистической и транспортной инфраструктуры для развития грузовых и пассажирских перевозок, в том числе портовой инфраструктуры, а также дальних и ближних автомобильных и железнодорожных подходов к морским портам;
операционная задача - внедрение системы планирования и управления проектами, раскрывающими экспортный потенциал Каспийского региона, в том числе промышленными (производственными) кластерами и логистическими кластерами, путем формирования необходимых законодательных и административных условий и институтов;
институциональная задача - создание стимулов для развития сельского хозяйства, промышленного производства и транспортной инфраструктуры, позволяющих достичь синергетического эффекта.
Механизмами реализации настоящей Стратегии являются:
регулирование транспортных тарифов в целях повышения их конкурентоспособности;
увеличение товарооборота в результате упрощения таможенных процедур между Россией и Ираном;
создание на частно-государственной основе институтов, задачами которых станет развитие торговли и транспортировки российских товаров в Иран, Индию и страны Персидского залива через российские порты;
развитие торговых маршрутов из России в Индию и страны Персидского залива через Каспийское море и территорию Ирана;
развитие туристических программ;
модернизация существующих и создание новых объектов транспортной логистической инфраструктуры и инфраструктуры, необходимой для осуществления туристской деятельности в Каспийском регионе, а так же в Прикаспийском регионе;
формирование в Каспийском регионе территорий со специальными режимами - территорий опережающего социально-экономического развития (далее - территории опережающего развития) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также создание возможности применения режима свободного порта в отношении создаваемых и существующих российских портов и портов, создаваемых в Каспийском регионе;
создание и развитие в Каспийском регионе агропромышленных кластеров и промышленных (производственных) кластеров, направленных на производство экспортных товаров;
создание условий совершенствования государственного контроля в пункте пропуска в морском порту Астрахань;
заключение соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве между прикаспийскими государствами и сотрудничестве в области транспорта на Каспийском море;
формирование международного транспортного коридора "Север - Юг" протяженностью 7200 километров от г. Санкт-Петербурга до порта Мумбаи (Бомбей), включенного в Транспортную стратегию Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. N 1734-р, и Стратегию развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 г. N 877-р;
сопряжение развития транспортного и транзитного потенциала России, в том числе Каспийского региона, с китайской инициативой "Один пояс - один путь";
подписание соглашения о свободной торговле с Ираном;
упрощение на двусторонней основе визового порядка въезда в страны, имеющие выход к Каспийскому морю;
развитие ближних и дальних автодорожных и железнодорожных подходов к российским портам.
Реализация настоящей Стратегии осуществляется в 3 этапа:
подготовительный этап (2018 - 2019 годы):
подготовка нормативно-правовой базы, необходимой для реализации настоящей Стратегии, в том числе принятие федерального закона о применении режима свободного порта в Каспийском регионе;
осуществление координации в области транспорта, логистики и туризма, территорий опережающего развития и свободных портов;
создание специальных режимов ведения хозяйственной деятельности (в первую очередь территорий опережающего развития, свободных портов) для территорий, на которых будут реализовываться эти проекты;
формирование и координация агропромышленных кластеров и промышленных (производственных) кластеров, реализация инвестиционных проектов по развитию производства экспортно ориентированной продукции;
поддержка научно-исследовательских центров, занимающихся поиском перспективных направлений развития Каспийского региона;
создание инструментов поддержки экспортно ориентированной инвестиционной деятельности с использованием механизмов, предусмотренных государственной программой Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 309 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года";
развитие инструментов финансовой поддержки инвестиционных проектов, реализуемых в Каспийском регионе;
создание (определение) оператора с государственным участием по разработке маршрутов и использованию парка грузовых и пассажирских судов в Каспийском регионе;
разработка транспортных маршрутов по доставке грузов морским и речным транспортом;
разработка туристических программ по развитию морского и речного туризма;
создание предпосылок для увеличения потребности в строительстве новых современных грузовых, пассажирских, круизных и других судов в целях осуществления перевозок в Каспийском море, а также определение источников и объемов финансирования с привязкой к производственным мощностям судостроительных предприятий Российской Федерации;
разработка технической документации для строительства современных судов в целях осуществления перевозок в Каспийском море (с привлечением российских проектных организаций, использованием разработок, выполненных в рамках реализации государственных программ, а также с применением передовых мировых практик);
разработка ходатайств (деклараций) о намерениях инвестирования по каждому проекту развития портовой инфраструктуры (строительство 2 новых (грузового и пассажирского) морских портов (терминалов) на территории Республики Дагестан;
проектирование пассажирских терминалов в портах гг. Астрахани, Махачкалы и Дербента с приоритетным использованием промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации;
проведение научных, в том числе промысловых, экспедиций в целях разработки методологии экономически обоснованного освоения ресурсов Каспийского моря (в том числе биологических ресурсов);
создание проектного офиса (проектных офисов), обеспечивающего применение принципов и методов проектного управления при реализации отдельных мероприятий и проектов настоящей Стратегии;
разработка и реализация комплексного научно-исследовательского подхода к решению таких проблем, как дноуглубление Волго-Каспийского морского судоходного канала, снижение заносимости канала и поддержание его технических характеристик, в целях оптимизации затрат на его содержание (строительство систем ограничительных дамб в морской части канала, проведение детального обследования лимитирующих участков и гидрографических работ с изданием в дальнейшем современных навигационных карт);
взаимодействие с Ираном на уровне постоянной Российско-Иранской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству;
основной этап (2020 - 2025 годы):
проектирование нового морского глубоководного порта (терминала), предусматривающее очередность строительства;
строительство и ввод в эксплуатацию 1-й очереди нового морского глубоководного порта (терминала);
реализация проекта, в том числе на условиях государственно-частного партнерства, по строительству на российских верфях перспективных морских судов в целях осуществления перевозок в Каспийском море;
строительство пассажирских терминалов в портах гг. Астрахани, Махачкалы и Дербента;
реализация новых инвестиционных проектов (в том числе в рамках территорий опережающего развития и свободных портов) за счет коммерциализации результатов, полученных научно-исследовательскими центрами на подготовительном этапе реализации настоящей Стратегии;
развитие каспийского морского круизного туризма с приоритетным использованием судов, построенных на российских верфях;
развитие транскаспийской международной торговли;
разработка проекта создания кластера по переработке морских биологических ресурсов Каспийского моря;
перспективный этап (2026 - 2030 годы):
оценка достаточности реализованных мероприятий настоящей Стратегии, а также потенциала и перспектив развития российских портов и формирование на основе проведенной оценки мероприятий, направленных на их дальнейшее развитие после 2030 года;
строительство 2-й очереди нового морского глубоководного порта (терминала);
проработка вопроса развития торговых отношений со странами Прикаспийского региона с учетом расширения мощностей нового морского глубоководного порта (терминала);
развитие кластера переработки морских биологических ресурсов;
строительство современного гражданского флота на российских верфях, предназначенного в том числе для добычи полезных ископаемых и биологических ресурсов Каспийского моря.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей