Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

3. Современное состояние и проблемы развития российских морских портов

3. Современное состояние и проблемы развития российских

морских портов

Настоящая Стратегия разработана для обеспечения устойчивого развития Каспийского региона и включает в себя инфраструктурные, юридические и экономические аспекты, реализация которых поможет превратить Каспийский регион в одну из значимых зон международной торговли и транзита, а также в экономически активную территорию Российской Федерации с опережающими темпами развития.

Настоящая Стратегия разработана с учетом положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683, Морской доктрины Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 26 июля 2015 г., Программы действий по обеспечению стратегических интересов Российской Федерации в Каспийском регионе на 2016 - 2018 годы, утвержденной Президентом Российской Федерации, и Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", а также других законов, подзаконных актов и стратегических документов, обеспечивающих долгосрочное развитие территорий Российской Федерации.

Главной задачей настоящей Стратегии является интеграция российских портов в Каспийском регионе с главными транспортными узлами и коридорами международной торговли, образующими единый транспортный узел в Каспийском регионе. При этом имеется в виду приоритетное использование российской промышленной продукции. Поскольку Иран также имеет обширную наземную и морскую транспортную инфраструктуру, развитие торговли с этим государством будет способствовать выходу (продвижению) российских товаров (в том числе промышленной продукции) на рынок Ирана, а также Индии и стран Персидского залива.

В целях реализации настоящей Стратегии предполагаются модернизация и перепрофилирование портовых мощностей, строительство 2 новых (грузового и пассажирского) морских портов (терминалов) на территории Республики Дагестан, а также развитие дальних и ближних автомобильных и железнодорожных подходов к морским портам. Одновременно с созданием портовых мощностей представляется целесообразным создание на российских верфях современных судов и объектов морской техники.

Кроме того, планируется реализация мер стимулирования развития Каспийского региона, в том числе создание ряда промышленных кластеров в целях формирования грузопотоков под растущие потребности перспективных потребителей - Ирана, Индии, стран Персидского залива и Восточной Африки.

В рамках международного взаимодействия с указанными государствами реализация настоящей Стратегии к 2030 году позволит:

удовлетворить потребности внешней торговли;

расширить возможности внешней торговли для российских производителей, сформировав дополнительный транспортный коридор, соединяющий Россию с Индией;

реализовать мероприятия, направленные на противодействие негативным тенденциям, снижающим грузооборот в российских портах;

сформировать стимулы для развития производства композитных материалов для судостроения, нефтехимии, глубокой переработки зерна и обработки сельскохозяйственной продукции, судоремонта, вылова и переработки биологических ресурсов;

реализовать мероприятия, направленные на развитие круизного туризма в Каспийском море, обеспечивающие увеличение притока российских и иностранных туристов.

Стратегической целью настоящей Стратегии является укрепление экономического и геополитического присутствия Российской Федерации в Каспийском море, расширение и углубление экономических и культурных связей с государствами Прикаспийского региона, а также создание условий для дополнительного социально-экономического развития Каспийского региона путем увеличения грузопотоков международной торговли, проходящих через российские морские порты.

Направлениями настоящей Стратегии являются:

развитие транспортного узла Каспийского бассейна и включение его в систему международной торговли;

создание устойчивого транспортного и логистического коридора, связывающего Россию с Ираном, Индией и странами Персидского залива;

социально-экономическое развитие Каспийского региона;

развитие в Каспийском регионе бизнеса, ориентированного на экспорт через транспортный узел Каспийского бассейна;

снижение логистических издержек;

развитие гражданского судостроения и судоремонта в Каспийском регионе;

укрепление обороноспособности и безопасности южных границ Российской Федерации.

Задачами настоящей Стратегии являются:

регуляторные задачи:

повышение конкурентоспособности грузовых и пассажирских перевозок через российские порты путем упрощения административных процедур (в том числе ускорение прохождения таможенных процедур при перевозке грузов, оперативное согласование проектов по модернизации портовой инфраструктуры);

создание благоприятных условий для развития внутреннего и международного туризма в Каспийском регионе (в том числе упрощение визового режима) с приоритетным использованием судов, построенных на российских верфях;

задачи в сфере тарифов - формирование и администрирование единых конкурентоспособных тарифов перевозки через каспийский транспортный узел;

инвестиционные задачи - модернизация существующей и создание новой логистической и транспортной инфраструктуры для развития грузовых и пассажирских перевозок, в том числе портовой инфраструктуры, а также дальних и ближних автомобильных и железнодорожных подходов к морским портам;

операционная задача - внедрение системы планирования и управления проектами, раскрывающими экспортный потенциал Каспийского региона, в том числе промышленными (производственными) кластерами и логистическими кластерами, путем формирования необходимых законодательных и административных условий и институтов;

институциональная задача - создание стимулов для развития сельского хозяйства, промышленного производства и транспортной инфраструктуры, позволяющих достичь синергетического эффекта.

Механизмами реализации настоящей Стратегии являются:

прямые механизмы:

регулирование транспортных тарифов в целях повышения их конкурентоспособности;

увеличение товарооборота в результате упрощения таможенных процедур между Россией и Ираном;

создание на частно-государственной основе институтов, задачами которых станет развитие торговли и транспортировки российских товаров в Иран, Индию и страны Персидского залива через российские порты;

развитие торговых маршрутов из России в Индию и страны Персидского залива через Каспийское море и территорию Ирана;

развитие туристических программ;

модернизация существующих и создание новых объектов транспортной логистической инфраструктуры и инфраструктуры, необходимой для осуществления туристской деятельности в Каспийском регионе, а так же в Прикаспийском регионе;

формирование в Каспийском регионе территорий со специальными режимами - территорий опережающего социально-экономического развития (далее - территории опережающего развития) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также создание возможности применения режима свободного порта в отношении создаваемых и существующих российских портов и портов, создаваемых в Каспийском регионе;

создание и развитие в Каспийском регионе агропромышленных кластеров и промышленных (производственных) кластеров, направленных на производство экспортных товаров;

создание условий совершенствования государственного контроля в пункте пропуска в морском порту Астрахань;

косвенные механизмы:

заключение соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве между прикаспийскими государствами и сотрудничестве в области транспорта на Каспийском море;

формирование международного транспортного коридора "Север - Юг" протяженностью 7200 километров от г. Санкт-Петербурга до порта Мумбаи (Бомбей), включенного в Транспортную стратегию Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. N 1734-р, и Стратегию развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 г. N 877-р;

сопряжение развития транспортного и транзитного потенциала России, в том числе Каспийского региона, с китайской инициативой "Один пояс - один путь";

подписание соглашения о свободной торговле с Ираном;

упрощение на двусторонней основе визового порядка въезда в страны, имеющие выход к Каспийскому морю;

развитие ближних и дальних автодорожных и железнодорожных подходов к российским портам.

Реализация настоящей Стратегии осуществляется в 3 этапа:

подготовительный этап (2018 - 2019 годы):

подготовка нормативно-правовой базы, необходимой для реализации настоящей Стратегии, в том числе принятие федерального закона о применении режима свободного порта в Каспийском регионе;

осуществление координации в области транспорта, логистики и туризма, территорий опережающего развития и свободных портов;

создание специальных режимов ведения хозяйственной деятельности (в первую очередь территорий опережающего развития, свободных портов) для территорий, на которых будут реализовываться эти проекты;

формирование и координация агропромышленных кластеров и промышленных (производственных) кластеров, реализация инвестиционных проектов по развитию производства экспортно ориентированной продукции;

поддержка научно-исследовательских центров, занимающихся поиском перспективных направлений развития Каспийского региона;

создание инструментов поддержки экспортно ориентированной инвестиционной деятельности с использованием механизмов, предусмотренных государственной программой Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 309 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года";

развитие инструментов финансовой поддержки инвестиционных проектов, реализуемых в Каспийском регионе;

создание (определение) оператора с государственным участием по разработке маршрутов и использованию парка грузовых и пассажирских судов в Каспийском регионе;

разработка транспортных маршрутов по доставке грузов морским и речным транспортом;

разработка туристических программ по развитию морского и речного туризма;

создание предпосылок для увеличения потребности в строительстве новых современных грузовых, пассажирских, круизных и других судов в целях осуществления перевозок в Каспийском море, а также определение источников и объемов финансирования с привязкой к производственным мощностям судостроительных предприятий Российской Федерации;

разработка технической документации для строительства современных судов в целях осуществления перевозок в Каспийском море (с привлечением российских проектных организаций, использованием разработок, выполненных в рамках реализации государственных программ, а также с применением передовых мировых практик);

разработка ходатайств (деклараций) о намерениях инвестирования по каждому проекту развития портовой инфраструктуры (строительство 2 новых (грузового и пассажирского) морских портов (терминалов) на территории Республики Дагестан;

проектирование пассажирских терминалов в портах гг. Астрахани, Махачкалы и Дербента с приоритетным использованием промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации;

проведение научных, в том числе промысловых, экспедиций в целях разработки методологии экономически обоснованного освоения ресурсов Каспийского моря (в том числе биологических ресурсов);

создание проектного офиса (проектных офисов), обеспечивающего применение принципов и методов проектного управления при реализации отдельных мероприятий и проектов настоящей Стратегии;

разработка и реализация комплексного научно-исследовательского подхода к решению таких проблем, как дноуглубление Волго-Каспийского морского судоходного канала, снижение заносимости канала и поддержание его технических характеристик, в целях оптимизации затрат на его содержание (строительство систем ограничительных дамб в морской части канала, проведение детального обследования лимитирующих участков и гидрографических работ с изданием в дальнейшем современных навигационных карт);

взаимодействие с Ираном на уровне постоянной Российско-Иранской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству;

основной этап (2020 - 2025 годы):

проектирование нового морского глубоководного порта (терминала), предусматривающее очередность строительства;

строительство и ввод в эксплуатацию 1-й очереди нового морского глубоководного порта (терминала);

реализация проекта, в том числе на условиях государственно-частного партнерства, по строительству на российских верфях перспективных морских судов в целях осуществления перевозок в Каспийском море;

строительство пассажирских терминалов в портах гг. Астрахани, Махачкалы и Дербента;

реализация новых инвестиционных проектов (в том числе в рамках территорий опережающего развития и свободных портов) за счет коммерциализации результатов, полученных научно-исследовательскими центрами на подготовительном этапе реализации настоящей Стратегии;

развитие каспийского морского круизного туризма с приоритетным использованием судов, построенных на российских верфях;

развитие транскаспийской международной торговли;

разработка проекта создания кластера по переработке морских биологических ресурсов Каспийского моря;

перспективный этап (2026 - 2030 годы):

оценка достаточности реализованных мероприятий настоящей Стратегии, а также потенциала и перспектив развития российских портов и формирование на основе проведенной оценки мероприятий, направленных на их дальнейшее развитие после 2030 года;

строительство 2-й очереди нового морского глубоководного порта (терминала);

проработка вопроса развития торговых отношений со странами Прикаспийского региона с учетом расширения мощностей нового морского глубоководного порта (терминала);

развитие кластера переработки морских биологических ресурсов;

строительство современного гражданского флота на российских верфях, предназначенного в том числе для добычи полезных ископаемых и биологических ресурсов Каспийского моря.