См. Доклад о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2017 год.

Образование и наука

В соответствии с пунктом 3 плана мониторинга Минобрнауки России, иными федеральными органами исполнительной власти (в рамках компетенции), высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации проведен мониторинг правоприменения в сфере действия Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), иных федеральных законов, а также подзаконных нормативных правовых актов, принятых во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" (далее - Указ Президента Российской Федерации N 599).

В результате осуществления мониторинга установлено следующее.

В целях совершенствования законодательства Российской Федерации во исполнение Указа Президента Российской Федерации N 599 приняты 13 федеральных законов, а также 394 подзаконных нормативных правовых акта (приложение N 6).

Вместе с тем при анализе правоприменительной практики по показателю наличия нормативных правовых актов, необходимость принятия (издания) которых предусмотрена актами большей юридической силы (подпункт "б" пункта 8 методики), установлено, что до настоящего времени не реализованы 6 положений Федерального закона N 273-ФЗ (приложение N 9).

В ходе проведения анализа правоприменительной практики по показателю неполноты в правовом регулировании общественных отношений (подпункт "ж" пункта 8 методики) установлено следующее.

В целях создания и функционирования научно-технологических центров принят Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 216-ФЗ "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", реализация которого позволит установить на территории инновационных научно-технологических центров особый правовой режим осуществления деятельности, создать необходимую инфраструктуру в целях обеспечения благоприятных условий для реализации приоритетных направлений развития науки, техники и технологий, расширить доступ граждан и юридических лиц к участию в перспективных, коммерчески привлекательных научных и научно-технических проектах.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 2 мая 2015 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования, утвержденные до дня вступления в силу указанного Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с установленными требованиями в течение одного года.

В связи с этим издано 42 приказа Минобрнауки России, касающихся федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, 87 проектов федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования проходят процедуру общественного обсуждения и 34 проекта - находятся на экспертизе в Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям.

В настоящее время Федеральный закон N 273-ФЗ не содержит четкого разграничения таких категорий обучающихся, как инвалиды и обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, в связи с чем в правоприменительной практике возникают проблемы в реализации инвалидами прав в сфере образования, предоставляемых лицам с ограниченными возможностями здоровья.

В целях повышения государственных гарантий обеспечения прав на образование и предоставление помощи в обучении лицам с физическими, психическими, интеллектуальными, сенсорными и другими нарушениями предлагается инвалидов (ребенка-инвалида) отнести к лицам с ограниченными возможностями здоровья в случае подтверждения заключением психолого-медико-педагогической комиссии наличия у инвалида (ребенка-инвалида) физических, психических, интеллектуальных, сенсорных и (или) других нарушений, обусловливающих его особые образовательные потребности, препятствующих получению образования без создания специальных условий.

Также необходимо перечень специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, установленный статьей 79 Федерального закона N 273-ФЗ, дополнить услугами тьютора и услугами по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлопереводу, тифлосурдопереводу) и наделить Минобрнауки России полномочиями по утверждению порядка предоставления указанных услуг.

Кроме того, во исполнение подпункта "г" пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам форума Общероссийского общественного движения "НАРОДНЫЙ ФРОНТ "ЗА РОССИЮ" "Качественное образование во имя страны" от 15 декабря 2014 г. N Пр-2876 предлагается наделить Минобрнауки России и Минтруд России полномочиями по утверждению порядка и условий взаимодействия государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, с общественными объединениями инвалидов по вопросам получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.

Для урегулирования данных вопросов Минобрнауки России разрабатывается проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части регулирования вопросов образования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья" (приложение N 10).

В настоящее время отмечается необходимость использования механизма целевого приема для кадрового обеспечения организаций оборонно-промышленного комплекса и государственных корпораций. В связи с этим Минобрнауки России разрабатывается проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части целевого приема и целевого обучения", предусматривающий включение в перечень организаций, в интересах которых осуществляется целевой прием, организаций, входящих в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, а также акционерных обществ, акции которых находятся в собственности или в доверительном управлении государственной корпорации, и акционерных обществ, в которых государственная корпорация имеет возможность влиять на решения, принимаемые этими акционерными обществами.

Одновременно в целях совершенствования механизма целевого приема, обеспечения предоставления мер социальной поддержки обучающемуся и трудоустройства выпускника предлагается заключать единый договор о целевом приеме и обучении (вместо заключаемых в настоящее время договора о целевом приеме и договора о целевом обучении), а также предусмотреть возможность участия в заключении указанного договора четвертой стороны - организации, в которую будет осуществлено трудоустройство гражданина после завершения обучения (приложение N 10).

При осуществлении мониторинга правоприменения по показателям, установленным пунктом 9 методики, коррупциогенные факторы в нормативных правовых актах, регулирующих соответствующие правоотношения, не выявлены.