См. Доклад о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2017 год.

Совершенствование системы государственного управления

В соответствии с пунктом 10 плана мониторинга Минэкономразвития России, Минюстом России, Минкомсвязью России, Минтрудом России, Минфином России, иными федеральными органами исполнительной власти, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации проведен мониторинг правоприменения в сфере действия Федерального конституционного закона от 8 июня 2015 г. N 5-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации", КАС РФ, федеральных законов от 25 июня 2012 г. N 94-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения ограничений для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна", от 3 декабря 2012 г. N 244-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 30 декабря 2012 г. N 295-ФЗ "О внесении изменений в статьи 22 и 48 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", от 7 июня 2013 г. N 113-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения информационной открытости саморегулируемых организаций", от 7 июня 2013 г. N 116-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации", от 2 июля 2013 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьи 7 и 46 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов", от 2 апреля 2014 г. N 53-ФЗ "О внесении изменений в статью 60.1 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", от 31 декабря 2014 г. N 509-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации", иных федеральных законов, а также нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, принятых во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" (далее - Указ Президента Российской Федерации N 601).

В результате осуществления мониторинга установлено следующее.

В целях совершенствования законодательства Российской Федерации во исполнение Указа Президента Российской Федерации N 601 приняты один федеральный конституционный закон, 55 федеральных закона, а также 1209 подзаконных нормативных правовых актов (приложение N 6).

Вместе с тем при анализе правоприменительной практики по показателю наличия нормативных правовых актов, необходимость принятия (издания) которых предусмотрена актами большей юридической силы (подпункт "б" пункта 8 методики), установлено, что до настоящего времени не реализовано 2 положения Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", 2 положения Указа Президента Российской Федерации от 1 марта 2017 г. N 96 "Об утверждении Положения о кадровом резерве федерального государственного органа" (приложения N 7, 8).

При осуществлении анализа правоприменительной практики по показателю неполноты в правовом регулировании общественных отношений (подпункт "ж" пункта 8 методики) установлено следующее.

По состоянию на июль 2017 г. в перечне государственных услуг и контрольно-надзорных функций федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", для которых должны быть разработаны административные регламенты и информация о которых должна быть размещена в Федеральном реестре государственных и муниципальных услуг (функций), содержится информация о 632 государственных услугах. По информации Минэкономразвития России, федеральными органами исполнительной власти утверждены административные регламенты по предоставлению 558 государственных услуг.

Вместе с тем до сих пор не утверждены 74 административных регламента по предоставлению государственных услуг. Из них наибольшее количество административных регламентов необходимо утвердить Росреестру, Россельхознадзору, Росрыболовству, Росжелдору, а также Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом". Для обеспечения предоставления государственных услуг Правительством Российской Федерации планируется поручить федеральным органам исполнительной власти обеспечить принятие в полном объеме административных регламентов предоставления государственных услуг.

В целях расширения практики предоставления через многофункциональные центры государственных услуг по государственной регистрации отдельных актов гражданского состояния Правительством Российской Федерации внесен в Государственную Думу проект федерального закона N 169353-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации некоторых актов гражданского состояния в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг" (приложение N 10).

Для обеспечения возможности предоставления гражданам государственных услуг независимо от места их жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации Правительством Российской Федерации внесен в Государственную Думу проект федерального закона N 185313-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (приложение N 10).

В настоящее время отсутствует возможность у физических и юридических лиц осуществлять платежи за предоставление государственных и муниципальных услуг непосредственно через многофункциональные центры. В связи с этим Правительством Российской Федерации внесен в Государственную Думу проект федерального закона N 206211-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (в части установления возможности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг осуществлять прием денежных средств от заявителей) (приложение N 10).

В целях совершенствования системы предоставления государственных и муниципальных услуг через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг Правительством Российской Федерации внесен в Государственную Думу проект федерального закона N 217713-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в части закрепления возможности предоставления в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг нескольких государственных (муниципальных) услуг посредством подачи заявителем единого заявления", предусматривающий возможность подачи заявителем в многофункциональный центр комплексного запроса о предоставлении двух и более государственных или муниципальных услуг (приложение 10).

При изучении практики применения по дополнительному показателю избыточности требований при предоставлении государственной услуги (пункт 11 методики) выявлено следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" лица, вступающие в брак, должны при подаче заявления в электронной форме с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" прикладывать к заявлению скан-копии документов, подтверждающих личность и расторжение предыдущего брака. Данное требование является избыточным, поскольку Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" предусматривает необходимость предъявления оригиналов указанных документов при личной явке лиц, вступающих в брак, в орган записи актов гражданского состояния.

В целях исключения необходимости представления одновременно с заявлением в электронной форме скан-копий документов Правительством Российской Федерации внесен в Государственную Думу проект федерального закона N 207049-7 "О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" (приложение N 10).

В сфере реформирования государственной службы в целях внедрения новых принципов кадровой политики в системе гражданской службы, которые предусмотрены положениями Указа Президента Российской Федерации N 601, принят Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 275-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации", предусматривающий переход от системы дополнительного профессионального образования гражданских служащих к системе их профессионального развития на протяжении всего периода замещения должностей гражданской службы, а также устанавливающий новый механизм организации повышения квалификации гражданских служащих на основе государственных образовательных сертификатов.

В целях повышения доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений принят КАС РФ, которым регламентирован порядок административного судопроизводства, расширены права лиц, участвующих в производстве по административному делу.

Справочно: По информации Верховного Суда Российской Федерации, в течение 2016 года судами окончено производство по более чем 4,1 млн. административных дел. Рассмотрено и разрешено около 1,4 тыс. коллективных административных исковых заявлений.

В 2016 году с использованием систем видеоконференцсвязи судами общей юрисдикции рассмотрено более 13 тыс. административных дел (число гражданских дел, рассмотренных за аналогичный период с использованием систем видеоконференцсвязи, составляет 4107).

В ходе проведения анализа правоприменительной практики по показателю неполноты в правовом регулировании общественных отношений (подпункт "ж" пункта 8 методики), по информации Верховного Суда Российской Федерации, установлено следующее.

Развитие информационных технологий, активное использование их в повседневной жизни людей объективно приводят к возникновению новых видов правонарушений. Вместе с тем в настоящее время не предусмотрены эффективные механизмы, позволяющие оперативно и действенно реагировать на подобные нарушения, предотвращая существенный вред, который они могут причинить.

Так, в перечень категорий административных дел, подлежащих рассмотрению по правилам данного кодекса, установленный частями 2, 3 статьи 1 КАС РФ, не включены дела о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", запрещенной к распространению, а также дела о признании информационных материалов экстремистскими.

Необходимость в специальном правовом регулировании порядка рассмотрения данных дел подтверждается объективными потребностями судебной практики.

В связи с изложенным предлагается дополнить КАС РФ главами, регулирующими порядок рассмотрения названных выше категорий дел.

В первые годы действия КАС РФ в судебной практике продолжают возникать вопросы об отнесении новых категорий дел к предмету правового регулирования законодательства о гражданском либо административном судопроизводстве.

При этом неправильное определение судом первой инстанции вида судопроизводства не во всех случаях ведет к ущемлению прав лиц, участвующих в деле, принятию неправильного судебного решения по существу спора. В свою очередь, отмена судебных актов, которыми спор по существу разрешен верно, исключительно по мотиву допущенных судом процессуальных нарушений создает угрозу нарушений принципа правовой определенности и неполучения гражданами и организациями реальной защиты их прав, свобод, законных интересов.

В связи с этим необходимо дополнить КАС РФ и ГПК РФ положениями, предусматривающими, что суд вправе вынести определение о прекращении рассмотрения дела в ненадлежащем порядке и о продолжении рассмотрения дела по правилам административного (гражданского) судопроизводства, если при этом не меняется подсудность дела, состав суда и в результате ведения производства по делу в ином судебном порядке не допущено существенных нарушений правил административного (гражданского) судопроизводства, которые ущемляют права лиц, участвующих в деле, ведут или могут привести к принятию неправильного решения.

Для обеспечения развития единого информационного пространства в сфере правосудия, внедрения технологий электронного правосудия, повышения эффективности обмена информацией о судебных делах, оборота электронных документов и доступности для граждан и организаций информации о судебных делах предлагается дополнение норм КАС РФ, посвященных содержанию судебных актов судов разных инстанций, требованием об указании в них ранее присвоенного номера административного дела.

При изучении практики применения по показателю коллизии норм права (подпункт "з" пункта 8 методики) выявлено, что при принятии КАС РФ не были внесены корреспондирующие его положениям необходимые изменения в отдельные нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, федеральных законов от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности".

В настоящее время вышеуказанные вопросы прорабатываются в Верховном Суде Российской Федерации с учетом позиций заинтересованных органов в рамках разработки проекта федерального закона.

При осуществлении мониторинга правоприменения по показателям, установленным пунктом 9 методики, коррупциогенные факторы в нормативных правовых актах, регулирующих соответствующие правоотношения, не выявлены.