См. Доклад о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2017 год.

Обеспечение доступным и комфортным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг

Обеспечение доступным и комфортным жильем и повышение

качества жилищно-коммунальных услуг

В соответствии с пунктом 6 плана мониторинга Минстроем России, иными федеральными органами исполнительной власти (в рамках компетенции), высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации проведен мониторинг правоприменения в сфере действия федеральных законов от 30 декабря 2012 г. N 291-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования тарифов в сфере электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения", от 7 июня 2013 г. N 123-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", от 20 апреля 2014 г. N 80-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации", от 21 июля 2014 г. N 217-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части законодательного регулирования отношений по найму жилых помещений жилищного фонда социального использования", от 21 июля 2014 г. N 265-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 8 марта 2015 г. N 48-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 13 июля 2015 г. N 252-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", иных федеральных законов, а также подзаконных нормативных правовых актов, принятых во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" (далее - Указ Президента Российской Федерации N 600).

В результате осуществления мониторинга установлено следующее.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации N 600 приняты 31 федеральный закон, а также 95 подзаконных нормативных правовых актов (приложение N 6).

Вместе с тем при анализе правоприменительной практики по показателю наличия нормативных правовых актов, необходимость принятия (издания) которых предусмотрена актами большей юридической силы (подпункт "б" пункта 8 методики), установлено, что до настоящего времени не реализованы одно положение Градостроительного кодекса Российской Федерации, 2 положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), одно положение Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 225-ФЗ "О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", 3 положения Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", одно положение постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" (приложения N 8, 9).

В ходе проведения анализа правоприменительной практики по показателю неполноты в правовом регулировании общественных отношений (подпункт "ж" пункта 8 методики) установлено следующее.

В целях обеспечения прав граждан и защиты их имущества, установления эффективного механизма защиты прав участников долевого строительства и повышения гарантий такой защиты принят Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 218-ФЗ "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающий деятельность некоммерческой организации по защите прав граждан - участников долевого строительства, формирование компенсационного фонда долевого строительства, за счет средств которого будет осуществляться выплата возмещения участникам долевого строительства в случае признания арбитражным судом застройщика банкротом.

Для обеспечения дальнейшего развития жилищного строительства нуждается в совершенствовании правовое регулирование деятельности единого института развития в жилищной сфере.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" аукционы на право заключения договоров аренды земельного участка для целей строительства в электронной форме не проводятся. Для обеспечения доступности и прозрачности их проведения предлагается предусмотреть порядок проведения таких аукционов в электронной форме.

Для стимулирования деятельности жилищно-строительных кооперативов необходимо исключить возможность получения членами жилищностроительных кооперативов, которые строят самостоятельно объекты индивидуального жилищного строительства, земельного участка в собственность до момента ввода объектов в эксплуатацию. Кроме того, предлагается предусмотреть возможность отказа единого института развития в жилищной сфере от договора безвозмездного пользования земельным участком, заключаемого с жилищно-строительным кооперативом, в случае, если жилищно-строительным кооперативом в течение 3 лет не получено разрешение на строительство предусмотренных договором многоквартирных домов, жилых домов в границах земельного участка, переданного в безвозмездное пользование жилищно-строительному кооперативу. Требует однозначного правового регулирования вопрос залога паев жилищностроительных кооперативов.

В целях повышения доступности жилья для всех граждан вне зависимости от уровня доходов предлагается использовать предусмотренные законодательством Российской Федерации механизмы по стимулированию строительства "стандартного жилья", а также отменить термин "жилье экономического класса".

Для решения указанных вопросов Правительством Российской Федерации внесены в Государственную Думу проекты федеральных законов N 185240-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и N 185319-7 "О признании утратившим силу пункта 3 статьи 558 Гражданского кодекса Российской Федерации" (приложение N 10).

По результатам анализа практики соблюдения управляющими организациями лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами выявлена необходимость повышения эффективности лицензионного контроля. В связи с этим предлагается наделить органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный жилищный надзор, полномочием по рассмотрению дел об административных правонарушениях за нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, а также осуществление указанной деятельности без лицензии.

Кроме того, в ЖК РФ целесообразно изменить формы проведения торгов по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом с конкурса на аукцион в электронной форме, а также дополнить ЖК РФ основанием для проведения внеплановой проверки - поступление указания Главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации в случае поступления соответствующего поручения Правительства Российской Федерации.

Для урегулирования указанных вопросов Правительством Российской Федерации в Государственную Думу направлены поправки к проекту федерального закона N 82843-7 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (в части совершенствования правового регулирования отношений в сфере управления многоквартирными домами), внесенному в Государственную Думу Законодательным Собранием Ростовской области (приложение N 10).

По результатам мониторинга выявлена необходимость решения вопроса неплатежей за жилищно-коммунальные услуги в многоквартирных домах. Особая актуальность этой проблемы связана с тем, что размер задолженности в сфере жилищно-коммунального хозяйства, включая задолженность населения по оплате жилищно-коммунальных услуг, управляющих и ресурсоснабжающих организаций перед другими поставщиками коммунальных услуг, превысил 1 трлн. рублей и продолжает увеличиваться. В целях изменения системы отношений по поставке коммунальных ресурсов в многоквартирные дома в новой модели предлагается предусмотреть, что договоры ресурсоснабжения будут заключаться ресурсоснабжающими организациями по типовой форме, утверждаемой Правительством Российской Федерации, непосредственно с собственниками помещений в многоквартирном доме, в случае если они примут такое решение на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, либо ресурсоснабжающая организация в одностороннем порядке откажется от договора ресурсоснабжения, заключенного с лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом. При этом основанием для такого отказа является признанная им или подтвержденная решением суда задолженность перед ресурсоснабжающей организацией по оплате по такому договору в размере, равном или превышающем 2 среднемесячные величины обязательств по его оплате.

В связи с этим на рассмотрении Государственной Думы находится внесенный депутатами проект федерального закона N 207460-7 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (о переходе к новым договорным отношениям между собственниками помещений в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями) (приложение N 10).

При осуществлении мониторинга правоприменения по показателям, установленным пунктом 9 методики, коррупциогенные факторы в нормативных правовых актах, регулирующих соответствующие правоотношения, не выявлены.