Изменения, внесенные Распоряжением Правительства РФ от 20.04.2022 N 947-р, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года.

Приложение N 1

к Стратегии развития экспорта

гражданской продукции авиационной

промышленности Российской Федерации

на период до 2025 года

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОЦЕНКА

ОБЪЕМОВ ЭКСПОРТА ПРИ РАЗЛИЧНЫХ СЦЕНАРИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ

СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТА ГРАЖДАНСКОЙ ПРОДУКЦИИ

АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

Ресурсное обеспечение мероприятий Стратегии развития экспорта гражданской продукции авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегия) обеспечивается за счет средств:

государственной программы Российской Федерации "Развитие авиационной промышленности на 2013 - 2025 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 303 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие авиационной промышленности на 2013 - 2025 годы";

государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 328 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности";

приоритетного проекта "Международная кооперация и экспорт в промышленности", утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. N 11).

Стратегия предполагает реализацию широкого перечня мер финансового и нефинансового характера. В зависимости от набора реализуемых мероприятий и охвата участников сформированы три сценария поддержки экспорта продукции авиационной промышленности с расчетом индикативных объемов потребности в бюджетных ассигнованиях и объемов экспорта - пессимистичный сценарий, базовый сценарий и оптимистичный сценарий.

Пессимистичный сценарий предусматривает отсутствие финансовых мер поддержки экспорта продукции самолетостроения, авиационных комплектующих и гражданских вертолетов.

Отсутствие комплексных мер поддержки экспорта сократит объем производства гражданской продукции самолето- и вертолетостроения до уровня, не превышающего потребности внутреннего рынка, что приведет к снижению темпов производства. При единичных поставках рентабельность программ станет отрицательной, финальный производитель будет нести убытки, возникнут риски прекращения исполнения контрактных обязательств со стороны поставщиков комплектующих. Как следствие, возникнет необходимость покрытия убытков производителей или закрытия соответствующих программ.

Базовый сценарий предусматривает:

сохранение действующего комплекса мер поддержки экспорта продукции самолетостроения в рамках приоритетного проекта "Международная кооперация и экспорт в промышленности" (в том числе отдельные мероприятия государственных программ Российской Федерации "Развитие авиационной промышленности на 2013 - 2025 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 303 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие авиационной промышленности на 2013 - 2025 годы", и "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 328 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности");

сохранение мер поддержки экспорта авиационных комплектующих в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие авиационной промышленности на 2013 - 2025 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 303 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие авиационной промышленности на 2013 - 2025 годы";

реализация мер нефинансовой поддержки.

Согласно базовому сценарию в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие авиационной промышленности на 2013 - 2025 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 303 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие авиационной промышленности на 2013 - 2025 годы", объем потребности в бюджетных ассигнованиях с 2017 года по 2019 год составляет 4,1 млрд. рублей, а с 2020 года по 2025 год - 8,8 млрд. рублей.

Меры поддержки, связанные с предоставлением гарантии остаточной стоимости воздушных судов, базируются на планах производства воздушных судов и могут быть оптимизированы в зависимости от фактической динамики продаж.

Объем и источники ресурсного обеспечения поддержки экспорта авиационной промышленности начиная с 2020 года необходимо уточнять и конкретизировать на уровне государственных программ Российской Федерации и других документов планирования в установленном порядке в соответствующем бюджетном цикле.

Оптимистичный сценарий предполагает создание кредитно-лизинговой платформы по продвижению российской авиационной техники в целях формирования эффективного механизма продаж воздушных судов нового типа с привлечением крупнейших российских и зарубежных лизинговых компаний, имеющих широкую базу клиентов - эксплуатантов авиационной техники, а также доступ к финансовым ресурсам на международных рынках капитала. Привлечение к сотрудничеству зарубежных лизинговых компаний - партнеров позволит получить доступ к новым рынкам продаж гражданских воздушных судов с созданием благоприятного имиджа российской авиационной техники на мировом рынке, а также привлечь дополнительное валютное финансирование по низкой стоимости.

В рамках лизинговой платформы в 2018 - 2025 годах планируется поставить на экспорт 215 гражданских воздушных судов нового типа ("Сухой Суперджет 100" и МС-21) на общую сумму 7650 млн. долларов США.

Для реализации такого механизма планируется создание специализированной лизинговой компании, на базе которой будут консолидированы средства государственной поддержки, заемные средства российских банков, а также кредитные ресурсы, привлекаемые зарубежными лизинговыми компаниями. Эта комбинация финансовых ресурсов позволит обеспечить привлекательные условия для международных авиакомпаний за счет конкурентного на мировом рынке размера лизинговой ставки, что привлечет широкий круг покупателей.

Общий объем государственной поддержки (взносы в капитал специализированной лизинговой компании и субсидирование процентной ставки по кредитам, привлекаемым в российских кредитных организациях) для обеспечения поставки запланированного количества воздушных судов за 2018 - 2025 годы должен составить 73,7 млрд. рублей, в том числе в 2018 - 2020 годах 23,8 млрд. рублей.

При этом эффективность использования бюджетных средств по сравнению с действующими мерами поддержки существенно вырастет. Планируемая доля государственной поддержки в стоимости каждого воздушного судна снизится с 56 процентов (по ранее заключенным сделкам с авиакомпанией "СитиДжет") до 25 - 30 процентов.