I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Федеральный закон N 120-ФЗ) в статье 2 определены задачи деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:

- предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

- выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Кроме того, статей 5 Федерального закона N 120-ФЗ предусматриваются категории лиц, в отношении которых органы и учреждения системы профилактики проводят индивидуальную профилактическую работу.

Согласно статье 11 данного нормативного правового акта в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий на территории Российской Федерации созданы комиссии (комиссии субъектов Российской Федерации и территориальные [муниципальные] комиссии).

Указанной нормой федерального закона на комиссии возложено полномочие по подготовке и направлению в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) органы местного самоуправления отчетов о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и (или) на территории соответствующего муниципального образования.

Подготовка такого отчета требует получения из всех органов и учреждений, входящих в систему профилактики, информации об их деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (в рамках полномочий, предусмотренных Федеральным законом N 120-ФЗ).

Порядок предоставления соответствующей информации предусматривается действующим законодательством, а также может определяться комиссией.

КонсультантПлюс: примечание.

Постановлением Правительства РФ от 10.02.2020 N 120 п. 7 изложен в новой редакции. Норма, предусматривающая осуществление мониторинга деятельности органов и учреждений системы профилактики, содержится в пп. "а" п. 7 новой редакции Примерного положения.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 7 Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2013 г. N 995 (далее - Примерное положение), комиссии субъектов Российской Федерации (то есть комиссии, созданные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и осуществляющие деятельность на территории субъектов Российской Федерации) не только координируют деятельность органов и учреждений системы профилактики, но и осуществляют мониторинг их деятельности в пределах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации и соответствующих субъектов Российской Федерации.

В свою очередь мониторинг - это система наблюдений в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, осуществляемых на постоянной основе посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации о деятельности каждого из субъектов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе реализации планов (программ) индивидуальной профилактической работы.

Следовательно, комиссия вправе запрашивать и получать от органов и учреждений системы профилактики информацию, отнесенную Федеральным законом N 120-ФЗ к их компетенции. При этом вопросы обеспечения деятельности комиссий в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации возлагаются на определенных лиц, которые исполняют соответствующие полномочия (пункт 2 Примерного положения).

Статьей 4 Федерального закона N 120-ФЗ определены органы и учреждения, входящие в систему профилактики, к которым, помимо комиссий, относятся управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции), а также иные учреждения, создаваемые перечисленными органами.

Кроме того, участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется уполномоченными по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, другими органами, учреждениями и организациями в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации.

Поскольку комиссия является коллегиальным органом, основная цель деятельности которого - координация, представляется целесообразным определить следующие этапы сбора и обработки соответствующей информации.

1. Сбор первичной информации, полученной от субъектов системы профилактики (информация поступает в отделы или другие структурные подразделения в составе исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, на которые возложены полномочия по обеспечению деятельности комиссий [далее - аппарат комиссии]).

2. Обработка первичной информации - объединение информационных потоков, их сверка и анализ (осуществляет аппарат комиссии).

3. Подготовка информационно-аналитических материалов и передача их на обсуждение и (или) рассмотрение членам комиссии (осуществляет аппарат комиссии).

4. Обсуждение и (или) рассмотрение информационно-аналитической информации на заседании комиссии и принятие решения (постановления), обязательного для исполнения органами и учреждениями системы профилактики (осуществляет комиссия).

При этом, применительно к организации учета комиссии предлагается предусмотреть следующие понятия.

Учет комиссии - это обработка сведений, возникающих как в процессе непосредственной деятельности комиссии (рассмотрение дел об административных правонарушениях, материалов об отказе в возбуждении уголовного дела и иных), так и поступающих из органов и учреждений системы профилактики материалов о несовершеннолетних, их родителях (иных законных представителях) и иных лицах, в отношении которых указанными органами осуществляется(-лась) индивидуальная профилактическая работа либо принимаются(-лись) меры, направленные на защиту (восстановление) прав и законных интересов.

Обработка информации - это поиск, обновление, использование, передача, распространение, тиражирование, хранение, уничтожение информации.

Целью учета комиссии является организация взаимодействия (координация) органов и учреждений системы профилактики.

Объектами учета могут выступать:

- сведения о несовершеннолетних, категории которых предусмотрены в пункте 1 статьи 5 Федерального закона N 120-ФЗ;

- сведения о родителях или иных законных представителях несовершеннолетних и иных лицах, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 5 Федерального закона N 120-ФЗ;

- иные сведения.

Субъекты учета - комиссии (аппараты комиссий).