5. Образовательная антидопинговая программа для образовательных организаций высшего образования

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АНТИДОПИНГОВАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Программа ориентирована на студентов ВУЗов, получающих образование, не связанное с физической культурой и спортом. Этой целевой аудитории проблема допинга знакома, по большей части, благодаря стереотипам, транслируемым в СМИ, и осознается преимущественно через призму "допинговых скандалов". Вероятность того, что проблема окажется значимой в личностном плане и молодой человек встанет перед таким выбором, гораздо меньше, чем применительно к студентам физкультурно-спортивных ВУЗов (хотя и не исключена - к сожалению, злоупотребление некоторыми запрещенными субстанциями давно уже вышло за пределы спорта). Отвечая на вопрос, зачем им осваивать антидопинговую образовательную программу, акцентируем внимание на следующих аспектах:

1. Проблема допинга вышла за рамки собственно спорта и так или иначе проявляется в различных сферах общественной жизни: экономической, политической и т.д. В этом плане ее изучение можно рассматривать как элемент общекультурного развития.

2. Для формирования корректного и заинтересованного отношения к спорту важно понимать реальное состояние ситуации с допингом и отказаться от некоторых шаблонов и стереотипов (особенно от взгляда, что слова "спорт" и "допинг" - едва ли не синонимы).

3. Обсуждение проблемы допинга расширяет возможности решения задачи профилактики зависимого поведения в подростково-молодежной среде (в том числе и такие аспекты, как получившее распространение в некоторых молодежных кругах немедицинское употребление стероидных субстанций, стимуляторов и т.п.).

Соответственно, программы имеют следующую специфику:

- Отражение проблемы допинга в областях общественной жизни, напрямую не связанных со спортом.

- Критический анализ распространенных стереотипов о допинге.

- Критический анализ информации о недавних "допинговых скандалах" (актуальные примеры берутся из недавних новостей, опубликованных в СМИ).

- Усиленное акцентирование внимания на параллелях между проблемами допинга и аддиктивного поведения.

В сложившейся образовательной практике отдельные учебные курсы антидопинговой тематики для студентов ВУЗов, не относящихся к физкультурно-спортивным, в большинстве случаев не читаются. Вопрос о целесообразность их внедрения и место в учебном плане (семестр, в котором они читаются, статус обязательной дисциплины либо курса по выбору) должен решаться в каждом случае индивидуально в зависимости от направления подготовки студентов и вероятности того, что они столкнутся с подобными вопросами в будущей профессиональной деятельности. Как правило, целесообразно изучать данную проблему на протяжении 3-го или 4-го семестров, либо предложив в качестве дисциплины по выбору, либо интегрировав как теоретический блок в общий курс физической культуры.