6.1. Примерная рабочая программа по дисциплине "Основы антидопингового обеспечения" по направлениям подготовки 49.03.01 "Физическая культура", 49.03.02 "Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)", 49.03.03 "Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм" квалификация (степень) бакалавр

6.1. ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ОСНОВЫ АНТИДОПИНГОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ"

ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ПОДГОТОВКИ 49.03.01 "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА",

49.03.02 "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ ЛИЦ С ОТКЛОНЕНИЯМИ

В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ (АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА)",

49.03.03 "РЕКРЕАЦИЯ И СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ"

КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) БАКАЛАВР

1. Изучение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (ФГОС ВО).

В соответствии с действующими ФГОС ВО:

По направлению "Физическая культура"

- способность осуществлять спортивную подготовку в избранном виде спорта с учетом особенностей обучающихся на основе положений дидактики, теории и методики физической культуры и требований стандартов спортивной подготовки (общепрофессиональные компетенции - 3);

- способность формировать мотивацию к занятиям избранным видом спорта, воспитывать у обучающихся моральные принципы честной спортивной конкуренции (профессиональные компетенции - 9);

По направлению Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)

- умением формировать у лиц с отклонениями в состоянии здоровья социально значимые потребности, ценностные ориентации, направленность личности, мотивацию в деятельности, установки, убеждения, позволяющие им самим управлять собой, подчинять самого себя собственной воле (общепрофессиональные компетенции - 9);

- знанием основных причин и условий возникновения негативного социального поведения (наркомании, алкоголизма, табакокурения, компьютерной, экранной, игровой зависимостей), способов и приемов воспитания у лиц с отклонениями в состоянии здоровья активного отрицательного отношения к этим явлениям (профессиональные компетенции - 5);

- умением проводить профилактическую работу по недопущению негативных социальных явлений в жизни лиц с отклонениями в состоянии здоровья (профессиональные компетенции - 6);

по направлению Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм способностью осуществлять деятельность, направленную на профилактику асоциального поведения, проявления экстремизма, девиантного и деликтивного поведения (общепрофессиональные компетенции - 4).

В соответствии с проектом ФГОС ВО (3++)

- общепрофессиональные компетенции - 6 "Способен проводить работу по предотвращению применения допинга".

Результаты обучения по дисциплине:

Знания:

- понятие допинга, история борьбы с допингом в спорте, общие принципы борьбы с допингом, ущерб, наносимый допингом идее спорта;

- спортивные ценности, спортивная этика, правильное спортивное поведение, важность антидопингового образования;

- правовое регулирование борьбы с допингом: содержание и принципы антидопинговой Конвенцию Совета Европы, Международную конвенцию ЮНЕСКО о борьбе с допингом в спорте, Всемирный антидопинговый кодекс, антидопинговые международные стандарты; положения Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Общероссийских антидопинговых правил;

- международные и национальные антидопинговые организации, роль WADA в борьбе с допингом, полномочия и обязанности международных и национальных антидопинговых организаций;

- "Запрещенный список": его структуру и порядок создания;

химическую структуру классов веществ, включенных в список;

- разрешение на терапевтические использование, и порядок его получения;

- эффекты производительности классов веществ, включенных в список;

- последствия для здоровья при использовании запрещенных веществ или методов;

- риск применения пищевых добавок: оценка риска и потребности;

- права и обязанности спортсменов, принцип строгой ответственности, роль и обязанности обслуживающего персонала;

- биологический паспорт спортсмена;

- роль спортсменов, обслуживающего персонала, родителей, клубов, спонсоров, политики, средств массовой информации и аудитории в борьбе с допингом;

- процедуру допинг-контроля для крови и мочи;

- процедуры выборы спортсменов, создание зарегистрированных пулов тестирования и местонахождения;

- роль и ответственность антидопинговой лаборатории от получения образца до доставки результата;

- понятие и виды нарушений антидопинговых правил;

- систему мер ответственности за применение допинга

- принципы организации и проведения антидопинговой профилактической работы;

- значение антидопингового образования, организацию процесса антидопингового обеспечения в конкретной организации.

Умения:

- ориентироваться в положениях нормативных актов, регулирующих принципы борьбы с допингом, процедуру допинг-контроля, правовые последствия применения допинга, способы защиты прав спортсмена;

- ориентироваться в списке запрещенных к использованию веществ и методов, самостоятельно отслеживать изменения "запрещенного списка";

- анализировать и обобщать сведения об изменениях в антидопинговых и международных стандартах;

- критически оценивать свое поведение, поведение других спортсменов, тренеров, медицинского персонала, анализировать и оценивать результаты и последствия действий (бездействий) с правовой точки зрения;

- раскрывать проблему злоупотребления наркотиков и допинга в социальном, психолого-педагогическом и медико-биологическом контексте;

- воспитывать у обучающихся честность, спортивную этику, спортивные ценности и моральные принципы честной спортивной конкуренции;

- разрабатывать антидопинговые и антинаркотические профилактические программы для детей, подростков и молодежи с использованием средств физической культуры и спорта, а также различных форм олимпийского образования;

Навыки и (или) опыт деятельности:

- опыт анализа положений нормативных актов, отражающих антидопинговую работу международных и национальных организаций;

- опыт подготовки запроса на терапевтическое использование в качестве спортсмена;

- опыт анализа проблем допинга применительно к отдельному виду спорта;

- опыт планирования мероприятий по профилактике применения допинга со спортсменами, учениками, родителями, студентами, формированию у обучающихся мотивации к занятиям избранным видом спорта на принципах честной спортивной конкуренции.