7.2. Отчет о результатах контрольного мероприятия

7.2.1. Отчет о результатах контрольного мероприятия (далее - отчет) представляет собой документ Счетной палаты, который содержит основные результаты контрольного мероприятия в соответствии с поставленными целями, выводы и предложения (рекомендации).

7.2.2. Результаты контрольного мероприятия формируются по каждой цели контрольного мероприятия в разрезе вопросов программы проведения контрольного мероприятия на основе анализа и обобщения доказательств, зафиксированных в актах и рабочей документации. Результаты контрольного мероприятия должны содержать описание нарушений и недостатков в деятельности объектов контрольного мероприятия по формированию, управлению и распоряжению федеральными и иными ресурсами, а также характеристику выявленных проблем нормативно-правового регулирования в сфере предмета контрольного мероприятия по каждой цели контрольного мероприятия.

7.2.3. На основе результатов контрольного мероприятия формулируются выводы по каждой цели контрольного мероприятия, которые должны содержать:

обобщенную характеристику выявленных нарушений или информацию об отсутствии выявленных нарушений, а также информацию о наличии положительного опыта по формированию, управлению и распоряжению федеральными и иными ресурсами (при наличии);

(в ред. Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 24.12.2020 N 21ПК)

характеристику недостатков в нормативно-правовом регулировании в сфере предмета контрольного мероприятия или в деятельности объекта контрольного мероприятия;

причины возникновения выявленных нарушений и недостатков, в том числе нарушений и недостатков системного характера, риски, последствия, к которым привели или могут привести выявленные нарушения и недостатки;

(в ред. Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 24.12.2020 N 21ПК, в ред., Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 24.12.2021 N 15ПК)

список ответственных должностных лиц, нарушивших (допустивших нарушения) требования правовых актов;

оценку размера ущерба (при его наличии), причиненного государству.

Содержание выводов не должно дублировать приведенное в соответствующем разделе отчета описание результатов мероприятия.

(абзац введен Постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 14.04.2020 N 9ПК)

Выводы должны обобщать результаты контрольного мероприятия.

Формулировка каждого вывода должна представлять собой итоговое утверждение, выражающее в краткой форме логический итог обобщения результатов контрольного мероприятия по каждой его цели.

(часть введена Постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 24.12.2020 N 21ПК)

7.2.4. На основе выводов подготавливаются требования и (или) предложения (рекомендации).

(часть в ред. Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 15.12.2023 N 23ПК)

Требования адресуются объекту контрольного мероприятия и указывают на необходимость принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, устранению причин и условий их возникновения, а при наличии ущерба - по его возмещению и привлечению к ответственности лиц, допустивших указанные нарушения. Требования отражаются в подготавливаемых одновременно с отчетом представлениях Счетной палаты.

(в ред. Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 27.10.2023 N 18ПК)

Предложения (рекомендации) адресуются объекту контрольного мероприятия, а также иным органам и организациям и указывают на меры, в случае принятия которых в рекомендуемые сроки возможно улучшение результатов деятельности объекта контрольного мероприятия, создание условий для целевого, эффективного использования федеральных и иных ресурсов, повышения качества финансового менеджмента, а также содействие системным улучшениям в сфере государственного управления. Предложения (рекомендации) могут содержать описание конкретных организационных и иных действий, в том числе направленных на исключение повторного возникновения выявленных нарушений и недостатков у объекта контрольного мероприятия и иных органов и организаций. Предложения (рекомендации) отражаются в отчете и подготавливаемых одновременно с отчетом информационных письмах Счетной палаты.

Предложения (рекомендации) сформулированы надлежащим образом, если они:

способствуют устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков, описанных в отчете;

логически следуют из выводов, опирающихся на результаты контрольного мероприятия;

конкретны, ориентированы на результат, содержат рекомендованный срок реализации;

адресованы объектам контрольного мероприятия, иным органам и организациям, к полномочиям и ответственности которых относится их реализация (далее - получатели (адресаты);

учитывают ранее выданные предложения (рекомендации), а также результаты их реализации;

учитывают возможности получателей (адресатов) реализовать их в рекомендованные сроки самостоятельно или с привлечением дополнительных ресурсов;

формулируются с учетом возможности контроля их реализации, а в случае необходимости выполнения для реализации рекомендации нескольких отдельных взаимосвязанных действий обеспечивается возможность осуществления мониторинга выполнения каждого из таких действий.

Предложения (рекомендации) по результатам контрольного мероприятия в обязательном порядке излагаются в соответствующем разделе отчета в разрезе их получателей (адресатов). Содержание предложений (рекомендаций), изложенных в документах, подготавливаемых одновременно с отчетом, должно соответствовать содержанию предложений (рекомендаций), изложенных в отчете.

Если принятие мер по устранению выявленных в ходе контрольного мероприятия недостатков, причин и условий выявленных нарушений и недостатков также относится к компетенции и полномочиям органов и организаций, не являвшихся объектами контрольного мероприятия, то им направляются информационные письма, содержащие соответствующие предложения (рекомендации).

(в ред. Постановления Счетной палаты РФ от 24.12.2020 N 21ПК)

7.2.4.1. Для обеспечения учета предложений (рекомендаций) Счетной палаты формируется Карта предложений (рекомендаций) по форме, приведенной в приложении N 29 к Стандарту.

В Карте предложений (рекомендаций) указываются предложения (рекомендации), сформулированные по итогам мероприятия, в том числе приоритетные. К приоритетным предложениям (рекомендациям) относятся, в частности, те из них, практическая реализация которых в рекомендованный срок предполагает:

(в ред. Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 15.12.2023 N 23ПК)

повышение качества управления доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

повышение эффективности использования федеральных и иных ресурсов;

исключение условий для неправомерного и нецелевого использования федеральных и иных ресурсов;

устранение причин нарушений и (или) недостатков системного характера;

принципиальное улучшение качества принимаемых решений в сфере государственного (стратегического) управления по основным вопросам устойчивого достижения национальных (стратегических) целей;

ощутимые улучшения условий жизни граждан Российской Федерации (охватывают значительную долю граждан) или категорий граждан, требующих отдельного внимания со стороны государства;

повышение качества финансового менеджмента объекта контрольного мероприятия, других объектов аудита (контроля) Счетной палаты;

исключение причин возникновения нарушений в финансово-бюджетной сфере, их профилактику;

повышение обоснованности и аргументированности принятия решений в системе государственного управления;

повышение открытости государственных данных с учетом существующих ограничений конфиденциальности данных;

обеспечение трансформационного сдвига в определенной отрасли или системе управления, включая решение критических проблем и устранение их причин, распространение положительных эффектов на уровне всего государства.

В рамках подготовки Карты предложений (рекомендаций) членом Коллегии Счетной палаты, ответственным за проведение контрольного мероприятия, может инициироваться рассмотрение вопроса об отнесении к приоритетным и других предложений (рекомендаций).

Вопрос об отнесении предложений (рекомендаций) к приоритетным рассматривается на заседании Коллегии Счетной палаты по предложению члена Коллегии Счетной палаты, ответственного за проведение контрольного мероприятия, либо члена Коллегии Счетной палаты, подготовившего соответствующие предложения (рекомендации) в части своей компетенции (в случае проведения контрольного мероприятия, охватывающего вопросы, входящие в компетенцию двух и более направлений деятельности Счетной палаты).

Решение об отнесении предложений (рекомендаций) к приоритетным принимается Коллегией Счетной палаты при рассмотрении вопроса об утверждении отчета.

(пп. введен Постановлением Счетной палаты РФ от 24.12.2020 N 21ПК)

7.2.5. Отчет имеет следующую структуру:

ключевые итоги контрольного мероприятия в объеме до пяти страниц, в которых приводится обобщенное описание основной цели (основных целей) мероприятия, обусловливающей (обусловливающих) его проведение, описание наиболее важных результатов контрольного мероприятия, наиболее значимых выводов, требований, предложений (рекомендаций), при необходимости раздел дополняется визуализацией ключевых итогов;

(в ред. Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 15.12.2023 N 23ПК)

основание проведения контрольного мероприятия;

предмет контрольного мероприятия;

цели контрольного мероприятия в разрезе вопросов программы проведения контрольного мероприятия;

критерии аудита в случаях, если необходимость их выбора или разработки предусмотрена соответствующими стандартами внешнего государственного аудита (контроля);

перечень объектов контрольного мероприятия;

сроки проведения контрольного мероприятия в отношении каждого из объектов контрольного мероприятия;

проверяемый период деятельности объектов контрольного мероприятия;

краткая характеристика сферы предмета контрольного мероприятия в объеме не более одной страницы, в которой в качестве контекста излагается информация, необходимая и достаточная для последовательного изложения результатов контрольного мероприятия (при необходимости);

результаты контрольного мероприятия по каждой цели, оценка надежности используемых фактических данных и информации (при необходимости);

информация о наличии замечаний, поступивших от ответственных должностных лиц объектов контрольного мероприятия на акты, и результатах их рассмотрения;

выводы по каждой цели;

требования в адрес объекта (объектов) контрольного мероприятия, предложения (рекомендации) <7(1)>;

(в ред. Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 15.12.2023 N 23ПК)

--------------------------------

<7(1)> Информация о направлении представлений, информационных писем (с указанием предложений (рекомендаций), обращений в правоохранительные органы, контрольные (надзорные) органы, уведомлений о применении бюджетных мер принуждения.

(сноска введена Постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 15.12.2023 N 23ПК)

приложения, включая Карту итогов контрольного мероприятия и Карту предложений (рекомендаций).

Форма отчета о результатах контрольного мероприятия приведена в приложении N 20 к Стандарту.

7.2.6. При составлении отчета следует руководствоваться следующими требованиями:

результаты контрольного мероприятия должны излагаться последовательно в соответствии с целями и в разрезе вопросов программы проведения контрольного мероприятия и давать по каждому из них ответы с выделением наиболее важных проблем;

не следует подробно описывать все выявленные нарушения и недостатки, необходимо давать лишь их обобщенную характеристику, иллюстрируя их наиболее значимыми фактами и примерами (детальное описание всех выявленных нарушений и недостатков дается в представлениях Счетной палаты, направляемых руководителям объектов контрольного мероприятия);

сделанные выводы должны быть аргументированными, а предложения (рекомендации), подготовленные на основе выводов, являться их логическим продолжением;

отчет должен содержать только информацию, результаты и выводы, которые подтверждаются соответствующими доказательствами и основаны на фактах, зафиксированных в актах и рабочей документации, оформленной в ходе проведения контрольного мероприятия;

текст отчета должен быть написан лаконично, не содержать повторений, легко читаться и быть понятным, а при использовании каких-либо специальных терминов и сокращений они должны быть объяснены;

при необходимости следует использовать наглядные средства (фотографии, рисунки, таблицы, схемы, графики и т.п.);

факты устранения объектом контрольного мероприятия (в период от подписания акта о результатах контрольного мероприятия его участниками до утверждения отчета о результатах контрольного мероприятия) нарушений, требующих возврата средств в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации, отражаются в отчете при условии непосредственного перечисления средств на счета уполномоченных органов, подтвержденного соответствующими расчетно-платежными документами;

объем текста отчета, не считая приложений к нему, с учетом масштаба и характера проведенного контрольного мероприятия не должен превышать 45 страниц (81 000 знаков), а в случаях проведения контрольного мероприятия с участием двух и более направлений деятельности Счетной палаты или совместно с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации либо включения в программу проведения контрольного мероприятия пяти и более объектов или определения проверяемого периода длительностью свыше трех лет - не более 60 страниц (108 000 знаков). Одновременно с этим отчет оформляется с учетом общих требований к оформлению служебных документов в Счетной палате <8>.

(часть в ред. Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 15.12.2023 N 23ПК)

--------------------------------

<8> Установлены пунктом 3.3.1 Инструкции по делопроизводству в Счетной палате Российской Федерации.

(в ред. Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 15.12.2023 N 23ПК)

Подготовка отчета завершается подготовкой раздела "Ключевые итоги контрольного мероприятия". Содержание данного раздела включает изложение ключевых итогов контрольного мероприятия, выполненное на основе обобщения положений отчета и выделения наиболее существенных итогов контрольного мероприятия.

(в ред. Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 14.04.2020 N 9ПК, Постановления Счетной палаты РФ от 24.12.2020 N 21ПК)

7.2.7. Член Коллегии Счетной палаты, ответственный за проведение контрольного мероприятия, и руководитель контрольного мероприятия несут ответственность за соответствие отчета требованиям Стандарта, включая соответствие фактов и выводов, отраженных в отчете, вносимом на рассмотрение Коллегии Счетной палаты, фактам, изложенным в актах и в рабочей документации.

При этом по итогам рассмотрения документов, подготовленных по результатам контрольного мероприятия, квалификация нарушений, отраженных в актах, может быть изменена (скорректирована), в том числе с учетом замечаний к актам, поступивших от ответственных должностных лиц объектов контрольного мероприятия, а также с учетом правовой экспертизы.

Решение о включении в отчет информации о недостатках и фактах нарушений, отраженных в актах, принимает член Коллегии Счетной палаты, ответственный за проведение контрольного мероприятия.

7.2.8. Если в ходе контрольного мероприятия составлялись акты по фактам создания препятствий инспекторам и иным сотрудникам аппарата Счетной палаты для проведения контрольного мероприятия, акты по фактам выявления нарушений, наносящих ущерб государству и требующих в этой связи безотлагательного пресечения, акты по фактам опечатывания касс, кассовых и служебных помещений, складов и архивов, акты изъятия документов и направлялись соответствующие представления руководителям объектов контрольного мероприятия, то эту информацию следует указать в отчете с отражением мер, принятых объектом контрольного мероприятия по устранению нарушений, а также результатов их выполнения.

Если по результатам контрольного мероприятия необходимо направить представления руководителям объектов контрольного мероприятия, информационные письма руководителям соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и учреждений, а также обращения в правоохранительные органы, контрольные (надзорные) органы, в отчете формулируются соответствующие предложения с указанием получателей (адресатов).

(в ред. Постановления Счетной палаты РФ от 24.12.2020 N 21ПК, Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 15.12.2023 N 23ПК)

7.2.9. При подготовке по итогам контрольного мероприятия выводов и предложений (рекомендаций) используются результаты работы внешних экспертов, привлеченных к участию в проведении контрольного мероприятия на договорной основе.

Результаты работы внешних экспертов, приложенные к актам, могут отражаться в отчете о результатах контрольного мероприятия по решению члена Коллегии Счетной палаты, ответственного за проведение контрольного мероприятия.

Использование результатов работы внешних экспертов не освобождает должностных лиц Счетной палаты от ответственности за выводы, предложения (рекомендации), сформированные ими по результатам контрольного мероприятия и отраженные в отчете о результатах контрольного мероприятия.

(в ред. Постановления Счетной палаты РФ от 24.12.2020 N 21ПК)

7.2.10. Приложениями к отчету являются следующие материалы:

перечень законодательных и иных нормативных правовых актов, исполнение которых проверено в ходе контрольного мероприятия (при необходимости);

перечень документов, не полученных по запросам Счетной палаты в ходе проведения контрольного мероприятия;

перечень актов, оформленных в ходе контрольного мероприятия (при наличии);

перечень актов, оформленных по результатам контрольного мероприятия;

копии протоколов об административных правонарушениях;

карта итогов контрольного мероприятия (форма таблицы "Карта итогов контрольного мероприятия" к отчету о результатах контрольного мероприятия утверждается Коллегией Счетной палаты <9>);

(абзац 7 в ред. Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 14.04.2020 N 9ПК, абзац 8 исключен)

--------------------------------

<9> Решение Коллегии Счетной палаты от 15 апреля 2016 г. N 16К (1091).

(сноска введена Постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 15.12.2023 N 23ПК)

Карта предложений (рекомендаций);

описание данных, методов их сбора и анализа, используемых для получения доказательств и обоснования результатов мероприятия (включая информацию о наличии ограничений);

информация, дополняющая и (или) иллюстрирующая результаты мероприятия, в частности: графический материал большого объема и (или) формата, таблицы большого формата, схемы, информация ограниченного распространения или содержащая сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну.

Приложения к отчету являются его неотъемлемой частью.

(в ред. Постановления Счетной палаты РФ от 24.12.2020 N 21ПК)

7.2.11. Карта итогов контрольного мероприятия формируется в КПС "ККМ СП-АУДИТ".

(часть в ред. Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 15.12.2023 N 23ПК)

В карте итогов контрольного мероприятия отражается информация о выявленных нарушениях, недостатках, в том числе связанных с неэффективным использованием федеральных и иных ресурсов, содержащаяся в согласованных Правовым департаментом проектах представлений, информационных писем, обращений в правоохранительные органы, контрольные (надзорные) органы, уведомлений о применении бюджетных мер принуждения, а также информация о причинах (в случае их установления) нарушений и недостатков и иная информация о результатах проведенного контрольного мероприятия в соответствии с установленным порядком функционирования КПС "ККМ СП-АУДИТ",

(в ред. Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 24.12.2021 N 15ПК, Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 15.12.2023 N 23ПК)

При этом в карту итогов контрольного мероприятия также включаются нарушения, выявленные в ходе проводимого контрольного мероприятия и устраненные до внесения отчета о результатах контрольного мероприятия на рассмотрение Коллегии Счетной палаты.

Текст нарушений в карте итогов контрольного мероприятия должен содержать описание действий (бездействия) должностных лиц объекта контрольного мероприятия, которые привели к такому нарушению, с указанием положений (статья, часть, пункт, подпункт) и реквизитов правовых актов, исполнение которых нарушено, периода, в котором было допущено нарушение, сумму нарушения в случаях, предусмотренных Классификатором нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля).

(новый пункт 7.2.11. введен, пункт 7.2.11. перенумерован в 7.2.12. в ред. Постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 14.04.2020 N 9ПК)

Если в ходе контрольного мероприятия выявлены нарушения (недостатки), относящиеся к компетенции направлений деятельности Счетной палаты, не участвовавших в проведении данного контрольного мероприятия, информация о таких нарушениях (недостатках) для обеспечения их учета и анализа на предмет системного характера, исследования причин, в том числе в ходе дальнейших тематических контрольных или экспертно-аналитических мероприятий, с учетом компетенции, установленной Регламентом Счетной палаты Российской Федерации, представляется в форме выписки из карты итогов контрольного мероприятия автоматически посредством КПС "ККМ СП-АУДИТ" в течение 15 рабочих дней с даты принятия Коллегией Счетной палаты решения об утверждении отчета о результатах контрольного мероприятия:

(часть в ред. Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 15.12.2023 N 23ПК)

в направления деятельности Счетной палаты (Сводный департамент аудита федерального бюджета аппарата Счетной палаты), в компетенцию которых входит координация деятельности Счетной палаты по контролю соответствующего объекта контрольного мероприятия как главного администратора средств федерального бюджета;

в направления деятельности Счетной палаты (Сводный департамент аудита федерального бюджета аппарата Счетной палаты), в компетенцию которых входит свод и анализ соответствующих нарушений (недостатков) в процессе формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты.

(абзацы 5 - 7 дополнены в ред. Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 24.12.2021 N 15ПК)

7.2.12. В случае необходимости может подготавливаться отчет о промежуточных результатах контрольного мероприятия.

Подготовка и оформление отчета о промежуточных результатах контрольного мероприятия осуществляются в соответствии с требованиями, предъявляемыми Стандартом к окончательному отчету о результатах контрольного мероприятия.