VI. Ожидаемые результаты реализации Стратегии

Результаты развития янтарной отрасли определены ее целями и основаны в первую очередь на анализе развития мирового рынка.

В целом объем мирового рынка янтаря, включая оборот янтарного сырья, по состоянию на 2015 год, по оценке аналитического агентства Global Market Research, составил около 2 млрд. долларов США, оборот янтарного сырья на нем за последние 10 лет вырос практически в 2 раза.

На мировом рынке янтаря выделяются 3 сегмента - янтарное сырье, изделия из янтаря, янтарная продукция технического назначения.

Рынок янтарного сырья, который оценивается более чем в 550 млн. долларов, после спада в 2009 году имеет тенденцию к росту. При этом значительная доля этого рынка приходится на российский янтарь.

Ценообразование в целом на янтарном рынке непрозрачно, поскольку реализация янтарного сырья практически не осуществляется на организованных торгах, все сделки в основном заключаются по прямым контрактам. Значительно искажают ценовую конъюнктуру большие объемы нелегального оборота янтаря-сырца.

Высокий рост цен сформировал спрос на китайском рынке янтарного сырья. С учетом популярности изделий из янтаря в Китае и возрастающих трудностей по поиску сырья для переработки предполагается, что тенденция к сохранению спроса на янтарь имеет долгосрочный характер.

По уровню сырьевой базы и качеству янтаря российский янтарь занимает самые высокие позиции и значительно опережает ближайших зарубежных конкурентов - Польшу и Украину. При этом в части ценовой конкуренции проведенный Калининградским янтарным комбинатом анализ показывает, что в существующей ценовой дифференциации у России имеется значительный экспортный потенциал.

Рынок янтаря-сырца представляет лишь один сегмент мирового янтарного рынка. Большую часть янтарного рынка составляют переработка и производство изделий и продукции из янтаря, где рентабельность в разы выше, чем в сырьевом секторе. Несмотря на наличие в России самой большой и качественной собственной сырьевой базы, российские переработчики практически не присутствуют на мировом рынке янтарных изделий. Более 80 процентов выпуска янтарной продукции приходится на долю Китая, Польши и Литвы.

Рынок ювелирных изделий из янтаря представляет собой неотъемлемую часть глобального ювелирного рынка и развивается в контексте направлений этого рынка. Рынок ювелирных украшений во многом зависит от общей экономической конъюнктуры, которая в последние годы в целом неблагоприятна. Однако годовые темпы роста ювелирного рынка, несмотря на значительное падение в 2011 году, все же сохранили положительную динамику.

Тенденцией развития современного производства по переработке янтаря является использование всех фракций янтарного сырья и его глубокая переработка. Такое развитие мировой янтарной отрасли во многом обусловлено тем, что около 80 процентов общих объемов производства янтарного сырья составляет мелкая (сравнительно дешевая) фракция. В этой связи рост потребления янтаря в перспективе с большой вероятностью будет поддерживаться не только за счет роста ювелирных изделий, но и за счет янтарной продукции технического и бытового назначения.

Потенциальные возможности по увеличению спроса на янтарную продукцию имеет российский рынок, но необходимо продолжить его дальнейшее формирование. В соответствии с прогнозом долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (по инновационному варианту) за период 2012 - 2030 годов реальные денежные доходы населения вырастут в 2,2 раза, что будет способствовать росту внутреннего потребления янтаря. При этом по прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (по базовому сценарию) реальные располагаемые денежные доходы населения составят в 2017 году - 100,2 процента к уровню предыдущего года, в 2018 году - 100,5 процента и в 2019 году - 100,8 процента.

Росту потребления янтаря будет также способствовать развитие туризма, в первую очередь в Калининградской области. По данным Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу, количество туристов, посетивших Калининградскую область, в 2011 году составило 0,45 млн. человек. В соответствии с целевыми показателями социально-экономического развития Калининградской области на период до 2020 года планируется, что этот показатель в 2020 году составит 1,1 млн. человек по инерционному сценарию, 2,55 млн. человек - по активному сценарию и 7 млн. человек - по амбициозному сценарию. В соответствии с государственной программой Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года" число принятых иностранных туристов в 2018 году вырастет до 703,5 тыс. человек по сравнению с 66,5 тыс. человек в 2014 году.

Таким образом, развитие янтарной отрасли России будет направлено на повышение уровня добычи янтарного сырья при экспортной направленности поставок янтарной продукции, предполагающей уменьшение доли янтарного сырья и увеличение доли продукции более высоких переделов, и постепенное повышение внутреннего потребления.

При оценке результатов реализации Стратегии по базовому сценарию было принято, что:

темпы роста мирового рынка янтаря будут на уровне 3 процентов;

умеренно увеличатся объемы потребления янтаря в традиционных странах-потребителях (Китай, страны Европейского союза, Соединенные Штаты Америки), причем на долю Китая будет приходиться до половины мирового потребления янтаря;

увеличится производство (предложение) неювелирной продукции из янтаря за счет переработки мелких фракций. При расчетах не учитывались факторы инфляции и роста цен на янтарное сырье и продукцию, так как они предполагают большую неопределенность.

Экономические показатели развития янтарной отрасли в 2017 - 2025 годах представлены в приложении N 5.

По итогам реализации Стратегии к 2025 году будут достигнуты следующие основные результаты:

добыча янтарного сырья вырастет по сравнению с 2016 годом в 1,55 раза, до 500 тонн в год;

доля экспорта янтарного сырья в общем объеме его добычи по сравнению с 2016 годом уменьшится с 80 процентов до 15 процентов;

объем производства продуктов переработки янтаря вырастет по сравнению с 2016 годом в 7 раз, с 0,8 до 5,6 млрд. рублей (в действующих ценах);

занятость в сфере производства продуктов переработки янтаря вырастет по сравнению с 2016 годом в 3 раза, с 2 до 6 тыс. человек;

количество функционирующих туристических и культурных объектов, связанных с янтарем (точек притяжения туристов), вырастет по сравнению с 2016 годом в 1,5 раза, с 20 до 30 единиц.

Результатами реализации Стратегии также станут существенный рост числа специалистов, проходящих обучение и (или) переобучение для работы в янтарной отрасли, и увеличение объемов налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от организаций по добыче янтаря и производству продуктов его переработки.