Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

4. Организация и регулирование системы аудита недропользования

4. Организация и регулирование системы

аудита недропользования

4.1. Аудит проводится:

- по инициативе органов государственного контроля в сфере недропользования;

- по инициативе собственника предприятия или организации с целью проверки соблюдения им требований и выработки соответствующих корректирующих мер, повышающих эффективность использования недр;

- по инициативе потенциального пользователя недр с целью выбора оптимального объекта недропользования, выставленного на конкурс или аукцион;

- по инициативе органов исполнительной власти, финансовых, кредитных и других заинтересованных органов по согласованию с руководством или собственником предприятия.

4.2. Организационная структура

Организация, регулирование и функционирование системы аудита недропользования на предприятиях ТЭК на федеральном уровне осуществляется совместно МПР России, Минтопэнерго России и Госгортехнадзором России в пределах их компетенций.

Организация и регулирование системы аудита недропользования, как вида услуг, осуществляется головным отраслевым центром, в пределах его компетенции.

Функции головного отраслевого центра определяются настоящим Положением и Положением о нем, утверждаемым МПР России и Минтопэнерго России по согласованию с Госгортехнадзором России.

Аудит недропользования проводится аудиторскими организациями.

4.3. Деятельность в сфере аудита недропользования имеет следующие ограничения:

аудит недропользования не может проводиться аудиторскими организациями в отношении юридических лиц, являющихся их учредителями, акционерами, кредиторами, страховщиками, а также в отношении которых эти аудиторские организации являются учредителями, акционерами или дочерними предприятиями;

аудит недропользования не может проводиться аудиторами, являющимися собственниками, акционерами, руководителями и иными должностными лицами проверяемого предприятия - недропользователя.

4.4. Основными функциями головного отраслевого центра являются:

- регулирование функционирования системы аудита недропользования;

- организация и проведение обучения и аттестации аудиторов;

- выдача сертификатов физическим лицам и аккредитация на аудиторскую деятельность юридических лиц;

- методическое обеспечение работ, связанных с выполнением аудита недропользования;

- контроль качества услуг, предоставляемых в процессе аудита;

- консультационное обслуживание органов законодательной, исполнительной и судебной власти, заказчиков аудирования, аудиторов, аудиторских организаций, других заинтересованных лиц.

4.5. Регулирование системы аудита

Регулирование деятельности в сфере аудита недропользования обеспечивается с помощью механизмов аттестации и аккредитации, порядок проведения которых разрабатывается головным отраслевым центром, утверждается МПР России и Минтопэнерго России по согласованию с Госгортехнадзором России.

Аттестацию аудиторов проводит аттестационная комиссия, образуемая головным отраслевым центром с привлечением специалистов МПР России, Минтопэнерго России, Госгортехнадзора России, других министерств и ведомств, представителей научных организаций.

Для получения аттестата аудитора заявитель проходит:

- обучение и стажировку;

- проверку и оценку знаний.

Заявитель, успешно прошедший аттестацию, получает квалификационный аттестат установленного образца.

Юридическое лицо, желающее заниматься аудитом недропользования, должно обратиться в головной отраслевой центр для аккредитации на данный вид деятельности.

Аккредитация осуществляется на основании соответствующего заявления с приложением учредительных документов, копии свидетельства о государственной регистрации, сведений о финансовом состоянии организации, справки от налоговой инспекции, копии лицензии на право выполнения видов деятельности, связанных с недропользованием, сведений о руководителе организации, его заместителях и аудиторах, имеющих квалификационный аттестат.

4.6. Организация проведения аудита

Аудит недропользования проводится на основании договора, заключенного между аудиторской организацией и заказчиком.

Процедура аудита недропользования предусматривает оформление его результатов в виде аудиторского заключения, представляемого заказчику, если иное не предусмотрено договором.

Аудиторское заключение, помимо информации о результатах проверки по выбранным критериям, при необходимости, может содержать сведения о документах:

- подтверждающих права предприятия или организации на пользование объектами недропользования;

- подтверждающих права предприятия или организации на осуществление лицензируемых видов деятельности, связанных с эксплуатацией объекта недропользования;

- подтверждающих количественную и качественную оценку состояния ресурсной базы объекта недропользования на дату проведения аудита, выполнение решений ГКЗ и ЦКЗ;

- подтверждающих соблюдение предприятием или организацией установленного порядка, правил и стандартов пользования недрами;

- подтверждающих выполнение показателей проектных технико - экономических и технологических документов по геологическому изучению, разведке и разработке месторождений горючих полезных ископаемых;

- подтверждающих соблюдение предприятием или организацией установленных требований по безопасному ведению работ, охране недр;

- подтверждающих ведение предприятием или организацией работ по эксплуатации объекта недропользования методами и способами, исключающими экономически необоснованные потери полезных ископаемых и снижение качества полезных ископаемых;

- подтверждающих, что ведение горных работ и добыча нефти, газа, конденсата и твердых горючих ископаемых, утилизация попутного газа осуществляются в соответствии с утвержденными проектными документами;

- подтверждающих выполнение указаний по устранению в установленные сроки нарушений, вскрытых геологической и маркшейдерской службами недропользователя, контрольных и надзорных органов;

- подтверждающих результаты финансово - хозяйственной деятельности предприятия, его платежи, налоги, задолженности.

В случае, если аудиторской организацией сделан вывод о недостоверности документации (информации), представляемой предприятием - недропользователем, или о несоответствии его деятельности действующим нормативно - правовым актам, техническим и технологическим требованиям, в заключении должна быть приведена аргументация, подтверждающая этот вывод.

По желанию заказчика, в аудиторском заключении могут содержаться предложения по устранению отмеченных нарушений, рекомендации по совершенствованию финансово - хозяйственной деятельности субъекта недропользования, по определению направлений повышения рационального и комплексного использования топливно - энергетических ресурсов и охраны окружающей среды.

Аудит недропользования может проводиться по заявке заказчика на этапе выбора объекта недропользования, выставленного на конкурс или аукцион. В этом случае аудиторская фирма выдает рекомендации о целесообразности подачи заявки на участие в конкурсе (аукционе) по конкретным объектам недропользования и подготавливает основные условия недропользования по этим объектам, на условии которых использование данных участков будет экономически приемлемым для заказчика. Аудиторское заключение по конкурсным объектам дается на основе геологической информации, реализуемой организаторами конкурса с дополнительным использованием сведений по данному региону, имеющихся у заказчика.

Результаты отчетов (заключений) аудиторских организаций учитываются службой госгеолконтроля, Госгортехнадзора России, территориальными органами МПР России и другими контрольными и надзорными органами.

Выполнение аудиторской организацией условий договора оформляется актом сдачи - приемки аудиторского заключения.

Споры материального характера и другие разногласия, возникающие между аудиторской организацией и заказчиком, разрешаются в установленном законом порядке.

4.7. Примерный порядок проведения аудита:

- выбор членов группы аудита;

- определение ответственности и диапазона деятельности клиента;

- определение ответственности и диапазона деятельности аудируемой организации;

- определение области проведения аудита, его протяженности и границ;

- определение стоимости аудита, источника финансирования его проведения;

- определение ресурсов, необходимых для проведения аудита;

- составление плана аудита;

- проведение аудита (сбор данных, их обобщение, выявление соответствия данных критериям и т.д.);

- подготовка заключения по аудиту;

- определение условий сохранения документации аудита.