3. Формирование репертуарной политики

Для развития сферы академической музыки в регионе необходим системный подход к репертуарной политике. При формировании репертуарной политики в области академической музыки следует найти оптимальное соотношение между собственными и приглашенными исполнителями. В отличие от театров репертуар концертных организаций (филармоний) полностью формируется из новых программ, обеспечить которые собственными творческими силами невозможно. Даже в крупных филармониях, где представлены высокопрофессиональные коллективы, опора только на собственные ресурсы без приглашения ведущих солистов и дирижеров приводит к отрицательным последствиям: отсутствию конкурентной среды и мотиваций для профессионального роста творческих кадров, утрате критериев для сравнения и спаду интереса публики.

Репертуар концертных организаций (коллективов) должен формироваться, исходя из необходимости развития потребностей населения региона в академической музыке. При составлении репертуарной афиши концертных организаций (коллективов) необходимо последовательное соблюдение ряда принципов:

- представление произведений разных жанров академической музыки;

- обновление концертных программ;

- включение хрестоматийных произведений академической музыки;

- увеличение доли сочинений, не исполнявшихся в концертных программах никогда или в течение последних пяти лет;

- наличие в концертных программах современных произведений российских и зарубежных композиторов, осуществление их премьерных исполнений;

- сбалансированное сочетание в концертных программах популярной классической и современной музыки;

- наличие концертных программ, подготовленных специально для детской и юношеской аудитории;

- привлечение к участию в концертных программах молодых солистов и дирижеров.

Задача представления разных жанров академической музыки возлагается, прежде всего, на симфонические оркестры, основу репертуара которых должны составлять симфонии и другие сочинения крупной формы. Для привлечения интереса аудитории к симфонической музыке репертуар симфонического оркестра должен в течение нескольких сезонов охватывать наиболее значимые симфонические произведения.

Несмотря на значение классического репертуара, полноценное развитие академической музыки невозможно без создания и исполнения произведений современных российских и зарубежных композиторов. Однако такие сочинения далеко не всегда имеют успех у массового зрителя, они могут пользоваться ограниченным спросом. В этой связи поддержка современной академической музыки должна стать одной из важных задач государственной культурной политики на территории субъекта Российской Федерации. В региональной программе необходимо предусмотреть меры, направленные на создание благоприятных организационно-финансовых условий для творчества современных композиторов, их сотрудничества с концертными организациями и коллективами. Такими мерами могут стать:

- предоставление государственных заказов композиторам на создание новых музыкальных произведений (по заявкам концертных организаций и творческих коллективов региона);

- приобретение авторских прав на современные музыкальные произведения для их публичного исполнения на концертных площадках и (или) записи на цифровые носители;

- включение показателя доли произведений современных композиторов, исполняемых в концертных программах, в государственное (муниципальное) задание концертной организации (коллектива).

Приобщение к академической музыке молодого поколения, а значит, воспитание будущих слушателей, чрезвычайно актуально и для страны в целом, и для каждого региона. Вместе с тем, концертные программы, подготовленные специально для детей и подростков (далее - дети), наиболее уязвимы в финансовом плане и, в первую очередь, нуждаются в государственном протекционизме. Поэтому в региональной программе может быть поставлена задача расширения академического музыкального предложения для детей. Постановке такой задачи должен предшествовать анализ деятельности концертных организаций (коллективов) региона по работе с детьми. В качестве рассматриваемого периода целесообразно выбрать три последних года. Для анализа следует использовать показатели количества мероприятий для детей и числа посетивших их зрителей (из формы федерального статистического наблюдения N 12-НК), данные оперативного учета. Проведенный анализ позволит получить представление об обеспеченности детской аудитории специальным музыкальным предложением, а также даст возможность сопоставить соответствующие показатели во времени (от года к году) и в пространстве (по каждому городу региона). Дополнительно к методу статистического анализа для оценки качества детских программ можно использовать отклики зрителей, статьи в СМИ, заключения авторитетных профессиональных экспертов. При разработке программных мероприятий для детей нужно также опираться на положительный отечественный и зарубежный опыт в этой области.

Увеличение в общем объеме концертных программ количества произведений крупной формы, доли сочинений современных авторов, мероприятий для детей следует осуществлять за счет использования в регионе современных инструментов государственной культурной политики, прежде всего, путем включения соответствующих показателей в государственное (муниципальное) задание концертных организаций (коллективов).