КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

7. Кадровое обеспечение концертной деятельности

Качество концертной деятельности в области академической музыки во многом зависит от кадрового потенциала.

Ответственность за художественно-творческий процесс несет художественный руководитель (главный дирижер). Однако в настоящее время в сфере академической музыки наблюдается тенденция к постепенному исчезновению института художественного руководства. В ряде региональных симфонических оркестров вообще нет художественного руководителя (главного дирижера), художественные руководители многих оркестров не проживают в тех городах, где они работают. В академических народных коллективах не хватает еще и балетмейстеров.

В регионах существует острый дефицит артистических кадров, во многих творческих коллективах не хватает исполнителей на духовых инструментах, появляются вакантные места в группе струнных инструментов, особенно скрипок, и т.д.

Явно недостаточно специалистов, которые соответствуют требованиям, предъявляемым на сегодняшний день к управленческому корпусу, в том числе способных выполнять новую для российских концертных организаций функцию организатора показа художественного продукта.

Кроме того, становится все меньше музыковедов-лекторов, музыкальных редакторов, настройщиков музыкальных инструментов и др.

В региональной программе необходимо предусмотреть меры, направленные на удовлетворение реальных потребностей концертно-филармонической сферы региона в квалифицированных специалистах разного профиля. Особое внимание следует обратить на поддержку дирижеров и балетмейстеров, готовых взять на себя ответственность за результаты творческой деятельности конкретной концертной организации (коллектива).

Основными направлениями укрепления кадрового потенциала сферы академической музыки на региональном уровне могут быть:

- совершенствование системы дополнительного профессионального образования художественно-творческих и управленческих кадров концертных организаций и коллективов;

- подготовка, в том числе целевая, специалистов концертно-филармонической сферы в соответствующих образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования;

- приглашение в концертные организации (коллективы) региона высококвалифицированных специалистов из других субъектов Российской Федерации и из-за рубежа;

- создание условий для привлечения в концертные организации (коллективы) региона талантливой творческой молодежи.

На современном этапе особое значение приобретает дополнительное профессиональное образование (далее - ДПО) кадров концертных организаций (коллективов) по образовательным программам профессиональной переподготовки, повышения квалификации и творческих стажировок. ДПО направлено на профессиональное развитие, обеспечение соответствия квалификации работников меняющимся условиям концертной деятельности и социальной среды.

Повышение квалификации управленческих кадров предусматривает их овладение современными методами, инструментами и технологиями менеджмента, опирающимися на стратегическое планирование, маркетинговые исследования, пиар и фандрейзинг, социокультурное проектирование и т.д.

Повышение квалификации творческих кадров предполагает постоянный обмен знаниями, умениями, навыками, компетенциями, накопленным опытом. В этой связи большее распространение должны получить интерактивные формы организации учебной деятельности: круглые столы, мастер-классы, творческие лаборатории и мастерские, деловые игры, ролевые игры, тренинги, семинары по обмену опытом, вебинары, творческие школы для композиторов, артистов, дирижеров.

Для получения работниками концертных организаций (коллективов) дополнительного профессионального образования нужно использовать потенциал соответствующих учебных заведений, как внутри своего региона, так и за его пределами.

Важной задачей является повышение качества профессионального образования дирижеров и музыкантов, для чего необходимо введение в учебные планы курсов, направленных на теоретическое и практическое освоение современной музыки, в том числе отечественных композиторов, а также установление баланса между сольной и оркестровой подготовкой исполнителей.

Один из дополнительных путей решения кадровой проблемы - приглашение признанных специалистов из других субъектов Российской Федерации и из-за рубежа.

Привлечению высококвалифицированных специалистов из других субъектов Российской Федерации будет способствовать создание механизма ротации и передвижения творческих кадров по территории страны. С учетом положительного опыта федеральных учреждений культуры, для регулирования трудовых взаимоотношений творческих работников и концертных организаций целесообразно более активно использовать форму срочных трудовых договоров. Трудовой договор можно заключать по результатам конкурсного избрания на замещение соответствующей должности, проводимого в установленном порядке.

Приглашение ведущих иностранных мастеров для работы в концертных организациях (коллективах) региона, а также для участия в творческих проектах (концертах, фестивалях, мастер-классах и т.п.) является необходимым условием развития концертной деятельности, поскольку позволяет творческим коллективам повышать свой профессиональный уровень, внедрять передовые практики и оставаться в общемировом контексте музыкального академического исполнительства.

Привлечению в концертные организации (коллективы) региона молодого поколения дирижеров, балетмейстеров, музыкантов-исполнителей способствует создание благоприятных условий для их деятельности. Необходимо предоставить талантливой молодежи возможности для творческой реализации, обеспечит адекватный уровень оплаты, сформировать служебный жилищный фонд для временного проживания. Строительство или приобретение (аренда) служебной жилплощади для иногородних специалистов должны обеспечиваться за счет средств региональных и местных бюджетов.

Эффективной формой продвижения молодых исполнителей, их становления на рынке артистических кадров выступают музыкальные конкурсы. Главной целью этих конкурсов является поддержка с юного возраста талантливых музыкантов, которые в процессе публичных прослушиваний не только приобретают сценический опыт, но и становятся объектом интереса публики, агентов, менеджеров звукозаписывающих фирм, продюсеров музыкальных фестивалей, профессиональных критиков.

К важным направлениям деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации следует отнести содействие организации в регионе международных, всероссийских и межрегиональных музыкальных конкурсов при условии их регулярного проведения в течение длительного времени, высокой оценки профессионального сообщества и наличия лауреатов, проявивших себя на других конкурсах подобного уровня. Кроме того, региональные органы власти должны осуществлять поддержку региональных музыкальных консурсов, обеспечивая их методическое, информационное и финансовое сопровождение. При этом информацию о проведении музыкальных конкурсов (сроках, периодичности, регламенте, программах, составе жюри) следует сделать доступной для широкого круга заинтересованных лиц.