3.1. Рекомендации по разработке программ деятельности лагерей и форумов, предусматривающих совместное пребывание детей с ОВЗ и их сверстников

3.1. Рекомендации по разработке программ деятельности

лагерей и форумов, предусматривающих совместное

пребывание детей с ОВЗ и их сверстников

Примерная структура программы представлена в приложении.

Содержание образовательной программы деятельности лагерей и форумов, предусматривающих совместное пребывание детей с ОВЗ и их сверстников, может формироваться по одному или нескольким направлениям. Рекомендуется обосновывать принадлежность программы к определенному направлению. В соответствии с приказом Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. N 1008 выделают шесть основных направлений дополнительных общеобразовательных программ:

- техническая;

- естественнонаучная;

- физкультурно-спортивная;

- художественная;

- туристско-краеведческая;

- социально-педагогическая.

Содержание дополнительного образования в условиях организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяется адаптированной образовательной программой инклюзивного образования, разработанной с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких детей.

При разработке программ целесообразно использование современных социальных и информационно-телекоммуникационных технологий.

При разработке программ деятельности лагерей и форумов, предусматривающих совместное пребывание детей с ОВЗ и их сверстников, необходимо учитывать особые образовательные потребности обучающихся данных категорий, предусматривать мероприятия по их социально-психологической реабилитации, созданию безбарьерной среды жизнедеятельности и образовательной деятельности, соблюдение допустимого уровня нагрузки, возможность проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

Основной особенностью работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья является направленность коррекционной работы на личность самого подростка и произошедшие в нем изменения в связи со сложившимся опытом поведения в основной среде жизнедеятельности. При проектировании работы с детьми данной категории можно руководствоваться Приложением к письму Департамента воспитания и социализации детей Минобрнауки России от 30 марта 2012 г. N 06-634 "Методические рекомендации по организации отдыха и оздоровления детей и подростков, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации".

При организации деятельности в лагерях или на форумах рекомендовано использовать форму "Интегрированный класс" - форма организации деятельного процесса, при которой дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются в одном классе, группе с нормально развивающимися сверстниками в условиях массового мероприятия.

В основу организации образовательного и оздоровительного процессов целесообразно положить трехчастный алгоритм, основанный на развитии чувств, мышления и воли ребенка. Поэтому наполнение ежедневной деятельности ребят может заключаться в трех основных видах деятельности:

1. Умственная деятельность: дополнительное образование в образовательных пространствах лагеря, самостоятельная учебная деятельность, участие в творческих мероприятиях программы.

2. Практическая деятельность: спорт, туризм, посильный труд, кружки, секции, купание в море.

3. Культурно-досуговая деятельность: занятия музыкой, театром, хореографией, фольклором, участие в конкурсах, фестивалях, вечерах отдыха, дискотеках и т.п.

В отношении детей с ограниченными возможностями здоровья, сегодня наиболее эффективной технологией признана практика инклюзивной педагогики, когда дети с ограниченными возможностями здоровья полноценно интегрированы во внешнюю среду.