В суде

Прежде чем приступить к проверке правильности взимания пошлины в суде, проверяющий должен выяснить: имеется ли в суде аванс пошлинных марок и на какую сумму, количество непроданных марок, а также сумму наличных денег за проданные марки. В случае расхождения данных, проверяющий устанавливает их причину. Поскольку аванс марок выдается суду соответствующим учреждением банка, проверяющему следует до начала проверки установить размер выданного суду аванса марок. Проверяется также выполнение предложений по устранению недостатков, выявленных предыдущей проверкой.

Документами, подлежащими проверке в суде, являются исковые заявления, кассационные жалобы, заявления и определения о выдаче сторонам и другим лицам, в том числе и представителям предприятий, учреждений и организаций, копий (дубликатов) других документов из дела, выдаваемых судами по просьбе сторон и других лиц, которые подлежат оплате пошлиной.

В процессе проверки должна быть произведена сплошная проверка всех документов, начиная со дня последней проверки. Кроме того, выборочно просматриваются дела и документы за 1 - 2 истекших года до проверяемого периода, а при наличии аванса марок - проверяются операции по их продаже.

При просмотре дел необходимо проверить: взыскивается ли пошлина при подаче исковых заявлений; не принимаются ли к производству дела, не оплаченные пошлиной; имеются ли в деле доказательства уплаты пошлины (квитанции кредитных учреждений).

В случае освобождения истца от уплаты пошлины проверяющий выясняет, имеется ли в решениях суда указание о взыскании пошлины с ответчика в доход бюджета и правильно ли она исчислена с присужденной суммы.

После установления плательщика пошлины по проверяемому делу необходимо выяснить правильность определения цены иска для уплаты пошлины, обращая особое внимание на такие дела, где пошлина исчисляется исходя из совокупности платежей и выдач за определенный период (алиментные дела, дела об увечьях и т.п.).

По делам о взыскании алиментов на содержание детей пошлина определяется исходя из совокупной суммы платежей алиментов за 12 месяцев, исчисленной из размера среднемесячной оплаты труда за вычетом подоходного налога.

Путем просмотра всех имеющихся в деле документов (исковые заявления, пошлинные марки, платежные поручения и квитанции банка об уплате пошлины, заявления о выдаче справок, решения суда и т.д.) проверяющий устанавливает также, нет ли встречных исков или исков третьих лиц и оплачены ли эти иски пошлиной; имеются ли заявления об увеличении первоначальных исковых требований и взыскана ли пошлина с общей суммы иска; есть ли в деле кассационная жалоба и правильно ли уплачена пошлина с оспариваемой по жалобе суммы.

Необходимо проверить, имеются ли в соответствующих делах решения судьи или суда об освобождении отдельных граждан от пошлины, как не имеющих средств к ее уплате, а при наличии в делах определений о возврате пошлины - обоснованность этих определений (в частности, не возвращается ли пошлина по заявлениям истцов в связи с уменьшением ими первоначальной суммы иска, по заявлениям о возврате иска или об отказе от него по причине погашения ответчиком суммы долга и т.д.).

При проверке документов об уплате пошлины через учреждения банка необходимо установить, приложен ли к делу подлинный платежный документ и правильно ли он оформлен (имеются ли сведения о плательщике пошлины, по какому именно делу она уплачена, есть ли отметка банка о списании пошлины со счета плательщика и перечислении ее в доход бюджета и др.).

Необходимо также проверить наличие в делах за проверяемый период (с начала предыдущей проверки) и за предшествующие годы (на выборку) пошлинных марок и правильность их погашения.

Проверяющий должен ознакомиться с состоянием дела по учету пошлины, подлежащей взысканию в доход бюджета по решениям проверяемого суда и по исполнительным листам, полученным от других судов, а также выяснить полноту и своевременность поступления сумм в бюджет.

При этом необходимо установить:

ведется ли в суде и судебным исполнителем учет исполнительных листов на взыскание пошлины по решениям суда;

делаются ли в учетных документах отметки о принятых мерах по взысканию и своевременно ли эти меры принимаются;

осуществляется ли контроль за списанием банками сумм пошлины по распоряжениям судебного исполнителя;

как организовано наблюдение за своевременным выполнением предприятиями, учреждениями, организациями распоряжений судебного исполнителя об удержании сумм пошлины от заработной платы рабочих и служащих и о перечислении удержанных сумм в бюджет;

принимает ли, и по каким документам, судебный исполнитель пошлину наличными деньгами; когда и перед кем он отчитывается в этих документах и как обеспечивается внесение взысканных сумм в доход бюджета;

своевременно ли судебный исполнитель сообщает в суд о результатах взыскания.

При отсутствии отдельных дел в момент проверки необходимо выяснить причины этого, отметить номера таких дел в акте и проверить их при последующей проверке.

По окончании проверки составляется акт, в котором отражаются ее результаты и вносятся предложения об устранении выявленных нарушений, допущенных при исчислении и взимании государственной пошлины.