Банком России утверждены Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2001 год.

1. Задачи макроэкономической политики в 2000 году

Социально - экономическое развитие России в 2000 году во многом будет определяться условиями и тенденциями, сформированными в период послекризисного восстановления экономики. С одной стороны, наблюдается преобладание факторов, способствующих росту производства товаров и услуг, замедлению инфляционных процессов, улучшению платежного баланса, стабилизации ситуации на валютном рынке, укреплению финансового положения предприятий. С другой стороны, продолжают действовать факторы, ограничивающие восстановительные процессы. Основными из них являются низкий уровень доходов населения и сохраняющиеся достаточно высокие инвестиционные и кредитные риски.

Ключевой предпосылкой дальнейшего улучшения макроэкономической ситуации в 2000 году является закрепление тенденции экономического роста в условиях снижения инфляции. Замедление темпов инфляции снизит макроэкономические риски финансирования экономики, позволит обеспечить рост реальных доходов населения. Рост производства повысит спрос на трудовые ресурсы и будет способствовать созданию дополнительных рабочих мест. Поэтому уже в следующем году можно будет достичь повышения благосостояния и заложить экономическую основу для снижения социального напряжения в обществе и борьбы с бедностью.

В качестве основных ориентиров макроэкономической политики Правительства Российской Федерации на 2000 год определены дальнейшее снижение инфляции до 18% (к декабрю 1999 г.) и обеспечение роста ВВП на 1,5%.

Постановка цели по замедлению темпов роста цен на основе контроля за темпами роста денежной массы поддерживается предполагаемыми параметрами снижения бюджетного дефицита и благоприятным состоянием платежного баланса. Проведение разумной политики осуществления государственных расходов, формирования неинфляционных источников покрытия дефицита будет объективно снижать потребность в необеспеченной денежной эмиссии. Ожидаемое сохранение высокого положительного сальдо торгового баланса в сочетании с мерами по контролю за оттоком капитала из страны позволит сохранить умеренную динамику обменного курса рубля. Это снизит влияние курса на инфляционные ожидания.

Следует подчеркнуть, что постановка цели по снижению темпов инфляции до уровня 18% связана лишь с учетом ее монетарной составляющей, находящейся в пределах контроля Центрального банка Российской Федерации. При этом нельзя исключить возможного некоторого превышения целевого уровня из-за действия непредвиденных структурных и внешних факторов.

Основной предпосылкой экономического роста на 1,5% в 2000 году является расширение спроса со стороны всех секторов российской экономики.

Индексация заработной платы и пенсий, погашение задолженности по выплатам населению, рост заработной платы вследствие улучшения финансового положения предприятий должны привести к увеличению в 2000 году реальных доходов населения (на 1,5 - 3%) и соответствующему росту расходов на конечное потребление домашних хозяйств.

Реализация предусмотренных мер по реформированию налоговой системы, реструктуризации государственного долга, укреплению бюджета, увеличению его доходной части позволит реструктурировать расходы, повысить эффективность использования бюджетных средств, усилить социальную направленность расходов. В результате возрастут возможности по увеличению расходов на конечное потребление сектора государственных учреждений.

При предполагаемом снижении неплатежей и бартера, увеличении обеспеченности денежными средствами будут созданы условия для сокращения непроизводительных затрат предприятий и увеличения эффективности использования имеющегося основного и оборотного капитала. Это будет способствовать в первую очередь обеспечению некапиталоемкого роста, качественному обновлению производственного аппарата и расширению инвестиционного спроса. Улучшение финансового положения предприятий, оздоровление банковской системы и восстановление ее ресурсной базы, снижение рисков кредитования могут сформировать условия для роста инвестиций в основной капитал.

Динамика ВВП (1991 г. = 100%)

(график не приводится)

ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

┌─────────────────────────────────────────┬───────────┬──────────┐

│ │ 1999 г. │ 2000 г. │

│ │ (оценка) │(прогноз) │

├─────────────────────────────────────────┼───────────┼──────────┤

│Валовой внутренний продукт, млрд. руб. │4250 - 4500│ 5350 │

├─────────────────────────────────────────┼───────────┼──────────┤

│ в % к предыдущему году │ 101 - 102 │ 101,5 │

├─────────────────────────────────────────┼───────────┼──────────┤

│Объем промышленной продукции, в % к │ │ │

│предыдущему году │ 107 - 108 │ 104 │

├─────────────────────────────────────────┼───────────┼──────────┤

│Индекс потребительских цен, в % декабрь │ │ │

│к декабрю предыдущего года │ 138 - 140 │ 118 │

├─────────────────────────────────────────┼───────────┼──────────┤

│Индекс цен предприятий - производителей │ │ │

│промышленной продукции, в % декабрь к │ │ │

│декабрю предыдущего года │ 165 - 175 │ 121 │

├─────────────────────────────────────────┼───────────┼──────────┤

│Индекс роста денежной массы М2 за год, % │ 144 - 150 │ 121 - 125│

└─────────────────────────────────────────┴───────────┴──────────┘

Ситуация во внешнеэкономической сфере в 2000 году будет зависеть от складывающейся конъюнктуры на мировых рынках для экспорта российских товаров. При этом поставки на внешний рынок будут формироваться в условиях постепенного исчерпания эффекта девальвации. Кроме того, определенное влияние на экспорт продукции будет оказывать рост спроса на аналогичные виды продукции со стороны внутреннего рынка.

На поставки импортной продукции будут оказывать влияние состояние спроса внутреннего рынка и возможности отечественных производителей по выпуску импортозамещающих видов продукции.

В этих условиях нельзя ожидать заметного увеличения чистого экспорта, что будет являться одним из возможных факторов ограничения роста спроса.

Удовлетворение возросшего внутреннего спроса будет обеспечено реально существующими возможностями роста производства товаров и услуг даже в условиях невысокой инвестиционной активности. Источником такого роста являются низкий уровень загрузки производственных мощностей и неполная занятость.

Таким образом, некоторое смягчение имевших место в 1999 году внутренних спросовых ограничений позволит создать определенные условия для дальнейшего развития отечественного производства и сокращения имеющейся несбалансированности между совокупным спросом и предложением.

Инфляция и уровень безработицы (%)

(график не приводится)

Между тем при указанных параметрах экономического развития докризисный уровень реальных доходов населения достигнут не будет, что сохранит остроту проблемы низкого уровня жизни части населения. Низкий уровень доходов и спроса со стороны домашних хозяйств был одним из наиболее значимых факторов, препятствовавших активным восстановительным процессам в производстве в 1999 году. Он также может оказывать влияние на макроэкономическую ситуацию и в последующие годы.

Поэтому одной из приоритетных задач экономической политики на ближайшую и среднесрочную перспективу должно явиться не только восстановление докризисного уровня реальных доходов населения, но и его превышение, которое возможно только в условиях более высоких темпов экономического развития. Это предполагает осуществление таких мер, которые позволили бы продолжить позитивные изменения основных макроэкономических пропорций в сторону постепенного увеличения доходов всех экономических субъектов и на этой основе - усиления ориентации производства на совокупный внутренний спрос, увеличения сбережений и развития отраслей, от которых зависит расширение инвестиционной активности.

С этой целью в 2000 году необходимо улучшить условия для долгосрочного экономического роста, принять решительные и комплексные меры по поддержанию доходов и активизации спроса со стороны населения, проведению активной политики, направленной на интенсивное расширение производства с использованием существующих еще пока благоприятных факторов внутреннего и внешнего характера.