Практики реализации программ и проектов по проблеме оказания помощи осужденным несовершеннолетним, отбывающим наказания, не связанные с лишением свободы, и несовершеннолетним, освобождающимся из мест лишения свободы

Практики реализации программ и проектов по проблеме оказания

помощи осужденным несовершеннолетним, отбывающим наказания,

не связанные с лишением свободы, и несовершеннолетним,

освобождающимся из мест лишения свободы

На территории ряда субъектов Российской Федерации приняты и действуют региональные законы, нормативные правовые акты, многочисленные межведомственные положения, направленные на осуществление мер по защите, восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе осужденных несовершеннолетних, отбывающих наказания, не связанные с лишением свободы, и несовершеннолетних, освобождающихся из мест лишения свободы.

Широкое распространение в регионах получили программно-целевые методы обеспечения прав и интересов детей.

Одним из первых регионов, разработавших целевую программу обеспечения прав и интересов детей, является Удмуртская Республика. Государственным Советом Удмуртской Республики утверждена республиканская целевая программа "Дети Удмуртии". По предложениям УФСИН России по Удмуртской Республике в программу включены мероприятия, направленные на социальную адаптацию и реабилитацию несовершеннолетних осужденных в период отбывания наказания, а также после их освобождения.

Результатом реализации программы стало:

1. Разработка механизма правового регулирования реализации положений статьи 181 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в отношении несовершеннолетних осужденных.

2. Оказание социальной помощи несовершеннолетним, освобождающимся из мест лишения свободы.

3. Расширение условий для трудовой адаптации несовершеннолетних осужденных в период отбывания наказания путем создания дополнительных рабочих мест.

4. Укрепление материальной базы ВК за счет средств республиканского бюджета.

В связи с тем, что адаптация и ресоциализация несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, отбывших или отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях и СУВУ ЗТ, - это проблема, которую необходимо решать совместными усилиями всех субъектов системы профилактики, аналогичные целевые программы (подпрограммы) разработаны и действуют во многих регионах России.

Благодаря организации в 2008 году специализированного Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее - Фонд) <1>, в нашей стране достаточно успешно действует новый инструмент проведения государственной социальной политики в интересах детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Как показала практика, применение технологии государственного софинансирования программ и проектов субъектов Российской Федерации по программам Фонда "Не оступись" и "Дружественное детям правосудие" по направлению деятельности Фонда "Социальная реабилитация детей, находящихся в конфликте с законом (совершивших правонарушения и преступления), профилактика безнадзорности и беспризорности детей, преступности несовершеннолетних, в том числе повторной" способствует активизации работы в регионах по социализации и реабилитации детей, находящихся в конфликте с законом, и развитию региональной политики защиты прав детей.

--------------------------------

<1> Указ Президента Российской Федерации от 26 марта 2008 г. N 404 "О создании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации".

Позитивными прогностическими показателями результативности региональных программ являются:

- увеличение доли несовершеннолетних "группы риска", снятых с учета в связи с положительной динамикой;

- увеличение количества детей, охваченных всеми формами отдыха, оздоровления и занятости в условиях пенитенциарных учреждений, СУВУ ЗТ;

- уменьшение доли несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, страдающих алкогольной или наркотической зависимостью;

- уменьшение численности несовершеннолетних, состоящих на учете в ПДН;

- уменьшение численности несовершеннолетних, учитываемых комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

- снижение уровня преступности несовершеннолетних;

- снижение удельного веса безнадзорных детей и др.

Анализ показал, что в регионах ведется последовательная социальная политика, направленная на поддержку детей, находящихся в пенитенциарных учреждениях и СУВУ ЗТ, осуществляется комплекс мероприятий по профилактике преступлений несовершеннолетних.

Наработан уникальный опыт, отмеченный на федеральном уровне по созданию программно-целевых механизмов, направленных на сокращение числа преступлений, совершенных несовершеннолетними, путем реализации мер по повышению эффективности функционирования и координации деятельности системы профилактики.

В ряде регионов развита система служб по работе с детьми, находящимися в конфликте с законом, и условия для психолого-педагогической, медицинской, правовой поддержки и реабилитации, недопущения совершения несовершеннолетними повторных преступлений.

Заслуживает внимания опыт субъектов Российской Федерации по формированию, развитию и распространению института социальных работников при судах, включающего системную работу помощника судьи по делам несовершеннолетних с функциями социального работника, а также специалистов школьных служб примирения, муниципальных служб примирения, работников пенитенциарной и постпенитенциарной системы.

Расширился опыт применения в регионах восстановительных технологий СУВУ ЗТ.

Совершенствуется в регионах материально-техническая база для проведения коррекционной работы с несовершеннолетними с асоциальным поведением. Развиваются доступные и качественные услуги по занятости и трудоустройству несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе вернувшихся из ВК, СУВУ ЗТ, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, и ряд других.

Большое внимание в регионах уделяется совершенствованию системы подготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов органов и учреждений системы профилактики, повышению уровня информированности населения по вопросам профилактики правонарушений, пропаганды здорового образа жизни и правового воспитания, об опыте деятельности учреждений системы профилактики и др.

В субъектах Российской Федерации разработаны и утверждены порядки взаимодействия органов и учреждений системы профилактики, в том числе учреждений уголовно-исполнительной системы в работе с несовершеннолетними, освобожденными из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшимися из СУВУ ЗТ, а также с осужденными условно, осужденными к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы. Путем совершенствования нормативно-правовой базы в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на более качественный уровень поставлена организация взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и учреждений, иных субъектов системы профилактики по предупреждению асоциального поведения несовершеннолетних.

Большинство регионов отмечают, что в ВК и СУВУ ЗТ с целью профилактики рецидивной преступности и других форм девиантного поведения несовершеннолетних осужденных на протяжении всего срока учета в УИИ проводится работа: по психологическому сопровождению подростков, по формированию позитивного отношения к труду, по профилактике употребления наркотических средств, психотропных и иных токсических веществ и алкоголя, по пропаганде здорового образа жизни, по недопустимости совершения повторных преступлений. Проводятся встречи с представителями религиозных конфессий, общественных организаций.

В целях изучения условий проживания несовершеннолетних осужденных и контроля за исполнением возложенных судом обязанностей сотрудники УИИ совместно со специалистами центров социальной помощи семье и детям, инспекторами ПДН по месту жительства и учебы несовершеннолетних проводят ежемесячные (ежеквартальные) межведомственные рейды.

В аспекте оказания помощи несовершеннолетним, освобожденным из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшимся из СУВУ ЗТ, заслуживает внимания опыт организации межведомственного взаимодействия ряда регионов.

Например, в муниципальных районах и городских округах Амурской области были созданы межведомственные консилиумы специалистов, работающих с семьями, имеющими детей. Возглавили межведомственные консилиумы заместители глав по социальным вопросам муниципальных образований. Закреплена технология работы "куратор случая", которая позволяет осуществить индивидуальный подход к каждой семье и учесть ее особенности в организации процесса помощи. При поддержке Фонда в указанном регионе создаются "Службы пробации" при межрайонных УИИ области.

В ряде городов Архангельской области осуществляют деятельность службы социальных участковых. Несовершеннолетним, освободившимся из ВК, предоставляются социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания. В число специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, оказывающих стационарные социальные услуги, входят: социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей, центр помощи семье и детям.

В Вологодской области создана Служба социально-психологического сопровождения несовершеннолетних, находящихся в следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы, освобождающихся из ВК и возвращающихся из СУВУ ЗТ, "Отражение"; в рамках проекта "Реал" по социальной адаптации, формированию социально одобряемого поведения и профилактике рецидивов осуществлялась индивидуальная профилактическая работа с условно осужденными подростками.

Органами внутренних дел Забайкальского края во взаимодействии с представителями иных ведомств системы профилактики, УФСИН России по Забайкальскому краю принимались организационно-практические меры по активизации работы по профилактике повторных преступлений, в том числе совершаемых ранее судимыми подростками. При освобождении несовершеннолетних из мест лишения свободы, осужденных условно, вернувшихся из СУВУ ЗТ, во взаимодействии всех органов и учреждений решаются вопросы о их дальнейшем обучении, трудоустройстве. Контроль за поведением несовершеннолетних, осужденных без изоляции от общества, строится в тесном взаимодействии со службами УМВД России по Забайкальскому краю, КДН и ЗП, органов опеки и попечительства, с привлечением психологов. Осуществляется постоянный контроль за обучением и трудовой занятостью подростков, состоящих на всех видах профилактического учета. С целью правовой осведомленности подростков и информированности их о центрах, оказывающих бесплатную медицинскую, психологическую и социальную помощь на территории Забайкальского края, издано шесть брошюр: "Осужденному к наказанию в виде исправительных работ", "Условно осужденному", "Осужденному к наказанию в виде ограничения свободы", "Это важно! (для детей и подростков)", "Это важно! (для родителей)".

В целях профилактики противоправных деяний и рецидива преступлений, совершаемых несовершеннолетними, в Иркутской области на основании соглашения, заключенного Управлением Судебного департамента с Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, в пяти судах области созданы судебные составы по делам несовершеннолетних; используется потенциал сотрудников УВД МВД России по Иркутской области в виде персонального шефства над воспитанниками "группы риска". Проводится системная разъяснительная и профилактическая работа с воспитанниками, находящимися в конфликте с законом; обеспечивается полезная занятость воспитанников, в том числе в каникулярное время. При содействии УИИ оказывается психологическая помощь, помощь в трудоустройстве, приобретении профессии, оформлении документов, организации летнего отдыха, организации досуга, медицинская и иная виды помощи. Проводятся совместные вечерние рейды с участием представителей органов и учреждений системы профилактики по проверке несовершеннолетних осужденных по месту жительства с целью контроля исполнения возложенных обязанностей, выявлению несовершеннолетних осужденных, находящихся в социально опасном положении.

В пенитенциарной системе Калужской области для психологического сопровождения осужденных используется потенциал фильмов духовно-нравственной направленности (фильмов - участников Международного Сретенского православного кинофестиваля "Встреча"). С осужденными за насильственные преступления используется программа "Снижение агрессивности у лиц, осужденных за насильственные преступления к наказаниям, не связанным с лишением свободы". Подготовлена памятка-справочник для осужденных, в которой отражена информация по трудоустройству и получению экстренной психологической помощи.

В Кировской области активно используются технологии межведомственного взаимодействия социальных партнеров, социально-психологического и информационно-консультативного сопровождения несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, и их семей. В рамках заключенного между Министерством социального развития Кировской области и ФКУ "Ижевская ВК УФСИН России по Удмуртской Республике" соглашения о сотрудничестве налажены обмен информацией, работа по сопровождению лиц, освободившихся из колонии, а также работа с их родственниками и ближайшим окружением. Учреждениями социального обслуживания населения проведена работа по организации skype-общения воспитанников - уроженцев Кировской области, находящихся в Ижевской ВК, с родителями. Данная форма работы направлена на установление детско-родительских отношений и оказание психологической помощи подросткам и их родителям. Уголовно-исполнительные инспекции во взаимодействии с другими органами и учреждениями системы профилактики разрабатывают и реализуют планы ИПР в отношении несовершеннолетних осужденных. Сотрудниками УИИ осуществляются ежемесячные проверки по месту жительства, учебы, работы и в общественных местах. В рамках прошедших операций "Рецидив", "Дети улиц", "Осужденный без изоляции от общества несовершеннолетний" осужденные несовершеннолетние проверялись по месту жительства, учебы совместно с участковыми уполномоченными полиции и ПДН.

На территории Красноярского края с 2002 года реализуется социально-правовой проект "Шаг навстречу" по работе с воспитанниками ВК и молодыми сотрудниками, а также членами их семей. Действует служба по сопровождению несовершеннолетних, отбывающих наказание в ФКУ "Канская воспитательная колония Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю" на базе краевого ГБУ "Центр социальной помощи семье и детям "Канский". Специалистами службы проводится работа по восстановлению социальных отношений подростков, находящихся в местах лишения свободы, с их семьями и ближайшим социальным окружением и оказанию помощи таким детям в адаптации и ресоциализации по окончании отбывания наказания.

В Ленинградской области муниципальные комиссии во взаимодействии с органами внутренних дел, УИИ, органами занятости населения, управления социальной защитой населения, органами, осуществляющими управление в сфере образования, принимают меры по социальной реабилитации подростков в целях обеспечения оказания помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из СУВУ ЗТ. По результатам диагностики несовершеннолетних осужденных психологи ФКУ УИИ разрабатывают рекомендации инспекторскому составу по индивидуализации процесса исполнения наказания. Кроме того, психологи проводят индивидуальное консультирование подростков и их родственников, индивидуальные психокоррекционные мероприятия с несовершеннолетними осужденными, испытывающими жизненные трудности, состояние стресса. Начальники ФКУ УИИ ежеквартально направляют информацию в территориальные ПДН о лицах, осужденных с отсрочкой приговора до достижения ребенком 14-летнего возраста, о лицах, осужденных условно по статьям 156 ("Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего"), 228 УК РФ ("Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества"), преступлениям в отношении несовершеннолетних, если на них возложена обязанность пройти курс лечения от наркомании (алкоголизма), проживающих совместно с несовершеннолетними детьми и отрицательно влияющими на формирование личности детей, с целью организации с указанной категорией граждан профилактической работы.

В Московской области в аппаратах, обеспечивающих деятельность КДН и ЗП, были введены дополнительные должности штатных сотрудников, являющихся координаторами работы с несовершеннолетними, отбывающими наказание в ВК и обучающимися в СУВУ ЗТ. Координаторы осуществляют свою деятельность во взаимодействии с администрациями ВК и СУВУ ЗТ, попечительскими советами, органами внутренних дел, управления социальной защитой населения, опеки и попечительства, занятости, органами, осуществляющими управление в сфере образования, иными субъектами системы профилактики. Координатор встречается с каждым подростком и курирует проведение индивидуальной профилактической работы; взаимодействует с представителями комиссий по месту жительства несовершеннолетних по решению проблем, связанных с бытовым и трудовым устройством после их возвращения из ВК или СУВУ ЗТ. Практикуются такие формы социального сопровождения, как социальный патронат, патронаж участковой социальной службы, закрепление наставников в рабочих и молодежных объединениях. С осужденными, ставшими совершеннолетними, работу продолжают органы по делам молодежи и занятости.

В Новосибирской области в целях снижения количества преступлений, совершенных ранее судимыми несовершеннолетними, КДН и ЗП совместно с ГУФСИН России по Новосибирской области организуются ежемесячные посещения межведомственными бригадами специалистов несовершеннолетних, содержащихся в ВК; составляется индивидуальная программа сопровождения каждого несовершеннолетнего. В 2016 году на базе ГБУСО НСО "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации "Снегири" открыта реабилитационная группа "Линия Жизни", цель деятельности которой: спортивная, трудовая, творческая, духовная реабилитация и адаптация несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом; создание благоприятных условий для личностного, интеллектуального, социального развития несовершеннолетних.

В Омской области реализуется проект "Социальная гостиница" для несовершеннолетних в возрасте 14 - 17 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе в конфликте с законом, на базе бюджетного учреждения Омской области "Центр социальной адаптации несовершеннолетних "Надежда" города Омска", а также психокоррекционные программы "Управление гневом", "Осознание своей роли в семье", "Точка опоры" в отношении несовершеннолетних, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, на базе филиалов ФКУ "Уголовно-исполнительная инспекция УФСИН России по Омской области".

На базе бюджетных учреждений Республики Алтай в рамках ведомственной целевой программы "Социальная адаптация граждан, освобожденных из мест лишения свободы, в Республике Алтай на 2013 - 2015 годы" осуществляла свою деятельность ювенальная служба, основной задачей которой является профилактика преступности несовершеннолетних и снижение рецидива преступлений, совершаемых подростками. В состав ювенальной службы входят: юрист, психолог, специалист по социальной работе. В рамках соглашения о взаимодействии Министерства труда и социального развития Республики Алтай с УФСИН составлен план взаимодействия ФКУ УИИ Республики Алтай и автономного учреждения Республики Алтай "Комплексный центр социального обслуживания населения" по стабилизации уровня повторной преступности среди несовершеннолетних осужденных без лишения свободы.

В Республике Башкортостан с целью реализации права осужденных на получение высшего образования в школе Стерлитамакской ВК созданы необходимые условия для образовательного процесса через представительство Современной гуманитарной академии. Профессиональное обучение осужденных организовано на базе ФКПОУ Профессиональное училище N 141 (по специальностям: мастер столярно-плотничных работ, мастер общестроительных работ, токарь-универсал, слесарь, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования). С целью решения вопросов, касающихся трудового и бытового устройства после освобождения, сотрудниками социальной службы ВК направляются запросы в органы местного самоуправления, в Федеральную службу занятости населения и в органы внутренних дел. На осужденных, освободившихся и проживающих в Республике Башкортостан, отправлены эпикризы по дальнейшему психологическому сопровождению, реабилитации и ресоциализации в Республиканский центр социально-психологической помощи семье, детям, молодежи. Социальными работниками проведена соответствующая работа по восстановлению потерянных документов, оказанию помощи в сборе необходимой документации для предоставления жилого помещения или оформления субсидий и пенсий детям-сиротам. Каждый из несовершеннолетних, имеющий право на получение социальных выплат, получает их в учреждении в объеме, предусмотренном законом. Организована работа "Школы по подготовке осужденных к освобождению", занятия в которой проводятся согласно тематическим планам. Оборудованы стенды "В помощь освобождающимся", установлен информационный терминал. Лицам, освобождающимся из мест лишения свободы, на базе "Мобильного центра занятости" предоставляется информация о профессиях, востребованных на рынке труда, проводятся консультации по вопросам выбора профессии, профиля обучения, профессиональные отборы и оценки личностных и деловых качеств. В учреждении проводятся мероприятия, направленные на привлечение общественных и религиозных организаций к проблемам оказания помощи освобождающимся осужденным.

В Республике Калмыкия организовано взаимодействие УИИ с субъектами системы профилактики: комиссиями г. Элисты и районов республики, органами управления социальной защитой населения, опеки и попечительства, органами, осуществляющими управление в сфере образования, Министерством по делам молодежи, туризма и спорта Республики Калмыкия, центрами службы занятости республики, органами внутренних дел. Заключены соглашения: с Министерством по делам молодежи, туризма и спорта Республики Калмыкия; с центром занятости населения г. Элисты по вопросам содействия в трудоустройстве и профессиональной ориентации граждан, состоящих на учете в инспекции; с КУ РК "Республиканский наркологический диспансер" по оказанию лечебно-профилактической помощи осужденным, состоящим на учете в УИИ, больных алкоголизмом, наркоманией; с Комитетом по делам молодежи, туризма и спорта мэрии г. Элисты по организации социально-профилактической работы с несовершеннолетними осужденными; с Калмыцким региональным отделением Молодежной общественной организации "Российские Студенческие Отряды" штаб Студенческих Отрядов "Джангар" по организации контроля за поведением условно осужденных несовершеннолетних и предупреждению рецидивной преступности; с БУ РК "Республиканский комплексный центр социального обслуживания населения"; с Калмыцким казачьим округом войскового казачьего общества "Всевеликое войско Донское"; с общественной организацией "Федерация греко-римской борьбы"; с Центральным Хурулом "Золотая обитель Будды Шакьямуни"; с Объединением Буддистов Калмыкии; с Казанским Кафедральным собором г. Элисты Элистинской и Калмыцкой Епархии; с региональной организацией спортивного общества "Динамо".

В Республике Карелия на базе ФКУ УИИ действует Попечительский совет, предназначенный для социальной адаптации осужденных. Филиалами ФКУ УИИ заключены и действуют соглашения о сотрудничестве с комплексными центрами социального обслуживания населения, несколькими центрами социальной работы и центрами социальной помощи семье и детям, администрациями муниципальных образований, досугово-социальными центрами для детей, общественными организациями, а также центром социальной адаптации лиц без определенного места жительства "Преодоление". К профориентационной работе привлечены специалисты центров занятости населения Республики Карелия, проводятся индивидуальные консультации, групповые занятия, экскурсии.

Несовершеннолетним выдаются направления для обращения в ЦЗН районов республики. Осуществляется взаимодействие с социальными педагогами, классными руководителями, заместителями директоров по воспитательной работе образовательных учреждений, где проходят обучение подростки. К социально-реабилитационной работе привлекаются специалисты районных центров социальной реабилитации несовершеннолетних.

В Республике Татарстан в соответствии с законом Республики Татарстан от 21 января 2009 г. N 7-ЗРТ "Об общественных воспитателях несовершеннолетних" за несовершеннолетними осужденными закрепляются общественные воспитатели. Общественные воспитатели назначаются из числа представителей органов государственной власти и органов местного самоуправления, правоохранительных органов, органов и учреждений системы профилактики, трудовых коллективов и общественных организаций. Общественные воспитатели осуществляют контроль за несовершеннолетними осужденными, помогают родителям осужденных в воспитании, участвуют в защите прав, выявляют среду общения и окружения, изучают обстановку в семье, оказывают комплексную помощь в реабилитации несовершеннолетних. В рамках профилактики повторных правонарушений среди несовершеннолетних в республике реализуется "Технология межведомственного взаимодействия по организации социального сопровождения несовершеннолетних, освободившихся из мест лишения свободы, учреждений закрытого типа, условно осужденных, а также членов их семей" (далее - Технология). Большинство лиц, состоящих на межведомственном патронате, составляют несовершеннолетние, прошедшие реабилитацию в Центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей МВД по Республике Татарстан, и условно осужденные несовершеннолетние. Оказание помощи несовершеннолетним, находящимся в конфликте с законом, в том числе лицам, освободившимся из мест лишения свободы, условно осужденным, а также членам их семей, происходит путем принятия профилактических мер по оказанию психолого-педагогической помощи и поддержки, в восстановлении социального статуса ребенка, укреплению связей несовершеннолетнего с основными институтами социализации и др. Особое внимание уделяется вовлечению детей в альтернативно-досуговую деятельность по различным направлениям: правовое и патриотическое воспитание, профилактика девиантных форм поведения, профилактика зависимостей, развитие и формирование позитивных социальных навыков, обучение здоровому образу жизни и др. Кроме того, в рамках межведомственного патроната несовершеннолетним, отбывшим наказание за совершение преступлений, а также членам их семей, оказываются различные виды социальной помощи. Эффективность реализации Технологии заключается в том, что большинство несовершеннолетних снимаются с учета по достижению положительного результата работы. Основным показателем оценки эффективности реализации мероприятий по межведомственному сопровождению несовершеннолетних, освободившихся из учреждений закрытого типа, а также условно осужденных, является снижение количества несовершеннолетних, совершивших повторное правонарушение.

В Саратовской области также организован контроль за несовершеннолетними осужденными без изоляции от общества. ФКУ УИИ по Саратовской области взаимодействует со следующими организациями и общественными объединениями: "Центр социальной поддержки семье и детям г. Саратова"; "Региональный центр комплексного социального обслуживания детей и молодежи "Молодежь плюс"; "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Возвращение"; Саратовская региональная общественная организация трезвости и здоровья; Саратовская городская общественная организация для детей и молодежи Скаутский отряд "Роза ветров"; ООО "Свободные люди" по профилактике социально значимых заболеваний и пропаганде здорового образа жизни; реабилитационный центр "Открытие"; Сообщество "Анонимные наркоманы". При постановке на учет и в дальнейшем один раз в квартал каждый несовершеннолетний проходит психодиагностическое обследование с последующим составлением психологической характеристики, копия которой направляется в ПДН. Проводится операция "Территория закона", в ходе которой совместно с сотрудниками ОВД, работниками социозащитных учреждений, волонтерами различных общественных организаций осуществляются рейды по местам массового пребывания несовершеннолетних, а также по месту проживания несовершеннолетних осужденных без изоляции от общества. Активное участие в проведении профилактических мероприятий принимают члены добровольной народной дружины и казачьего общества.

ФКУ УИИ УФСИН России по Смоленской области заключило ряд соглашений с органами и учреждениями: с ОГБУ "Смоленский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Феникс" по работе Службы примирения для осужденных; с Департаментом Смоленской области по социальному развитию - осужденным разъясняется право на обращение в указанный департамент для получения материальной помощи; для решения вопроса об оказании социальной помощи выдаются направления в отделы социальной защиты; с Департаментом государственной службы занятости населения Смоленской области - сотрудники УИИ проводят информирование подростков, состоящих на учете, о перечне государственных услуг, которые могут быть им оказаны в соответствии с законодательством районными службами занятости: информирование о положении на рынке труда; содействие в поиске подходящей работы и постоянного рабочего места; организация их участия в ярмарках вакансий и учебных рабочих мест, профессиональная ориентация в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения, психологическая поддержка; профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан по профессиям, востребованным на рынке труда; трудоустройство на оплачиваемые общественные работы; временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время. Также несовершеннолетним предоставляется информация о перечне документов, необходимых при личном обращении в центры занятости населения.

В Тверской области в целях организации планомерной и эффективной воспитательной работы, проводимой с несовершеннолетними, осужденными к наказаниям и мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества, УФСИН России по Тверской области заключены соглашения о сотрудничестве с территориальными органами социальной защиты населения области, районными домами народного творчества, Главным управлением по труду и занятости населения Тверской области, Центром медико-психологической помощи для детей и подростков города Твери, муниципальными библиотечными системами и музейно-выставочными центрами области, учреждениями культуры, общественными организациями спортивно-патриотической направленности, организациями традиционных религиозных конфессий. Реализация данных соглашений создает условия для наиболее полного удовлетворения социальных, информационных и иных законных потребностей осужденных без изоляции от общества. Так, например, в рамках действующего соглашения с Главным управлением по труду и занятости населения Тверской области осужденные несовершеннолетние принимают участие в ярмарках вакансий, что позволяет обеспечить их летнюю трудовую занятость, создает условия для формирования у ребят позитивных жизненных навыков, помогает адаптироваться к дальнейшей профессиональной деятельности.

В Томской области в целях обеспечения комплексного подхода в решении вопросов по активизации межведомственного взаимодействия, преемственности в профилактической работе в отношении подозреваемых, обвиняемых и осужденных в исправительных учреждениях УФСИН России по Томской области, ведется работа по следующим направлениям: осуществляется взаимодействие между следственным изолятором и ВК по обмену информацией в отношении несовершеннолетних. Информация об индивидуальных особенностях личности и поведении несовершеннолетних, содержащаяся в психологических характеристиках, а также рекомендации по индивидуальной воспитательной работе помогают в дальнейшей психокоррекционной работе с осужденными. Осужденные, готовящиеся к освобождению, обязательно посещают занятия в "Школе подготовки к освобождению", которые проводят не только сотрудники различных служб учреждения, но и представители КДН и ЗП при администрации Ленинского района, ПДН, службы занятости населения г. Томска, сотрудники Томского областного наркологического диспансера. Данное сотрудничество организовано в рамках действующего Положения о порядке межведомственного взаимодействия в Томской области по социальному сопровождению и ресоциализации несовершеннолетних и направлено на обеспечение социальной помощи и поддержки осужденных как в процессе отбывания наказания в виде лишения свободы, так и после освобождения, на обеспечение прав и законных интересов таких детей, профилактику правонарушений, употребления алкогольных напитков и наркотических средств либо психотропных веществ. В марте 2016 года в Томской ВК открыт реабилитационный центр "Аврора", рассчитанный на 12 мест, целью деятельности которого является обеспечение эффективной ресоциализации осужденных девушек к условиям жизни в современном обществе на основе применения индивидуальных и групповых форм воздействия, формирование уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Процесс ресоциализации в указанном центре проходит два этапа. На первом этапе находящаяся в центре осужденная учится без контроля со стороны сотрудников самостоятельно в полном объеме соблюдать распорядок дня. При успешном завершении первого этапа (не менее трех месяцев) осужденной предоставляется право выхода за пределы учреждения по специальному пропуску для посещения культурно-массовых и спортивных мероприятий за пределами учреждения и для решения вопросов обучения и трудоустройства после освобождения.

В Тюменской области перед освобождением несовершеннолетнего организовано вручение бланка "Путевка в жизнь", предусматривающего перечень реабилитационных мероприятий по дальнейшему жизнеустройству несовершеннолетнего, и информационного справочника "Правовая азбука". Оказание необходимой социально-правовой и психологической помощи несовершеннолетним, вернувшимся из мест лишения свободы, осуществляется на базе учреждений социального обслуживания населения в рамках технологии "Социальная работа с несовершеннолетними, освободившимися из учреждений УФСИН, и их семьям". С целью оказания социально-психологических услуг несовершеннолетним, состоящим на учете за совершение правонарушений, в том числе вернувшимся из мест лишения свободы, осужденным к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, действуют социально-психологические консультативные пункты. Работа пунктов организована по графику в вечернее время и выходные дни (в том числе с выездом на территории муниципальных образований). На базе ФКУ "Тюменская воспитательная колония" УФСИН России по Тюменской области внедрена технология по социально-досуговой реабилитации несовершеннолетних - открытие студии кабельного телевидения для воспитанников. Несовершеннолетними создавались тематические телепередачи, документальные фильмы о жизнедеятельности колонии. Одной из мер профилактики преступности среди подростков, в том числе повторной, является организация работы с несовершеннолетними с помощью "института наставничества". Работа наставников направлена на организацию досуговой занятости несовершеннолетних "группы особого внимания", проведение с ними и их родителями индивидуальных бесед, мероприятий, направленных на профилактику правонарушений и преступлений, оказание правовой и психологической помощи. В Ямало-Ненецком автономном округе для работы с несовершеннолетними, совершившими преступление либо антиобщественные действия, разрабатываются и утверждаются межведомственные планы индивидуальной профилактической работы, позволяющие системно решать вопросы воспитания, обучения и всестороннего развития несовершеннолетнего, имеющего те или иные девиации в поведении. Указанные планы включают в себя следующие меры социально-педагогической реабилитации: социально-медицинская - проводится через медико-социальный патронаж, лечение и восстановительную терапию; социально-психологическая - включает в себя повышение уровня психического здоровья, оптимизацию внутрисемейных отношений, информирование о потенциальных возможностях несовершеннолетнего, ориентирование на самореабилитацию личности в семье, содействие подросткам в адаптации к новым условиям, оказание психологической помощи; социально-педагогическая - организация мер педагогической помощи и поддержки при нарушении способности несовершеннолетнего к получению образования в соответствии с состоянием здоровья, интересами, психическими и физическими возможностями личности; создание адекватных условий, специализированных программ обучения, адаптированных методов воспитания, организацию внеурочной занятости, оказание бесплатной юридической и адресной материальной помощи; организацию летнего досуга, отдыха и оздоровления несовершеннолетних; профессиональная - включает в себя профориентацию, трудоустройство и профессионально-производственную адаптацию; социальная - включает в себя средовую ориентацию, социально-бытовую адаптацию и социально-бытовое устройство несовершеннолетних. Ход индивидуальной профилактической работы ежеквартально рассматривается на заседаниях КДН и ЗП на предмет необходимости внесения корректив.

В приложении 1 к методическим рекомендациям даны актуальные социальные практики ресоциализации и реабилитации несовершеннолетних.