Примерный сценарий организации практических занятий с группой слушателей по работе с детьми, самовольно ушедшими из семей и государственных организаций, и профилактике таких уходов с использованием case-study-технологии

Примерный сценарий организации практических занятий

с группой слушателей по работе с детьми, самовольно ушедшими

из семей и государственных организаций, и профилактике таких

уходов с использованием case-study-технологии

Работа начинается со знакомства с ситуационной задачей.

Слушатели самостоятельно в течение 10 - 15 минут анализируют содержание кейса, выписывая при этом конкретную информацию. Знакомство с кейсом завершается обсуждением.

Далее идет формирование подгрупп.

Каждая подгруппа располагается в отведенном месте.

Принятие решений в группе основывается на информации, имеющейся в кейсе, и с использованием при этом методов исследования:

- экспертных, основывающихся на знаниях, интуиции, опыте, здравом смысле участвующих в обсуждении проблемы;

- аналитических, представляющих собой применение методов, чаще всего, математических формул, для анализа проблемы;

- экспериментальных, предлагающих научно поставленный эксперимент.

Деятельность модератора предполагает организацию открытого обмена мнениями, реализацию способности каждого участника действовать как эксперта, аналитика или экспериментатора.

Модерация осуществляется через:

- обсуждение полученной вводной информации, содержащейся в кейсе;

- выделение релевантной информации по отношению к данному вопросу, над которой работает подгруппа;

- обмен мнениями и составление плана работы над проблемой;

- работу над проблемой (дискуссия);

- выработку решений проблемы;

- дискуссию для принятия окончательного решения;

- подготовку доклада;

- аргументированный краткий доклад.

Техническая работа модератора:

1. Предложение идеи:

- фиксирует все идеи, высказанные в режиме мозгового штурма;

- регулирует поток идей.

2. Организация дискуссии по выдвинутым идеям:

- фиксирует высказывания, мнения об идеях;

- регулирует поток высказываний;

- группирует высказывания.

Активность слушателя в обсуждении кейса предусматривает:

- конструктивные оригинальные предложения по эффективному решению проблемной ситуации;

- использование интересного дополнительного фактического материала, статистических данных для аргументации своих предложений;

- умение выделять и идентифицировать проблемы, задавать вопросы, учитывая конкретную ситуацию;

- умение четко, логично, структурированно излагать собственную позицию в процессе обсуждения;

- участие в подготовке группового проекта (может определяться самими членами этой группы как коэффициент трудового участия каждого слушателя в разработке проекта);

- презентация проекта решения группы в процессе обсуждения (устно или письменно).

Усилению индивидуального участия каждого слушателя может способствовать ряд факторов:

1. Демонстрация потребности преподавателя понять индивидуальную мотивацию каждого из слушателей и характер взаимоотношений в группе.

2. Постепенное привлечение слушателей к дискуссии через работу в парах или малых дискуссионных группах.

3. Привлечение к дискуссии, которая уже развернулась и набрала остроту тех слушателей, которые еще не высказывались, индивидуально обращаясь к ним с вопросами.

4. Подчеркнуто положительное отношение к выступлениям слушателей, которые долго не решались высказать свое мнение.

5. Предложения дать письменный ответ на некоторые вопросы кейса.

6. Периодическое изменение состава подгрупп. Изменение состава подгруппы может дать слушателю возможность испытать себя в непривычной для себя роли.

7. Признание права каждого слушателя не только высказываться, но и быть выслушанным.

Далее представлен тематический кейс по профилактике самовольных уходов детей и подростков из семей и государственных организаций.

Структурные компоненты технологического процесса case-study:

- групповой анализ различных типичных ситуаций (case) самовольных уходов несовершеннолетних из семей и государственных организаций;

- обсуждение сложных неструктурированных нетипичных ситуаций/проблем, связанных с самовольными уходами несовершеннолетних из семей и государственных организаций, которые невозможно решить аналитическим способом;

- выработка алгоритмов принятия решений по тем или иным ситуациям (типичным; нетипичным);

- оценка и дальнейший выбор наиболее оптимального алгоритма принятия решения в контексте поставленной проблемы самовольных уходов детей из семьи и государственных учреждений;

- выработка программы практического решения по профилактике повторных самовольных уходов несовершеннолетних в рассмотренных ситуациях.

В процессе реализации технологии все слушатели делятся на несколько подгрупп. Каждая подгруппа выбирает модератора, координирующего работу подгруппы и секретаря, фиксирующего результаты работы.

Значение при работе с кейсом имеет правильное размещение участников.

Подгруппы не должны мешать друг другу, участники усаживаются напротив друг друга (желательно за круглым столом).

Все подгруппы работают одновременно над одной и той же темой кейса, конкурируя между собой в поиске наиболее оптимального решения.

В этом случае требуется достаточно большой объем аудиторных практических занятий.

На проработку одного кейса требуется, как правило, 4 часа практических занятий. Подгруппы соревнуются между собой, представляя разные команды.

Роль преподавателя носит инновационный характер - это роль наблюдателя, но с активной позицией, т.е. опосредованное управление.