6.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов

Содержание

I полугодие

II полугодие

Человек

Гигиена тела

- выполнение отдельных операций при мытье рук: открывание крана

д

намачивание рук

д

намыливание рук мылом

д

растирание намыленных рук

д

смывание мыла с рук

д

закрывание крана

д

вытирание рук полотенцем

д

Туалет

- сообщение о желании сходить в туалет ("Хочу в туалет")

-

Обращение с одеждой и обувью

- узнавание предметов одежды и обуви:

?

куртка

шапка

брюки

свитер

ботинки

- расстегивание:

липучки

с

молнии

с

- застегивание:

липучки

с

молнии

д

Прием пищи

- аккуратная еда ложкой

?

Сенсорное развитие

Зрительное восприятие

+

- фиксация взгляда на лице человека

+

- фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка:

на уровне глаз

+

выше уровня глаз

+

ниже уровня глаз

+

- фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном справа:

на уровне глаз

+

выше уровня глаз

+

ниже уровня глаз

+

- фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном слева:

на уровне глаз

+

выше уровня глаз

+

ниже уровня глаз

+

- прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом:

по горизонтали (вправо/влево);

+

по вертикали (вверх/вниз);

+

по кругу (по/против часовой стрелки);

+

вперед/назад

+

- прослеживание взглядом за движущимся удаленным предметом

+

Слуховое восприятие

- локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха:

справа

+

слева

+

- локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне плеча:

справа

+

слева

+

- локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне талии:

справа

+

слева

+

- прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука

+

Кинестетическое восприятие

- адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека

+

- адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по температуре:

холодный

+

теплый

+

- адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по фактуре:

гладкий

+

шероховатый

+

- адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по вязкости (клейстер, крупа, вода и т.д.):

густой

+

жидкий

+

- адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов

+

- адекватная реакция на давление на поверхность тела

+

- адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей

+

Восприятие запаха

- адекватная реакция на запахи:

продукты питания

+

парфюмерная продукция

+

Предметно-практические действия

Действия с материалами

- сминание материала (бумага):

одной рукой

с

двумя руками

с

- разрывание материала (бумага)

д

- размазывание материала (краска, клейстер):

одной рукой

с

двумя руками

с

- пересыпание материала (крупа, песок, мелкие предметы)

с

- переливание материала (вода)

с

- разминание материала (соленое тесто, пластилин):

одной рукой

д

двумя руками

д

Действия с предметами

- захват, удержание, отпускание предметов

с

- вынимание предметов (из коробки)

с

- складывание предметов (в коробку)

с

- перекладывание предметов (из коробки в коробку)

с

- встряхивание предмета (шумящие и звенящие предметы)

с

- нажимание на предмет всей рукой

с

- вставление предметов (стаканчиков) друг в друга

с

- вставление в отверстия:

шариков

с

мозаики

с

- нанизывание предметов (кольца, шарики, крупные бусины):

на стержень

с

на нить с наконечником

с

- вращение предмета (вентиль крана, крышка пластиковой бутылки)

с

- сжимание предмета (резиновые игрушки, губка, прищепки):

одной рукой

с

двумя руками

с

пальцами

с

- открывание предмета:

коробка

с

банка с капроновой крышкой

д

- закрывание предмета:

коробка

с

банка с капроновой крышкой

д

- катание игрушки на колесиках

с

- толкание предмета (ящик шкафа, входная дверь):

от себя

с

к себе

с

Двигательное развитие

- выполнение движений головой в положении стоя:

наклон вправо

наклон влево

наклон вперед

наклон назад

в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя), "круговые" движения (по часовой стрелке и против часовой стрелки)

- поворот головой:

вправо

влево

- "круговые" движения:

по часовой стрелке

против часовой стрелки

- выполнение движений руками:

вперед

назад

вверх

в стороны

"круговые"

- выполнение движений пальцами рук:

сгибание фаланг пальцев

разгибание фаланг пальцев

сгибание пальцев в кулак

разгибание пальцев

- выполнение движений плечами:

вверх

вниз

- опора:

на предплечья

на кисти рук

- бросание мяча двумя руками:

от груди

из-за головы

- отбивание мяча от пола одной рукой

- ловля мяча на уровне груди

- изменение позы в положении лежа:

поворот со спины на живот

поворот с живота на спину

- изменение позы в положении сидя:

поворот вправо

поворот влево

наклон вперед

наклон назад

наклон вправо

наклон влево

- изменение позы в положении стоя:

поворот вправо

поворот влево

наклон вперед

наклон назад

наклон вправо

наклон влево

- вставание на четвереньки

- ползание на четвереньках

- садиться из положения "лежа на спине"

- вставание на колени из положения "сидя на пятках"

- стоять на коленях в процессе выполнения действий с предметами

- ходить на коленях

- вставать из положения "стоя на коленях"

- выполнение движений ногами:

подъем ноги вверх

отведение ноги в сторону

отведение ноги назад

- ходьба по наклонной поверхности:

вверх с опорой

вверх без опоры

вниз с опорой

вниз без опоры

- ходьба по лестнице:

вверх с опорой

вверх без опоры

вниз с опорой

вниз без опоры

- прыгание на двух ногах на месте

- ударение по мячу ногой с места

Альтернативная и дополнительная коммуникация

Коммуникация

- установление зрительного контакта с собеседником

- реагирование на собственное имя

- приветствие собеседника:

жестом (пожать руку)

словом "Привет"

- выражение своих желаний:

жестом

словом "Дай"

предложением "Лена, дай"

- выражение просьбы о помощи:

жестом

словом "Помоги"

предложением "Лена, помоги"

- выражение согласия:

жестом (кивок головы)

словом "Да"

- выражение несогласия:

жестом (покачать головой из стороны в сторону)

словом "Нет"

- прощание с собеседником:

жестом (помахать рукой)

словом "Пока"

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

Импрессивная речь

- различение по именам:

членов семьи

учащихся класса

педагогов

- понимание слов, обозначающих предмет:

кружка

тарелка

ложка

стул

стол

шкаф

яблоко

банан

носки

куртка

футболка

брюки

шапка

ботинки

сандалии

мяч

- понимание слов, указывающих на предмет, его признак:

мой

твой

- понимание простых предложений:

нераспространенных ("Оля ест" и др.)

распространенных ("Оля ест яблоко" и др.)

Экспрессивная речь

- называние своего имени

- называние имен:

членов семьи

педагогов