II. Нормативное правовое регулирование деятельности СНЛК ГО, ее цели и задачи

II. Нормативное правовое регулирование деятельности СНЛК ГО,

ее цели и задачи

3. В соответствие ст. 2 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" одной из основных задач в области гражданской обороны является: обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению.

4. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации" определено, что мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обнаружением и обозначением районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению, являются: создание и обеспечение готовности сети наблюдения и лабораторного контроля на базе организаций, расположенных на территории Российской Федерации, имеющих специальное оборудование (технические средства) и работников, подготовленных для решения задач, связанных с обнаружением и идентификацией различных видов заражения и загрязнения, введение режимов радиационной защиты на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, совершенствование методов и технических средств мониторинга состояния радиационной, химической, биологической обстановки, в том числе оценка степени зараженности и загрязнения продовольствия и объектов окружающей среды радиоактивными, химическими и биологическими веществами.

5. В соответствии с Положением об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденным приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687, в целях решения задач по обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению, органы местного самоуправления обязаны создавать и обеспечивать готовность СНЛК ГО на базе организаций, расположенных на территории муниципального образования, имеющих специальное оборудование (технические средства) и работников, подготовленных для решения задач по обнаружению и идентификации различных видов заражения (загрязнения), вводить режимы радиационной защиты на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, совершенствовать методы и технические средства мониторинга состояния радиационной, химической, биологической обстановки, в том числе оценки степени зараженности и загрязнения продовольствия и объектов окружающей среды радиоактивными, химическими и биологическими веществами.

6. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.1996 N 924 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" установлено, что к силам и средствам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций относятся, в том числе, учреждения СНЛК ГО.

7. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" утверждено Положение о РСЧС, которым определен порядок организации и функционирование РСЧС, уровни действия функциональных и территориальных подсистем, режимы функционирования. Данным Положением утвержден Перечень создаваемых федеральными органами исполнительной власти функциональных подсистем РСЧС, в том числе функциональная подсистема мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций МЧС России.

8. Приказом МЧС России от 20.09.2005 N 696 утверждено Положение о функциональной подсистеме мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций РСЧС, одной из задач которой является координация деятельности, контроль, организационное и методическое обеспечение СНЛК ГО.

9. В соответствии с Методическими рекомендациями по координации деятельности СНЛК ГО субъектов Российской Федерации, утвержденными в 1996 году, ежегодно должно планироваться и проводиться с учреждениями СНЛК ГО не менее двух тренировок и один раз в два года учения. Учения и тренировки проводятся с выдачей контрольных проб на радиоактивные, химические вещества и биологические средства.

10. Положением о СНЛК ГО Российской Федерации, согласованным шестью Федеральными органами исполнительной власти в 1993 году, определено (п. 6), что основу СНЛК ГО составляют отраслевые центры наблюдения и лабораторного контроля, создаваемые на базе ведущих научно-исследовательских учреждений министерств и ведомств Российской Федерации, и Головные учреждения.

СНЛК, как и РСЧС, является межведомственной структурой. Между этими структурами есть принципиальные различия. РСЧС базируется на вертикали исполнительной власти, тогда как идеологическую, координирующую и руководящую основу СНЛК традиционно определяют научные учреждения, которые находятся вне исполнительной власти. (Три Академии наук России и вузовская наука не участвуют в РСЧС.)

Основными задачами (п. 8) академических и отраслевых научно-исследовательских учреждений, кафедр (лабораторий) высших учебных заведений гидрометеорологического, химического, токсикологического, радиологического, микробиологического, гигиенического, ветеринарного, агрохимического и фитопатологического профилей являются: разработка методов выявления и оценки радиоактивного заражения (загрязнения) и индикации отравляющих веществ, сильнодействующих веществ и биологических средств в объектах окружающей среды, продовольствии, питьевой воде, пищевом и фуражном сырье, а также в патматериалах, оказание методической помощи головным учреждениям СНЛК ГО территориального уровня по вопросам индикации отравляющих веществ, сильнодействующих веществ, биологических средств и оценке радиоактивного заражения (загрязнения), разработка государственных и отраслевых стандартных образцов и контрольных проб для проведения проверок готовности учреждений СНЛК ГО к действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

Головные учреждения СНЛК ГО утверждаются Положением о СНЛК ГО субъекта Российской Федерации и выполняют задачи, в том числе: разрабатывают нормативные методические документы для подчиненных подразделений СНЛК ГО, осуществляют методическое руководство подчиненными учреждениями СНЛК ГО при проведении всех видов лабораторных исследований, организуют подготовку (переподготовку) специалистов СНЛК ГО.