1.1 НАЗНАЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ И ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ

Методические рекомендации по добровольной инвентаризации объема выбросов парниковых газов в субъектах Российской Федерации разработаны на основе обобщения международного и российского опыта по методическому обеспечению количественных оценок антропогенных выбросов парниковых газов. При их подготовке были использованы инструктивно-методические руководства Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) и Национальные кадастры антропогенных выбросов и абсорбции парниковых газов Российской Федерации (Межправительственная..., 2006; Российская, 2014). В Методические рекомендации включены материалы национальных кадастров стран Приложения I к РКИК ООН, пилотных проектов по инвентаризации парниковых газов в регионах России и зарубежных стран и материалы независимого рецензирования национальных кадастров российскими организациями и международными группами экспертов. В них также учтены рекомендации ежегодных совещаний ведущих экспертов РКИК ООН и докладов Секретариата РКИК ООН по оценке национальных кадастров, что позволило актуализировать параметрическую информацию и методологические подходы к оценке выбросов парниковых газов применительно к условиям Российской Федерации. Таким образом, Методические рекомендации по проведению добровольной инвентаризации объема выбросов парниковых газов в субъектах Российской Федерации полностью согласуются с международными методологиями подготовки кадастров парниковых газов и представления отчетности в органы РКИК ООН. Они также гармонизированы с Национальным кадастром антропогенных выбросов и абсорбции парниковых газов Российской Федерации. Методические рекомендации адаптированы к национальным условиям России и учитывают специфику хозяйственно-экономической деятельности ее субъектов.

В основу настоящих Методических рекомендаций положен сопоставимый с международной терминологией единый понятийно-терминологический аппарат, используемый при формировании системы мониторинга, отчетности и проверки объема выбросов парниковых газов в Российской Федерации, разрабатываемой Министерством экономического развития Российской Федерации во исполнение пункта 1 Плана мероприятий Правительства России. Применяемые в Методических рекомендациях термины и их определения приводятся ниже.

Парниковые газы - газообразные составляющие атмосферы природного и антропогенного происхождения, которые поглощают и повторно излучают инфракрасную радиацию. В настоящих Методических рекомендациях приводятся методологии инвентаризации (количественной оценки) антропогенных выбросов парниковых газов, подлежащих обязательному учету в соответствии с решением Конференции Сторон РКИК ООН 24/СР.19. Согласно решению Конференции Сторон РКИК ООН 24/СР.19 потенциалами глобального потепления для расчета антропогенных выбросов парниковых газов в эквиваленте диоксида углерода являются значения, приведенные в исправленной таблице 2.14 материалов Рабочей группы I МГЭИК для Четвертого доклада об оценке с учетом их воздействия в течение столетнего периода. Перечень парниковых газов, подлежащих обязательной оценке, и величины потенциалов их глобального потепления приводятся в Приложении 2.

Антропогенные выбросы и поглощения парниковых газов - выбросы и поглощения парниковых газов, являющиеся результатом деятельности человека и включенные в национальные кадастры. Различие между природными и антропогенными выбросами и поглощениями заключается в данных о деятельности, используемых для их количественной оценки.

Инвентаризация антропогенных выбросов парниковых газов - процесс, включающий сбор данных об антропогенной деятельности, приводящей к выбросам парниковых газов, поиск и выбор коэффициентов выбросов и других параметров, количественную оценку величин антропогенных выбросов парниковых газов и анализ качества, пространственных и временных изменений полученных величин.

Мониторинг выбросов парниковых газов - система оценки антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов, включающая сбор сведений (отчетов) об объемах антропогенных выбросов парниковых газов предприятиями и организациями в процессе осуществления ими хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, реализации мероприятий (проектов) по сокращению выбросов парниковых газов, в том числе с использованием механизмов государственной поддержки, а также предпринимаемых мерах адаптации к климатическим изменениям. Определение согласуется с Концепцией формирования системы мониторинга, отчетности и проверки объема выбросов парниковых газов, разрабатываемой во исполнение Плана мероприятий по обеспечению к 2020 г. сокращения объема выбросов парниковых газов, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации N 504-р от 2 апреля 2014 г.

Территория охвата означает учет и инвентаризацию всех антропогенных парниковых газов, выбросы которых имеют место в пределах границ территории субъекта Российской Федерации.

Год инвентаризации и временной ряд. Оценка антропогенных выбросов (или поглощения) выполняется за календарный год, в течение которого они произошли. Этот календарный год называется годом инвентаризации. В отдельных случаях выбросы могут быть оценены с помощью данных по другим годам с применением специальных методов. Последовательность ежегодных инвентаризаций (оценок выбросов) парниковых газов (например, за каждый год с 1990 до 2000) называется временным рядом. Ввиду важности тенденций выбросов необходимо, чтобы временные ряды их оценок были как можно более согласованными.

Кадастр выбросов парниковых газов (далее - кадастр парниковых газов) в контексте Методических рекомендаций является формой итогового отчета о результатах ежегодной инвентаризации выбросов парниковых газов в пределах территории охвата субъекта Российской Федерации. Кадастр выбросов (и поглотителей) парниковых газов субъекта Российской Федерации состоит из отчета о выбросах в форме доклада и стандартизованных таблиц совокупных выбросов парниковых газов субъекта Российской Федерации. Доклад о кадастре содержит описание методологии, данных и параметров, использованных для инвентаризации (количественной оценки) объема антропогенных выбросов парниковых газов, обсуждение и анализ полученных оценок, их точности и тенденций изменений. Таблицы совокупных выбросов охватывают парниковые газы и категории источников, подлежащие инвентаризации.

Сектор - значительная часть экономики субъекта, обладающая сходными общими характеристиками, экономическими целями, функциями и поведением, что позволяет отделить ее от других частей экономики в теоретических или практических целях. В целях инвентаризации антропогенных выбросов парниковых газов и подготовки кадастра парниковых газов субъекта Российской Федерации выделены следующие экономические сектора: энергетика, промышленные процессы и использование продукции, сельское хозяйство и отходы. Методические рекомендации по инвентаризации в каждом из выделенных секторов обобщены в отдельный том.

Категории источников (поглотителей) парниковых газов объединяют близкие виды хозяйственно-экономической деятельности и (или) производственно-технологические процессы, от которых в атмосферу поступают парниковые газы. Каждый экономический сектор состоит из отдельных категорий и подкатегорий источников. Подготовка кадастра парниковых газов субъекта Российской Федерации начинается с инвентаризации (оценки) выбросов парниковых газов от отдельных подкатегорий и категорий источников, входящих в сектор. Для каждой категории (подкатегории) источников в Методических рекомендациях приведены: методика оценки (расчета) объема антропогенных выбросов парниковых газов, вспомогательные данные (коэффициенты выбросов и другие параметры, необходимые для выполнения расчета) и рабочие формуляры.

Методические рекомендации устанавливают единые для всех секторов и категорий источников принципы и порядок подготовки отчетности об объемах выбросов парниковых газов в пределах территории субъектов Российской Федерации, к которым относятся эффективная практика, уровни оценок, полнота, прозрачность, точность, согласованность, сравнимость и другие. Они соответствуют общепринятым международным подходам к количественной оценке выбросов парниковых газов и представлению отчетности о них, которые разработаны МГЭИК (Межправительственная, 2006) и РКИК ООН (решение Конференции Сторон РКИК ООН 24/СР.19) <1>. Их определения приведены ниже.

--------------------------------

<1> Документ FCCC/CP/2013/10/Add.3, http://unfccc.int/resource/docs/2013/cop19/rus/10a03r.pdf.

Эффективная практика - комплекс организационно-технических и методических мероприятий по подготовке кадастра парниковых газов, обеспечивших высококачественную инвентаризацию парниковых газов, в которой их выбросы не являются ни переоцененными (завышенными), ни недооцененными (заниженными), насколько можно судить по использованным методам и подходам, и в которой неопределенности оценок уменьшены настолько, насколько это практически возможно.

Уровни оценок представляют собой комплекс подходов к расчету выбросов парниковых газов, различающихся по степени методологической сложности. Обычно предусматривается три уровня сложности расчетов. Методы Уровня 1 - простые методы расчетов, методы Уровня 2 - усложненные, предполагающие большую степень детализации расчетов, и методы Уровня 3 - наиболее сложные методически с точки зрения трудоемкости, потребности в данных и параметрах. Уровни 2 и 3 называются методами более высокого уровня и, как правило, являются более точными. В настоящих Методических рекомендациях представлена методология инвентаризации выбросов парниковых газов, соответствующая методам 1 и 2 Уровня. Информацию о методах третьего уровня оценки выбросов можно получить в Руководящих принципах МГЭИК (Межправительственная, 2006).

Рекомендуемые МГЭИК данные, параметры или коэффициенты - общедоступная международная информация, включая статистические и иные данные о деятельности и показатели, необходимые для выполнения инвентаризации выбросов парниковых газов в отдельных секторах, а также разработанные МГЭИК на основе среднемировых данных коэффициенты выбросов, пригодные для использования во всех странах. В большинстве случаев использование рекомендуемых МГЭИК данных, параметров и коэффициентов возможно только при применении методов Уровня 1, а получаемые оценки выбросов парниковых газов характеризуются высокой неопределенностью и достаточно низкой достоверностью.

Ключевые категории дают наибольший вклад или оказывают значительное влияние на кадастр парниковых газов в части абсолютной величины выбросов (поглощений) парниковых газов, их тенденции или неопределенности. Ключевым категориям следует уделять приоритетное внимание при сборе данных о деятельности и параметрической информации их обобщения, а также обеспечении и контроле качества, отчетности и распределении ресурсов в целях совершенствования инвентаризации.

Полнота - выполнение оценок всех парниковых газов и категорий источников, выбросы которых имеют место в пределах территории субъекта Российской Федерации и для которых существуют методические рекомендации по инвентаризации. В случаях, когда оценки каких-либо категорий или газов не выполнены, их отсутствие должно быть документально подтверждено, а причины невыполнения инвентаризации объяснены и обоснованы.

Точность означает такие оценки выбросов парниковых газов, которые не являются ни систематически завышенными, ни заниженными относительно их реальных величин, насколько об этом можно судить, а неопределенности их оценки снижены насколько это практически возможно.

Прозрачность означает, что использованные в инвентаризации источники данных, допущения и методологии ясно объяснены в кадастре парниковых газов, благодаря чему может быть выполнено повторное воспроизведение расчетов выбросов и их анализ пользователями представленной в кадастре информации. Прозрачность кадастра является основой его успешного представления и рассмотрения.

Согласованность означает, что ежегодная инвентаризация парниковых газов должна согласовываться по всем годам, парниковым газам, категориям и другим элементам, включенным в отчетность. Кадастр является согласованным, если инвентаризация выбросов для всех лет выполнена с использованием одной и той же методологии и согласующихся данных о деятельности. Оценки должны быть произведены так, чтобы различия в результатах между годами и категориями отражали фактические различия в выбросах. Инвентаризации разных лет, выполненные с использованием разных методологий, могут считаться согласованными, если величины выбросов были пересчитаны прозрачным образом с использованием методологических руководств МГЭИК (Межправительственная, 2006).

Сравнимость (сопоставимость) означает, что кадастр парниковых газов подготовлен таким образом, что содержащиеся в нем оценки выбросов могут быть сравнимы с кадастрами других субъектов Российской Федерации и других стран. Для этого при подготовке кадастров необходимо использовать единые и согласованные методические рекомендации и стандартизованные таблицы отчетности, классификации и определения категорий источников. Представление категорий источников должно соответствовать установленному табличному формату.