I.2.1 Дорожный транспорт

В категорию источников "Дорожный транспорт" включены следующие типы автотранспортных средств: легковые автомобили, грузовые автомобили малой грузоподъемности и большой грузоподъемности, автобусы, а также мотоциклы (включая мопеды, скутеры и мотоциклы с коляской), работающие на разных видах жидкого и газообразного топлива. Оценки выбросов парниковых газов от дорожного транспорта могут основываться на двух независимых массивах данных: данных о потреблении топлива или данных о расстоянии, пройденном транспортным средством.

Расчет выбросов CO2 для всех автотранспортных средств (далее - АТС) рекомендуется выполнять на основе данных о потреблении (продаже) различных видов топлива. По возможности, рекомендуется учитывать разделение топлива по экологическим классам. Методика расчета представляет собой произведение количества сожженного топлива определенного вида (в пересчете на тепловые единицы) и соответствующего коэффициента выбросов CO2 (формула 1). Результаты расчетов по отдельным видам топлива затем суммируются для оценки выброса CO2 по субъекту в целом.

Выбросы CH4 и N2O гораздо сложнее оценить, чем выбросы CO2, потому что коэффициенты выбросов зависят от технологии сжигания топлива, используемой транспортным средством, вида топлива и эксплуатационных характеристик автотранспортного средства. Расчет выбросов CH4 и N2O целесообразно производить по данным о расстоянии, пройденном автотранспортными средствами каждого класса. Но можно использовать и альтернативные подходы оценки выбросов - по количеству топлива (в тепловых единицах), сожженного автотранспортными средствами без или с разбиением их на классы. Подробное описание методологии расчета выбросов приведено в Справочном руководстве и Руководящих принципах МГЭИК.

В российской национальной статистике к моторным топливам относятся только три вида топлива: бензин, дизельное топливо и другие виды моторного топлива. Для расчета выбросов парниковых газов некоторые другие топлива также должны быть отнесены к моторным: в категориях водного и железнодорожного транспорта - это мазут, а в категории дорожного транспорта - сжиженный газ. При определении объемов выбросов парниковых газов можно распределять потребление моторного топлива между транспортом и стационарными источниками в зависимости от имеющейся у них информации. При перемещении через границы регионов транспортные средства могут перевозить часть топлива, проданного в одном регионе, для использования в другом регионе. Выбросы от дорожного транспорта следует учитывать там, где было продано топливо, т.е. данные о деятельности должны отражать топливо, проданное на территории региона.

Большая часть исходных данных, необходимых для расчета выбросов парниковых газов, может быть получена у Федеральной службы государственной статистики (Росстат), например, информация о продаже бензина и дизельного топлива входит в отчетность по форме "1-автобензин (торг)" - сведения о продаже и запасах автомобильного бензина. Данные о производстве и поставках на рынок автомобильного бензина и дизельного могут быть получены в Министерстве энергетики Российской Федерации, а о продажах моторного топлива - в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации. Следует собрать данные о других видах топлива, использующихся в регионе, менее распространенных и, обычно, не входящих в статистику продаж (например, сжиженный нефтяной газ, компримированный природный газ или биотопливо).

При отсутствии или недостаточности данных о продажах топлива, следует использовать данные о его потреблении автотранспортными средствами в различных отраслях экономики. Первичные данные от субъектов хозяйственной деятельности поступают в Росстат (форма N 4-ТЭР, 11-ТЭР), где обобщаются и анализируются по отраслевому принципу.

Следует помнить, что обязательной статистической отчетности подлежат только юридические лица (за исключением субъектов малого предпринимательства), в то время как большая часть парка принадлежит физическим лицам, не представляющим статистическую отчетность.

Информация по проданному топливу тоже может отсутствовать или быть ненадежной, т.к. дает ограниченную информацию о его потреблении на транспорте, особенно, автомобильном. В этом случае оценки использования топлива должны проводиться на основании данных о размере и структуре парка автотранспортных средств, зарегистрированных в регионе. Если доступны массивы данных и о потреблении топлива, и о пройденном расстоянии, важно проверить их согласованность, иначе оценки выбросов парниковых газов могут быть противоречивыми. Эффективная практика при использовании данных о продажах топлива заключается в том, чтобы убедиться, что они не включают топливо, используемое для внедорожных перевозок и для работы прочих механизмов, а также использование топлива в сельскохозяйственных целях. Важно проверить, используется ли топливо, проданное населению, в иных целях (например, как топливо для стационарных бойлерных) и уточнить, как регистрируется использование смазок в качестве присадок в двухтактных двигателях.

Рекомендуемые коэффициенты выбросов CO2, CH4 и N2O приведены в таблице 1.4. Коэффициенты выбросов CO2 основываются на содержании в топливе углерода и предполагают его 100-процентное окисление в процессе сжигания или непосредственно после него и последующую эмиссию в атмосферу в форме CO2, CH4, оксид углерода (CO), ЛНОС и твердых частиц. Рекомендуемые коэффициенты выбросов CH4 и N2O имеют высокую неопределенность, поскольку в значительной степени зависит от технологий сжигания топлива и ограничения выбросов выхлопных газов, применяемых в транспортных средствах. Если выбросы CH4 и N2O от автотранспортных средств настолько велики, что являются ключевыми категориями, следует использовать коэффициенты выбросов, детализированные по классам АТС и применяемой технологии контроля выбросов. Методика проведения детализированных расчетов выбросов на основе сожженного топлива или пройденного расстояния приведена в Справочном руководстве и Руководящих принципах МГЭИК.