1.2.1 Выбросы от сжигания ископаемого топлива

Основной метод оценки выбросов от сжигания топливно-энергетических ресурсов - расчет выбросов по секторам экономики, называемый секторным подходом. Кроме этого, для независимой проверки полноты и корректности расчетов секторного подхода используется методика расчета по базовому (балансовому) подходу, основанная на общем потреблении топливно-энергетических ресурсов в субъекте Российской Федерации. В исключительных случаях, если располагаемые разработчиками кадастра ресурсы и объем доступных им данных не позволяют реализовать секторный подход, базовый подход может быть использован для предварительных оценок выбросов парниковых газов от сжигания топлива.

При сжигании топливно-энергетических ресурсов большая часть углерода выбрасывается в атмосферу в виде диоксида углерода. Часть углерода попадает в атмосферу в виде оксида углерода, метана и неметановых летучих органических соединений. Большая часть углерода, выбрасываемая в виде других, кроме CO2, газов окисляется в атмосфере до CO2. В случае сжигания топлива, выбросы других, чем CO2, углеродсодержащих газов, отвечают за крайне малое количество выбрасываемого углерода по сравнению с CO2. Поэтому на уровне 1 расчеты выбросов CO2 основываются на общем количестве углерода в топливе. Это делается для того, чтобы учесть весь углерод, содержащийся в топливе.

1.2.1.1 Уровни расчетов

В зависимости от наличия исходных данных, особенностей сжигаемых топлив и применяемых технологий сжигания, а также, вклада каждой из категорий источников в суммарный выброс парниковых газов в регионе, могут применяться 3 уровня расчетов выбросов:

1 уровень - основан на статистических данных о сжигании топливно-энергетических ресурсов по категориям источников и средних, рекомендуемых МГЭИК, коэффициентах выбросов;

2 уровень - основан на статистических данных о сжигании топливно-энергетических ресурсов, аналогичных используемым в подходе уровня 1, но вместо рекомендуемых МГЭИК коэффициентов используются региональные или, если применимо, национальные коэффициенты выбросов;

3 уровень - основан на использовании расчетных или измеренных данных по выбросам на уровне отдельных предприятий субъекта Российской Федерации

Для разработки кадастра выбросов парниковых газов субъекта Российской Федерации основным является метод уровня 1, полностью основанный на характеристиках сжигаемых топливно-энергетических ресурсов. При реализации этого метода, выбросы из всех источников горения могут быть рассчитаны на основе количества сжигаемого топлива (обычно известного из региональной энергетической статистики) и средних коэффициентов выбросов.

Качество этих коэффициентов выбросов отличается от газа к газу. Для CO2 коэффициенты выбросов сильно зависят от углеродной составляющей топлива. Условия сжигания (эффективность сжигания, превращение углерода в шлак и золу и т.д.) имеют сравнительно небольшое значение. Поэтому выбросы CO2 могут быть оценены достаточно точно, исходя из общего объема сжигаемого топлива и усредненного содержания углерода в нем.

Коэффициенты выбросов для метана и оксида диазота (N2O) зависят от технологии сжигания и условий функционирования оборудования и существенно различаются, как между отдельными установками для сжигания, так и от года к году. Из-за этой изменчивости, использование усредненных коэффициентов выбросов по этим газам дает довольно значительную неопределенность.

Поэтому, для ключевых категорий источников может применяться метод Уровня 2, при использовании в регионе топливно-энергетических ресурсов или технологий сжигания, отличных по своим характеристикам от средних российских условий. Если региональные коэффициенты выбросов получены на основании подробных данных о содержании углерода в различных партиях потребляемого топлива, или использована более подробная информация о применяемых технологиях сжигания, неопределенности оценок значительно уменьшаются, а временные тенденции могут быть оценены более качественно.

Методы уровня 3 используют подробные модели расчета выбросов или измерения и данные на уровне отдельных предприятий. При правильном применении эти модели и измерения должны обеспечивать более точные оценки, особенно для иных, чем CO2, парниковых газов.

1.2.1.2 Выбор уровня: общая схема принятия решений

Для каждой категории источника и парникового газа, разработчик инвентаризации располагает выбором в применении методов различных уровней. Разработчик инвентаризации может использовать различные уровни для разных категорий источников, в зависимости от важности категории (ее вклада в совокупный выброс) и от наличия ресурсов с точки зрения затрат времени, рабочей силы, сложности моделей и бюджета. Для выполнения анализа ключевых категорий, необходимо составить кадастр (с использованием методов уровня 1 или более высоких уровней) как минимум за один год. В дальнейшем анализ ключевых категорий должен обновляться в соответствии с наиболее актуальными расчетами выбросов. Для каждого вида деятельности по сжиганию топлива и для каждого газа может быть принято свое решение по выбору уровня оценки выбросов.

В частности, для автомобильных перевозок, использование для оценки выбросов N2O и CH4 методов 2-го и 3-го уровней, зависимых от конкретной технологии, может принести значительное увеличение точности. Однако для CO2 в целом часто будет достаточно воспользоваться методом уровня 1, основанным на содержании углерода в топливе и данных об использованном количестве топлива. Это означает, что при разных подходах для разных газов в пределах одной и той же категории источников могут использоваться методы разных уровней. Так как модели выбросов и зависящие от конкретной технологии методы для автомобильного транспорта могут основываться на пробеге транспортного средства, а не на расходе топливе, эффективная практика заключается в демонстрации того, что данные о деятельности, примененные в таких моделях и методах более высокого уровня, согласуются с данными о продажах топлива. Эти данные о продажах топлива могут быть использованы для оценки выбросов CO2 от автотранспорта. В тех случаях, когда обнаружено расхождение между данными о продажах топлива и пройденным километражем, данные о деятельности, используемые для расчетов по 2 и 3 уровням, надо корректировать с учетом статистики продаж топлива, если не будет доказано, что статистика продаж топлива не соответствует действительности. Важно обеспечить полноту учета всех источников выбросов и согласованность исходных данных, т.е. провести проверку на соответствие баланса массы топливно-энергетических ресурсов, используемых в регионе в качестве топлива, и учтенных в энергетическом секторе кадастра.