4.2. Приоритетные мероприятия по обеспечению технической готовности терминально-складского хозяйства к реализации продуктовой линейки железнодорожных контейнерных перевозок

4.2. Приоритетные мероприятия по обеспечению технической

готовности терминально-складского хозяйства к реализации

продуктовой линейки железнодорожных контейнерных перевозок

Необходимо создание сети крупных терминалов-хабов, способных обеспечить ритмичную работу с контейнерными поездами. Строительство новых и реконструкция существующих терминальных комплексов будет производиться с учетом развития экспедиторских услуг.

Для реализации системы контейнерных перевозок необходимо категорирование всех терминалов по объему перерабатываемых контейнеров и функциональным особенностям:

- терминалы-сателлиты и прочие контейнерные площадки;

- терминально-логистистические центры;

- терминалы в портах и железнодорожные порты.

Первая категория образует вспомогательную сеть и состоит из терминалов с потенциальными объемами менее 100 тыс. ДФЭ и всех прочих пунктов переработки контейнеров с объемом менее 10 тыс. TEU в год (контейнерных площадок). Основные задачи таких терминалов:

- гарантировать создание общероссийской контейнерной сети;

- снизить терминальные затраты до уровня, обеспечивающего прибыль даже при низких объемах переработки.

Основные функциональные характеристики терминалов:

- мощность до 100 тыс. ДФЭ в год;

- обслуживание козловыми кранами и/или ричстакерами (используются как вспомогательная техника);

- длина погрузочно-выгрузочных путей порядка 550 м;

- общая площадь терминала до 30 га;

- применимы в зонах с достаточной площадью и низкой стоимостью земли из-за высокой относительной стоимости строительства при низких объемах переработки, а также на базе существующих грузовых дворов с комплексной реконструкцией объектов.

Функциональные характеристики контейнерных площадок:

- мощность до 50 тыс. ДФЭ в год;

- обслуживание козловыми кранами и/или ричстакерами (используется как вспомогательная техника);

- длина погрузочно-выгрузочных путей порядка 300 м;

- ширина зоны терминала (пролета козлового крана) около 32 м.

Вторая категория не только обеспечивает переработку и распределение, но также дополнительную реконсолидацию грузопотоков (например, экспортно-импортных и внутренних) и состоит из сети взаимосвязанных ТЛЦ, расположенных на подходах к крупным городам (транспортным узлам) или в городской черте. Мощность ТЛЦ более 10 млн. т в год (от 100 до 250 тыс. ДФЭ).

Основные задачи ТЛЦ:

- обеспечить прямой доступ к транспортной инфраструктуре для основных клиентов, расположенных вблизи терминалов;

- организовывать контейнерное и контрейлерное сообщение по принципу движения пассажирских поездов;

- сочетать быструю перевалку с интермодальными операциями, промежуточным хранением и функциями контейнерного депо.

Основные функциональные характеристики ТЛЦ:

- мощность более 10 млн. т в год (более 100 тыс. ДФЭ в год);

- разделение зон перевалки, интермодальных операций и хранения;

- обслуживание козловыми кранами с перекрывающимися рабочими зонами;

- полезная длина погрузочно-выгрузочных путей 850 - 1050 м;

- площадь ТЛЦ около 100 га;

- предназначены для переработки широкой номенклатуры грузов (грузы в контейнерах, включая рефрижераторные и танк-контейнера; тарно-штучные грузы, в т.ч. рефрижераторные; тяжеловесные и крупнотоннажные; грузы, следующие в контрейлерном сообщении; инертные строительные материалы и др.);

- "перронная работа" с маршрутными контейнерными поездами: предварительное формирование комплекта контейнеров для загрузки поезда на площадке (перроне) вдоль приемоотправочных путей для сокращения времени погрузки-выгрузки и ускорения оборота вагонов.

Третья категория представлена терминалами, которые непосредственно интегрированы в портовые технологии, и перевалочными центрами на границах колеи 1520 мм.

Основные задачи:

- консолидация грузов с целью повышения степени маршрутизации;

- ускорение прохождения таможенных процедур;

- гарантировать быстрейшее перемещение контейнеров к местам перегрузки;

- гарантировать быстрый завоз/вывоз грузов в/из зоны порта;

- обеспечить минимальное время обработки судов.

Основные функциональные характеристики:

- мощность более 250000 ДФЭ в год в зависимости от объема переработки порта и доли вывоза контейнеров по железной дороге;

- обслуживается козловыми кранами, автоконтейнеровозами и/или ричстакерами (вспомогательная терминальная техника);

- площадь более 150 га;

- удаление от портов до 200 км;

- взаимодействие с морскими грузовыми районами регулярными поездами.

ТЛЦ, терминалы-сателлиты и прочие объекты терминально-логистической сети должны, по возможности, размещаться на имеющихся терминальных комплексах или в границах полосы отвода ОАО "РЖД". При выборе мест их размещения необходимо соблюдать следующие условия:

- максимальная близость к местам массового зарождения и/или погашения грузопотоков;

- наличие развитой транспортной инфраструктуры (железнодорожной, автомобильной и др.);

- наличие достаточного путевого развития станций примыкания;

- наличие свободных площадей для дальнейшего развития при увеличении грузопотока.

Первоочередные ТЛЦ и железнодорожные порты будут расположены в следующих городах: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Хабаровск, Крымск (ст. 9 км), Уссурийск, Нижний Новгород, Улан-Уде, Самара, Сочи.

Окончательный вариант размещения должен определяться путем имитационного и экономического моделирования, а также разработки проекта по определению конкретного количества новых терминальных комплексов и подлежащих реконструкции контейнерных терминалов с обоснованием их мощности, места расположения, предполагаемых источников финансирования, степени участия ОАО "РЖД" и сроков их строительства.

При этом необходимы:

- интеграция перевозочного процесса и процесса терминальной обработки контейнеров в рамках комплексной услуги перевозчика "терминал-терминал";

- координация объемов перевозок с существующими возможностями контейнерных терминалов.