4.1. Комплексные мероприятия по технологическому обеспечению повышения качества существующих и создания перспективных транспортных продуктов

4.1. Комплексные мероприятия по технологическому

обеспечению повышения качества существующих и создания

перспективных транспортных продуктов

Для развития существующих и реализации новых транспортных продуктов контейнерных перевозок Холдингом "РЖД" будет реализован ряд технических и технологических мероприятий.

1. Развитие перспективной технологии концентрации контейнеропотоков на регулярных контейнерных поездах между крупными терминалами с постепенным сокращением объемов перевозок в составе сборных поездов.

┌────────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┐

│ Существующая технология │ Перспективная технология │

├────────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤

│Подача контейнерной платформы под │Местный контейнерный поезд <*>

│погрузку на контейнерную площадку │подается под погрузку на │

│ │контейнерную площадку │

├────────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤

│Погрузка контейнера │Местный контейнерный поезд по │

│ │готовности следует на терминал │

├────────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤

│Формирование поезда │Перегрузка контейнера на маршрутный │

│ │контейнерный поезд <**>, следующий │

│ │на терминал региона назначения │

├────────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤

│Следование поезда до станции │Следование маршрутного контейнерного│

│переработки составов │поезда на терминал региона │

│ │назначения │

├────────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤

│Формирование нового поезда │Перегрузка контейнера на местный │

│ │контейнерный поезд │

├────────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤

│Следование поезда до станции │Следование местного контейнерного │

│назначения │поезда на контейнерную площадку │

│ │станции назначения │

├────────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤

│Расформирование поезда и подача │- │

│вагона на разгрузку на контейнерную │ │

│площадку │ │

└────────────────────────────────────┴────────────────────────────────────┘

--------------------------------

<*> Местный контейнерный поезд - поезд, осуществляющий перевозки контейнеров между контейнерными площадками/вспомогательными терминалами и интермодальными центрами (имеет формат сборного, участкового или передаточного поезда).

<**> Маршрутный контейнерный поезд - поезд, осуществляющий контейнерные перевозки между интермодальными центрами, терминалами-хабами, крупными терминалами в портах и погранпереходах.

Основные достоинства новой технологии:

- отказ от формирования поезда на станции отправления в пользу поезда постоянного формирования, что позволяет экономить временные и материальные ресурсы за счет существенного уменьшения маневровой работы и ряда подготовительных операций;

- сокращение затрат времени на переработку состава на участковых и сортировочных станциях, а также исключение возможных повреждений вагонов, контейнеров и груза в процессе сортировочной и маневровой работы;

- высокая маршрутная скорость доставки контейнеров между терминалами за счет использования маршрутных контейнерных поездов, в т.ч. ускоренных, регулярно следующих по жесткой нитке графика движения с удлиненными гарантийными плечами следования вагонов и минимальными простоями на промежуточных станциях;

- сокращение затрат времени на расформирование поезда и подачу вагонов под грузовые операции за счет сокращения маневровой работы.

Принципиальным отличием данной технологии организации перевозок является гарантированное время доставки контейнеров не от станции до станции, а с терминала на терминал. Для ее внедрения необходимо формирование на основных направлениях контейнерных перевозок станционной инфраструктуры, обеспечивающей прием и отправление полносоставных контейнерных поездов, а также создание сети терминалов, подъездные пути которых способны принимать полносоставные поезда либо группы не менее 30 условных вагонов.

В целом применение новой технологии позволяет значительно сократить время простоя контейнеров и вагонов, повысить маршрутную скорость, улучшить уровень точности перевозок и предсказуемости времени доставки контейнеров для клиентов, снизить повреждения вагонов, контейнеров и груза.

2. Формирование сети регулярного сообщения контейнерных поездов следующих категорий:

- местный контейнерный поезд - поезд, осуществляющий перевозки контейнеров между контейнерными площадками/вспомогательными терминалами и интермодальными центрами (имеет формат сборного, участкового или передаточного поезда);

- маршрутный контейнерный поезд - поезд, осуществляющий контейнерные перевозки между интермодальными центрами, терминалами-хабами, крупными терминалами в портах и погранпереходах;

- ускоренный маршрутный контейнерный поезд, в т.ч. в транзитном сообщении, - поезд, связывающий терминалы в морских портах и на погранпереходах, обеспечивающий повышенную маршрутную скорость свыше 550 км/сут. (свыше 1000 км/сут. в транзитном сообщении).

Формирование системы перевозок регулярными контейнерными поездами предусматривает решение ряда технических и технологических вопросов:

- использование мультисистемных грузовых электровозов на маршрутах с различными родами тока;

- вождение контейнерных поездов длиной до 1050 м для эффективного использования инфраструктуры;

- использование перспективных платформ, в т.ч. восьмиосных, нагрузкой на ось 25 тс, гарантийными плечами вагонов не менее 1000 км, с погрузкой контейнеров в пространстве над автосцепкой и, возможно, в два яруса для перевозок в одном поезде от 160 до 240 ДФЭ;

- масса поезда - до 3600 т на существующем подвижном составе, до 6000 т на перспективном подвижном составе;

- поезд постоянного формирования;

- маршрутная скорость от 700 до 1400 км/сут.

Технологические особенности местных контейнерных поездов:

- преимущественно односистемные локомотивы;

- длина поезда 300 - 500 м;

- масса поезда до 1400 т;

- использование существующего подвижного состава или нового подвижного состава с пониженной нагрузкой на ось;

- маршрутная скорость от 350 до 700 км/сут.

Для максимального повышения экономической эффективности таких перевозок должны быть существенно улучшены показатели производительности локомотивов и вагонов и их ежегодные пробеги:

- локомотивы в составе ускоренных маршрутных контейнерных поездов - 300 тыс. км;

- локомотивы в составе маршрутных контейнерных поездов - 240 тыс. км;

- локомотивы местных контейнерных поездов - 200 тыс. км;

- средний пробег фитинговой платформы - 125 тыс. км.

3. Консолидация и контейнеризация мелких и малотоннажных отправок.

Данная задача может быть решена путем интеграции мелких отправок с концентрацией соответствующей работы на грузовых дворах и контейнерных терминалах. С учетом этого перспективная технология доставки мелких отправок должна состоять из следующих этапов:

- отправитель заказывает услугу доставки мелкой отправки у экспедиторской (логистической) компании, в качестве которой может выступать, в т.ч., ОАО "РЖД Логистика";

- отправитель собственным транспортом или транспортом экспедиторской компании доставляет отправку на склад экспедиторской компании, где из отправок формируется сборный контейнер;

- экспедиторская компания собственным транспортом доставляет его на контейнерную площадку, где контейнер грузится на поезд;

- прямые сборные контейнеры доставляются на терминал или контейнерную площадку станции назначения, где его автотранспортом забирает экспедиторская компания;

- экспедиторская компания растаривает контейнер и автотранспортом доставляет отправки получателям.

Для реализации этой технологии ОАО "РЖД Логистика" совместно с предприятиями Холдинга "РЖД" проводит следующие мероприятия по организации перевозок мелких партий грузов:

- определяется перечень опорных станций обслуживания перевозок мелких партий грузов с учетом укрупнения малодеятельных станций по работе со среднетоннажными контейнерами до консолидационных узлов-хабов, привязанных к конкретной территории;

- создается сеть консолидационных складов на базе терминалов Холдинга "РЖД", оснащенных необходимым оборудованием, квалифицированными работниками и информационными системами учета и тарификации отправок;

- разрабатываются логистическая схема по осуществлению перевозок мелких партий грузов, конкурентоспособная система ценообразования, а также четкое расписание приема грузов и их отправок;

- разрабатывается стандарт оказания комплексной услуги клиенту, включая автодоставку к местам приема/выдачи грузов, консолидацию мелких партий грузов и их последующую погрузку в крупнотоннажные контейнеры и крытые вагоны, информационное сопровождение/отслеживание процесса перевозки и управление качеством предлагаемой услуги.

4. Конкурентоспособность данной услуги будет обеспечена, если скорость продвижения мелкой отправки (с учетом всех переработок и перегрузок) будет составлять не менее 350 км/сут. при дальности перевозок до 1500 км и более 500 км/сут. при дальности перевозок свыше 2000 км. Стимулирование развития парка специализированных контейнеров и сменных кузовов, предназначенных для эффективной контейнеризации повагонных отправок контейнеропригодных грузов и приспособленных к существующим пунктам и технологиям погрузки-выгрузки. Наличие такого парка позволит при относительно небольших затратах:

- повысить уровень контейнеризации контейнеропригодных грузов;

- унифицировать технологии погрузки-разгрузки и организации хранения грузов вне зависимости от их номенклатуры;

- повысить уровень заполнения регулярных контейнерных поездов за счет привлечения дополнительной номенклатуры грузов;

- снизить затраты времени и ресурсов на переработку такого рода грузов, а также снизить ее себестоимость.

5. Для реализации указанных комплексных мероприятий по технологическому обеспечению существующих и перспективных транспортных продуктов контейнерных перевозок Холдингом будут последовательно внедряться следующие изменения в существующие технологические процессы:

- уменьшение продолжительности стоянок контейнерных поездов по расписанию под сменой локомотива до 20 мин. и под сменой локомотивной бригады до 15 мин. за счет совершенствования технологии и сокращения продолжительности технологических операций;

- максимально возможное сокращение стоянки ускоренных контейнерных поездов по расписанию путем построения соответствующего графика;

- установление диспетчерского контроля за пропуском контейнерных поездов;

- максимальное совмещение станций технического обслуживания вагонов и станций смены локомотивов;

- определение на станциях технического обслуживания, смены локомотивов, смены локомотивных бригад специализированного приемоотправочного пути для контейнерных поездов, установление на вышеуказанных станциях порядка технического и коммерческого осмотров контейнерных поездов;

- организация проведения коммерческого осмотра контейнерного поезда для своевременного выявления коммерческих неисправностей, угрожающих безопасности движения и сохранности перевозимого груза, при помощи автоматизированных систем коммерческого осмотра поездов и вагонов (АСКО ПВ) без его остановок (или с сокращением числа остановок) в пути следования;

- установление регламента оперативного устранения неисправностей, угрожающих безопасности движения и сохранности перевозимых грузов, обнаруженных в процессе технического и коммерческого осмотров на станциях, а также в пути следования при помощи АСКО ПВ;

- организация предварительного информирования работников станций о необходимости остановки или отцепки вагонов от состава для организации производства работ по устранению технических или коммерческих неисправностей;

- использование технологии предварительного информирования таможенных органов и декларирования грузов, перевозимых под таможенным контролем в соответствии с проектом концепции ФТС России о таможенном оформлении и таможенном контроле в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации;

- в портах и крупных терминальных комплексах при наличии нескольких операторов и собственников - внедрение системы единого управления маневровой работой с возможностью выезда маневровых локомотивов на пути общего пользования.

6. Реорганизация информационного обеспечения системы контейнерного грузооборота. Информационная структура, обеспечивающая функционирование всех элементов мультимодальной цепочки транспортировки контейнеров, должна быть усовершенствована в следующих сегментах:

внутреннее процессно-ориентированное информационное обеспечение, включая:

- выписку счетов и интеграцию тарифов, сборов и плат всех участников процесса;

- информационно-управляющую систему, обеспечивающую управление отправками, формирование партий контейнеров на поезда, управление терминальными операциями и т.д.;

- управление парками вагонов и локомотивов;

- учет и отчетность;

поддержка цепи поставок, включая:

- управление емкостью склада и диспетчерское управление;

- подготовку бумажных документов;

- терминальные операции;

интеграция с информационными системами партнеров и клиентов, включая:

- обработку заявок;

- синхронизацию процессов планирования отправок;

- отслеживание продвижения отправок, их терминальной и таможенной обработки;

- выставление счетов;

- анализ отклонений от принятых технологических стандартов и согласованных параметров взаимодействия;

организация электронного документооборота, электронного обмена информацией о контейнерах, грузах, грузоотправителях, грузополучателях с информационными системами стивидоров, операторов контейнерных перевозок, экспедиторов, таможенных органов.

Выводы

1. Основными направлениями совершенствования технологического обеспечения развития существующих и внедрения новых транспортных продуктов контейнерных перевозок должны стать:

- создание и внедрение перспективной технологии консолидации и доставки одиночных и групповых контейнерных отправок в составе контейнерных поездов, повышение на основе унификации решений и введения жесткого графика движения скорости перевозок и терминальной обработки;

- развитие технологии консолидации и контейнеризации мелких и малотоннажных отправок;

- активное внедрение специализированных контейнеров и сменных кузовов, в т.ч. в экспортно-импортных перевозках;

- категорирование контейнерных поездов в соответствии с их функциональными и технологическими особенностями;

- реорганизация структуры и технологий информационного обеспечения контейнерных перевозок.

2. Приоритетами при развитии и реформировании технологического обеспечения должны стать:

- эволюционность реформирования существующих технологий без нарушения сложившихся технологических процессов;

- отражение конкурентных преимуществ новых транспортных технологий при формировании ценовой политики интермодальных перевозок;

- максимальное использование существующей инфраструктуры и подвижного состава с их постепенным техническим перевооружением;

- обеспечение главных конкурентных преимуществ новых контейнерных технологий железнодорожных перевозок: скорости доставки на средние и большие расстояния, а также уровень и ассортимент дополнительных услуг.