4.4. Действия Холдинга "РЖД" в части транзита

Для решения задачи привлечения транзитных грузопотоков необходимо дальнейшее развитие международных транспортных коридоров, проходящих по территории России, прежде всего на направлении Восток - Запад, основу которого составляет Транссибирская магистраль.

Основные требования, предъявляемые пользователями к Транссибирскому контейнерному сервису:

- скорость доставки, однако приоритет должен быть дан надежности и предсказуемости, а не выигрыванию одного или двух дней;

- конкурентоспособный тариф по соотношению "цена - срок доставки";

- регулярность сервиса;

- стабильность транзитного времени, исполнение расписания движения как по времени нахождения поезда в пути, так и по времени прибытия на конечный пункт;

- простой и прозрачный документооборот, в т.ч. таможенного оформления транзита;

- информационное сопровождение перевозки;

- гибкость и клиентоориентированность тарифной политики;

- стабильность тарифной политики: срок действия тарифов, как минимум в течение календарного года.

Стабильность транзитного времени, исполнение расписания движения как по времени нахождения поезда в пути, так и по времени прибытия на конечный пункт обеспечиваются при координации и взаимодействии всех участников перевозки и технологическом стыковании участков интермодальных транспортных схем. Для ОАО "РЖД" это, в первую очередь, задача координации процесса перевозки с процессом терминальной обработки: резервирование временных слотов на контейнерных терминалах в соответствии с расписанием движения, временем отправления и прибытия контейнерных поездов или вагонных групп и контроль исполнения графиков движения и терминальной обработки.

С целью реализации процедуры предварительного информирования таможенных органов разрабатывается система информационного взаимодействия между ОАО "РЖД" и ФТС России в части обмена электронными данными. Использование технологии предварительного информирования и декларирования грузов, перевозимых под таможенным контролем, позволит избежать задержек грузов, возникающих по причине предоставления грузовладельцами неполных или недостоверных сведений; обеспечит снижение общего транзитного времени и увеличение пропускной способности транспортной системы России. Помимо перечисленных мероприятий очень важную роль в создании конкурентоспособного транспортного продукта могло бы сыграть совершенствование системы государственного контроля и управления в области транзитных перевозок.

Этому будет способствовать принятие таких решений, как:

- оформление документов процедуры таможенного транзита в привязке к номеру контейнера, а не к номеру железнодорожного вагона, с учетом того, что Таможенный кодекс Таможенного Союза, введенный в действие 01.07.2010, признает контейнер транспортным средством международной перевозки. Эта мера обеспечит существенное сокращение времени приема груза к перевозке на пограничных и припортовых станциях ОАО "РЖД";

- ограничение таможенного контроля транзитных контейнеров органами ФТС России проверкой целостности средств идентификации и запорно-пломбировочных устройств, наложенных грузоотправителем на грузовые места, за исключением случаев выявления конкретных признаков угрозы экономическим интересам или безопасности Российской Федерации;

- проведение в первоочередном порядке технического оснащения железнодорожных и морских пунктов, через которые следуют грузы, перевозимые по Транссибирской магистрали.

Накладная ЦИМ/СМГС является единой унифицированной накладной, используемой при перевозке грузов в страны, применяющие разное международное транспортное право (ЦИМ и СМГС); она оформляется на весь путь следования без переоформления в месте смены транспортного права. В соответствии с руководством накладная может применяться только на направлениях, объявленных участниками ЦИМ и СМГС.

С целью облегчения грузового обмена между Востоком и Западом, пересечения пограничных переходов, сокращения времени по передаче грузов между железными дорогами после присоединения КНР к странам - участникам проекта "Накладная ЦИМ/СМГС" появится возможность использования единого перевозочного документа без переоформления и признания таможенными органами накладной ЦИМ-СМГС в качестве таможенного документа.

Задачи, которые нужно решать совместно с европейскими и китайскими интермодальными операторами, - это согласование расписаний контейнерных поездов, развитие мощностей перегрузочных контейнерных терминалов, применение единого перевозочного документа (ЦИМ/СМГС) для перевозки в составе контейнерных поездов. Результаты программы и технологии скоростных грузовых железнодорожных перевозок будут использованы не только на транзитных маршрутах, но и в экспортно-импортном сообщении. Это создаст условия для переключения части грузопотока с автомобильного на железнодорожный маршрут - конкурентоспособный, эффективный и экологичный.

ОАО "РЖД" прорабатывает вопрос о создании крупного международного логистического оператора транзитных перевозок по направлению Запад - Восток с участием в капитале широкого круга партнеров.

Выводы

1. Транссибирский маршрут транзитных контейнерных перевозок имеет ряд конкурентных преимуществ перед морской, воздушной отправками и может являться ключевым механизмом диверсификации рисков и повышения надежности логистических цепочек крупнейших грузоотправителей.

2. Для дальнейшего развития транзита необходимо повышение регулярности и стабильности сервиса, создание конкурентоспособных сквозных тарифных ставок, информационное сопровождение сервиса и внедрение унифицированной накладной ЦИМ/СМГС.

3. Создание крупного международного логистического оператора транзитных перевозок по направлению Запад - Восток с участием в капитале широкого круга партнеров.

4. Развитие транзита должно происходить в тесном взаимодействии с европейскими и китайскими интермодальными операторами, а также администрациями железных дорог, под эгидой МСЖД.