6.5. Анализ перевозок скоропортящихся грузов

В последние годы происходит рост контейнеризации внутрироссийских и транзитных перевозок скоропортящихся грузов. Рост контейнеризации перевозок в экспортно-импортном сообщении существенно ниже.

Таблица 7

СТРУКТУРА ПЕРЕВОЗОК СКОРОПОРТЯЩИХСЯ ГРУЗОВ (СПГ)

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ В 2010 Г.

┌──────────────────────┬─────────────────────┬────────────────────────────┐

│ Вид перевозки │ Объем перевозок, т │ В т.ч. контейнеры │

│ │ ├─────────────┬──────────────┤

│ │ │ т │ % │

├──────────────────────┼─────────────────────┼─────────────┼──────────────┤

│Внутрироссийские │5143464 │798915 │15,5 │

├──────────────────────┼─────────────────────┼─────────────┼──────────────┤

│Экспорт │325502 │2373 │0,7 │

├──────────────────────┼─────────────────────┼─────────────┼──────────────┤

│Импорт │1229098 │75547 │6,1 │

├──────────────────────┼─────────────────────┼─────────────┼──────────────┤

│Транзит │517839 │279364 │53,9 │

├──────────────────────┼─────────────────────┼─────────────┼──────────────┤

│Итого │7215903 │1156199 │16 │

└──────────────────────┴─────────────────────┴─────────────┴──────────────┘

По данным Федеральной таможенной службы, объем импорта продовольственных товаров в Россию составляет около 7 млн. т в год.

Большая часть импортного объема продовольственных грузов доставляется в Россию морским транспортом. Доля морского транспорта в перевозках рефрижераторных грузов составляет около 75%.

В международной структуре морских перевозок скоропортящихся грузов (СПГ) доля рефрижераторных судов составляет 35%, а остальное приходится на долю крупнотоннажных рефконтейнеров (КРК).

Примерно 50% доставляемых в российские порты СПГ в рефконтейнерах отправляется далее автомобильным или железнодорожным транспортом без перегруза. Другая половина перегружается на автомобили, в железнодорожные рефрижераторные вагоны и вагоны-термосы.

Основными маршрутами перевозок являются внутренние перевозки на маршрутах Санкт-Петербург - Сибирь и Владивосток - Центр.

В транзитном сообщении перевозки КРК осуществляются из портов Балтии в Центральную Азию.

Устойчивое развитие получают импортные перевозки СПГ из Китая и транзитные перевозки на направлении страны АТР - Западная Европа, объем перевозок которых уже сейчас превышает 10 млн. т в год.

Рефконтейнеры широко распространены в мире; они мобильны и способны транспортироваться железнодорожным, автомобильным и водным транспортом.

Доминирующим типоразмером является 40-футовый контейнер повышенного объема (high cube container), на долю которого приходится 90% мирового производства контейнеров.

За счет снижения себестоимости производства КРК становится все более доступным средством для перевозки скоропортящихся грузов. Сегодня грузовместимость рефрижераторных контейнеров на контейнеровозах уже в 2 раза превышает грузовместимость рефрижераторных судов, а грузовместимость мирового парка рефконтейнеров в 4 раза больше грузовместимости всего рефрижераторного флота.

Таблица 8

ДИНАМИКА ПРОИЗВОДСТВА РЕФРИЖЕРАТОРНЫХ КОНТЕЙНЕРОВ

┌──────────┬───────────────────────────────┬──────────────────────────────┐

│ Год │Годовой объем производства КРК,│ Величина мирового парка КРК, │

│ │ тыс. ДФЭ │ млн. ДФЭ │

├──────────┼───────────────────────────────┼──────────────────────────────┤

│2007 │224 │1,52 │

├──────────┼───────────────────────────────┼──────────────────────────────┤

│2008 │223 │1,67 │

├──────────┼───────────────────────────────┼──────────────────────────────┤

│2009 │102 │1,70 │

├──────────┼───────────────────────────────┼──────────────────────────────┤

│2010 │185 │1,80 │

└──────────┴───────────────────────────────┴──────────────────────────────┘

По оценке, при существующей средней дальности перевозок СПГ по российским железным дорогам 2700 км потребный парк рефконтейнеров ориентировочно составит около 2500 - 3500 ед. Кроме того, для перевозок транзитных и импортных СПГ в крупнотоннажных контейнерах потребуется обменный парк около 500 шт. на начальном этапе с наращиванием парка до 1500 шт.