3.1. Необходимые изменения и гармонизация российского и международного нормативного обеспечения контейнерных и интермодальных перевозок

3.1. Необходимые изменения и гармонизация российского

и международного нормативного обеспечения

контейнерных и интермодальных перевозок

Существующая на данный момент система ответственности в международных интермодальных перевозках не отражает изменений, произошедших в технологии транспортировок, в т.ч. результатов технического прогресса и изменений на рынках.

Не существует унифицированной международной системы норм, регламентирующих ответственность за потери или повреждение товаров при осуществлении интермодальных перевозок или за задержки, произошедшие в связи с такими перевозками. В настоящее время правовая база состоит из многочисленных разрозненных международных конвенций, регулирующих перевозки каждым из видов транспорта, различных региональных соглашений, национального законодательства.

До сих пор не создано единой международной правовой базы интермодальных перевозок. В 1980 г. была принята Конвенция ООН об интермодальной перевозке товаров (MT Convention), но она не ратифицирована необходимым количеством стран и не вступила в силу.

Еще одним серьезным препятствием для роста интермодальных перевозок является недостаток приемлемой и доступной возможности страхования ответственности для операторов интермодальных перевозок. Отсутствие международных правил регулирования перевозки товаров создает трудности в отношении обязательств и ответственности перевозчика в связи с потерей или повреждением товаров при осуществлении интермодальных перевозок.

Проблемой также является нехватка обязательных стандартов для интермодальных перевозок. Для реализации линейки транспортных продуктов требуется серьезная доработка нормативной правовой базы интермодальных перевозок как на внутреннем рынке, так и в сфере действия ЦИМ/СМГС:

- необходимо ввести в нормативные документы понятия "контейнерный поезд" <*> и "организатор контейнерного поезда" <**> (предлагается внести определение контейнерного поезда в приложение 8 к СМГС в виде дополнительного параграфа);

- необходимо создание единой нормативной базы перевозки химических грузов в танк-контейнерах на пространстве участников Совета по железнодорожному транспорту государств СНГ и Балтии;

- следует внести изменения в существующие международные нормативные документы в части расширения типоразмерного ряда используемых в настоящее время интермодальных грузовых единиц, отличающихся по своим размерам и габаритам от стандартов серии 1 ИСО.

--------------------------------

<*> Контейнерный поезд - поезд установленной длины, состоящий из вагонов с контейнерами (гружеными и (или) порожними), погруженными одним или несколькими грузоотправителями на одной станции отправления в адрес одного или нескольких грузополучателей на одну станцию назначения без расформирования (формирования) в пути следования.

<**> Организатор контейнерного поезда - юридическое лицо, ответственное за организацию контейнерного поезда, обеспечение его формирования и уполномоченное грузоотправителем (грузоотправителями) либо грузополучателем (грузополучателями) на решение вопросов по организации, согласованию с ОАО "РЖД" времени отправления и прибытия контейнерного поезда, оплате перевозок контейнерного поезда, подаче от имени грузоотправителя (грузоотправителей) заявок на перевозку грузов, оформление перевозочных документов и предъявлению груза к перевозке в соответствии с согласованными заявками на перевозку грузов.

Данная работа будет проводиться Холдингом "РЖД" в 2012 - 2013 гг. в тесном взаимодействии с ОСЖД и Минтрансом России.