5. МАСЛОСИСТЕМЫ

5.1. Напорные маслопроводы с избыточным давлением более 0,1 МПа (1 кгс/кв. см) к электрическим машинам (турбогенераторам, гидрогенераторам, питательным насосам, синхронным компенсаторам) должны предусматриваться из усиленных бесшовных стальных труб с минимальным количеством фланцевых соединений.

5.2. На масломазутопроводах ТЭС следует предусматривать применение только стальной трубопроводной арматуры.

5.3. Фланцевые соединения напорных масломазутопроводов электростанций, включая соединения с арматурой (при избыточном давлении в них 0,1 МПа (кгс/кв. см) и более), следует принимать фасонного типа (шип-паз, выступ-впадина).

5.4. На тепловых электростанциях во фланцевых соединениях маслосистем должны предусматриваться уплотнения из маслобензостойких и температуростойких (до t = 100 °C) материалов.

В узлах, которые могут подвергаться нагреву свыше 100 °C, уплотнения должны быть температуростойкими (до t = 200 °C).

Не допускается применение во фланцевых соединениях маслосистем резиновых, полиэтиленовых и т.п. уплотнений, не отвечающих указанным выше требованиям.

5.5. Под маслонаполненным оборудованием (маслоохладители, маслонасосы, маслоочистители) необходимо предусматривать металлические поддоны с бортами высотой не менее 50 мм.

5.6. Отвод масла из поддонов следует предусматривать в сливной бак вместимостью до 5 м, откуда масло автоматически должно перекачиваться в маслосборник (емкость, размещенную вне главного корпуса).

В машинных отделениях электростанций без технологического подвала вместо сливных баков следует предусматривать специальные приямки с крышками, из которых масло автоматически должно перекачиваться в маслосборник.

На гидроэлектростанциях маслосборник допускается размещать в пределах главного корпуса.

5.7. Для аварийного слива масла из маслосистем турбоагрегатов следует предусматривать подземную емкость, равную емкости наибольшей маслосистемы турбоагрегатов, которую следует располагать за пределами главного корпуса, не ближе 5 м от стен здания.

5.8. На гидроэлектростанциях аварийный слив масла из гидрогенераторов и с монтажной площадки участка ремонта трансформаторов допускается предусматривать в резервуары, размещаемые в отдельных помещениях здания ГЭС.

5.9. При применении в маслосистемах турбоагрегатов огнестойкого масла (типа ОМТИ) аварийный слив масла предусматривать не следует.

5.10. На трубопроводах аварийного слива турбинного масла из маслобаков турбин следует устанавливать одну задвижку с ручным колонковым приводом, выведенным на отметку обслуживания турбин в безопасное при пожаре и удобное место для управления приводом. Для обеспечения возможности ее ревизии перед ней должна быть установлена задвижка с ручным приводом, открытая и опломбированная при нормальной эксплуатации. Диаметр трубопроводов должен предусматриваться из условия обеспечения слива масла из баков в течение 15 мин., но диаметром не более 350 мм.

5.11. Маслобаки турбогенераторов емкостью более 1 куб. м с нефтяным турбинным маслом должны оборудоваться стационарными установками водяного охлаждения с ручным приводом. Интенсивность орошения поверхности маслобаков водой должна быть не менее 0,2 л/с x кв. м площади поверхности бака. Расположение ручного управления установками охлаждения должно предусматриваться в безопасном при пожаре и удобном месте для работы с приводом. Продолжительность работы установок охлаждения должна приниматься из расчета не менее 0,5 ч.

5.12. На гидроэлектростанциях из помещений хранения и регенерации масел предусматриваются маслоотводы в маслосборные емкости, которые размещаются в помещениях на нижних отметках здания ГЭС. Маслосборные емкости должны быть рассчитаны на прием масла из наибольшей емкости. На маслосистемах маслопроводов должны быть предусмотрены огнепреградительные или сифонные устройства, если длина трубопровода до аварийной емкости менее 5 м.

5.13. В машинных и котельных отделениях электростанций не допускается предусматривать размещение оборудования (особенно газо- и маслонаполненного), не относящегося к технологии этих отделений.