Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

5.4. Ремонт дефектного участка подводного перехода трубопровода

5.4. Ремонт дефектного участка подводного

перехода трубопровода

5.4.1. Конкретный способ ремонта дефектного участка ПП МНПП выбирается в зависимости от вида и месторасположения дефекта, ширины пересекаемой водной преграды, наличия резервной нитки и др. условий.

5.4.2. Ремонт дефектного участка в подводной части трубопровода включает следующие виды работ:

- подводные земляные работы и ликвидация повреждения;

- освобождение аварийного участка от нефтепродукта и промывка его водой;

- очистка дефектного участка от старого покрытия (футеровки, изоляции);

- герметизация места повреждения или замена дефектного участка;

- изоляция трубопровода.

5.4.3. В зависимости от принятой схемы ремонта земляные работы могут включать:

- планировку или устройство площадок для размещения ремонтной техники и обустройство подъездных путей;

- вскрытие ремонтируемого трубопровода в русловых и береговых участках;

- устройство земляного амбара или котлована для складирования откачиваемого продукта из аварийного участка нефтепродуктопровода;

- устройство ремонтного котлована;

- засыпку отремонтированного участка.

5.4.4. Устройство площадки для размещения необходимых технических средств для выполнения АВР и устройство земляного амбара или обвалования для сбора нефтепродукта осуществляются в береговой зоне в соответствии с требованиями РД 153-112-014-97 [1].

5.4.5. Земляные работы по вскрытию подводного трубопровода в месте расположения дефекта производятся, как правило, с помощью передвижных насосных установок со сменными рабочими органами (гидромониторов, грунтососов, гидроэжекторов и др.).

5.4.6. При принятии решения о замене участка ПП МНПП большой протяженности, прокладке новой нитки, ремонте с подъемом над поверхностью воды земляные работы проводятся такими же средствами, что и при строительстве.

5.4.7. При выборе типа механизма для подводной разработки траншеи необходимо учитывать:

- физико - механические свойства грунтов;

- характеристику водной преграды (ширину, глубину, скорость течения, волнения, судоходность);

- технические и технико - экономические показатели применяемых средств;

- условия транспортировки грунта в места отвалов с учетом требований охраны окружающей среды;

- возможность доставки техники на ремонтируемый переход.

5.4.8. До начала производства подводных земляных работ должны быть выполнены подготовительные работы, указанные в п. 5.3.1.

5.4.9. Так как отрываемая траншея (ремонтный котлован) под действием движения донных отложений заносится грунтом, в плане ликвидации возможных аварий должен быть указан расчетный суточный объем наносов, откладывающихся по всей длине траншеи на русловом участке со средними скоростями 0,5 м/с и более. Общая суточная производительность землеройных машин, работающих на этом участке, должна не менее чем в 2 раза превышать расчетный суточный объем наносов, откладывающихся по всей длине траншеи.

5.4.10. Ширину траншей по дну без учета заносимости определяют по формуле:

---------------------

/ 2 2

B = D + ДЕЛЬТА b + \/ ДЕЛЬТА b + ДЕЛЬТА b ,

н в р t

где:

D - наружный диаметр вскрываемого трубопровода с учетом

н

изоляции и футеровки;

ДЕЛЬТА b - расстояние от поверхности конструкции трубопровода

в

подошвы откоса, необходимое для работы водолаза или аквалангиста,

принимаемое равным 0,7 м;

ДЕЛЬТА b - производственные отклонения размеров

р

разрабатываемой траншеи от проектных величин согласно

СНиП 3.02.01-87, для земснарядов и гидроэжекторов это составляет

1,2...1,6 м;

ДЕЛЬТА b - отклонение оси трубопровода от оси траншеи.

t

В соответствии с указанными размерами дна траншеи и учетом крутизны откоса, принимаемой по таблице 4, определяется суммарный объем разрабатываемой траншеи, необходимый для выполнения ремонтно - восстановительных работ на ПП МНПП.

Таблица 4

КРУТИЗНА ОТКОСОВ ПОДВОДНЫХ И БЕРЕГОВЫХ ТРАНШЕЙ

┌────────────────────────┬───────────────────┬───────────────────┐

│ Наименование грунтов │ Подводные траншеи │ Береговые траншеи │

│ ├───────────────────┴───────────────────┤

│ │ глубина │

│ ├────────┬──────────┬────────┬──────────┤

│ │ до 2,5 │более 2,5 │ до 2,5 │более 2,5 │

├────────────────────────┼────────┼──────────┼────────┼──────────┤

│Пески пылеватые и мелкие│ 1:2,5 │ 1:3 │ - │ - │

├────────────────────────┼────────┼──────────┼────────┼──────────┤

│Пески мелкие │ │ │ 1:1,15 │ 1:2 │

├────────────────────────┼────────┼──────────┼────────┼──────────┤

│Пески средней крупности │ 1:2 │ 1:2,5 │ 1:1,25 │ 1:1,5 │

├────────────────────────┼────────┼──────────┼────────┼──────────┤

│Пески неоднородного │ 1:1,8 │ 1:2,3 │ │ │

│зернового состава │ │ │ │ │

├────────────────────────┼────────┼──────────┼────────┼──────────┤

│Пески крупные │ 1:1,5 │ 1:1,8 │ 1:1,25 │ 1:1,5 │

├────────────────────────┼────────┼──────────┼────────┼──────────┤

│Пески гравийные и │ 1:1 │ 1:1,5 │ 1:0,75 │ 1:1 │

│галечниковые │ │ │ │ │

├────────────────────────┼────────┼──────────┼────────┼──────────┤

│Супеси │ 1:1,5 │ 1:2 │ - │ - │

├────────────────────────┼────────┼──────────┼────────┼──────────┤

│Суглинки │ 1:1 │ 1:1,5 │ 1:0,67 │ 1:1,25 │

├────────────────────────┼────────┼──────────┼────────┼──────────┤

│Глины │ 1:0,5 │ 1:1 │ 1:0,5 │ 1:0,75 │

├────────────────────────┼────────┼──────────┼────────┼──────────┤

│Предварительно разрых- │ 1:0,5 │ 1:1 │ 1:0,25 │ 1:0,25 │

│ленный скальный грунт │ │ │ │ │

├────────────────────────┼────────┼──────────┼────────┼──────────┤

│Заторфованные │по │по проекту│ - │ - │

│ │проекту │ │ │ │

└────────────────────────┴────────┴──────────┴────────┴──────────┘

5.4.11. При разработке траншеи гидромонитором, гидроэлеватором или эрлифтом водолазом устраивается забой направлением струи вниз под углом 40 - 50 град. к горизонтальной поверхности.

5.4.12. При отрицательных температурах разработка подводного грунта выполняется при условии:

- утепления рабочих мест и вспомогательных трубопроводов;

- устранения течей воды в стыках трубопроводов, из задвижек и клапанов;

- готовности технических средств для устройства и поддержания майн и для выполнения ледокольных работ.

5.4.13. Для сохранения в районе работ незамерзающей майны на дно укладываются трубы с отверстиями до 2 мм, просверленными с интервалом 0,5 - 1 м, через которые подается сжатый воздух от компрессора, или незамерзающая акватория в зоне работы механизмов поддерживается с помощью потокообразователя, пневматической установки или подачи на акваторию теплоносителя (пара или горячей воды).

5.4.14. Для транспортировки грунтосмеси зимой по пульпопроводу на льду в местах его шарнирных соединений устраиваются санные полозья.

5.4.15. Для предупреждения промерзания пульпопровода и образования в нем пробок, пульпопровод укладывается с уклоном, а также промывается чистой водой перед каждой остановкой.

5.4.16. Разработку грунта небольшими земснарядами рекомендуется вести с санного основания, которое представляет собой рамную конструкцию, изготовленную из труб. При этом необходимо определить грузоподъемность льда.

Толщина льда для безопасного размещения груза при отсутствии вблизи вскрытых майн и трещин определяется с помощью формулы:

h = (13...15) x P,

где:

h - толщина покрова (льда), см;

P - вес груза, установленного на лед, тонн.

Допустимая толщина монолитного льда при перемещении по нему людей и транспорта приведена в таблице 5.

Таблица 5

ДОПУСТИМАЯ ТОЛЩИНА МОНОЛИТНОГО ЛЬДА ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ

ПО НЕМУ ЛЮДЕЙ И ТРАНСПОРТА

┌────────────────────┬─────────┬──────────────────┬──────────────┐

│ Наименование груза │ Вес в т │Толщина льда в см │ Минимальное │

│ │ │при температуре от│расстояние до │

│ │ │-1 до -20 град. C │кромки льда, м│

│ │ │ (пресного) │ │

├────────────────────┼─────────┼──────────────────┼──────────────┤

│Человек с ношей │ 0,1 │ 10 │ 5 │

├────────────────────┼─────────┼──────────────────┼──────────────┤

│Гужевой транспорт │ 1,2 │ 20 │ 11 │

├────────────────────┼─────────┼──────────────────┼──────────────┤

│Автомашина с грузом │ 3,5 │ 25 │ 19 │

├────────────────────┼─────────┼──────────────────┼──────────────┤

│То же │ 6,5 │ 35 │ 25 │

├────────────────────┼─────────┼──────────────────┼──────────────┤

│То же │ 10,0 │ 40 │ 26 │

├────────────────────┼─────────┼──────────────────┼──────────────┤

│Трактор с грузом │ 20,0 │ 55 │ 30 │

├────────────────────┼─────────┼──────────────────┼──────────────┤

│То же │ 40,0 │ 95 │ 38 │

└────────────────────┴─────────┴──────────────────┴──────────────┘

5.4.17. Засыпается ремонтный котлован под водой методом рефулирования.

Для уменьшения уноса грунта на несудоходных реках небольшой глубины применяют систему направляющих, состоящих из отдельных секций, подвешенных друг к другу.

Грунт подается с берега через приемный бункер, работающий по принципу эжектирования и транспортировки по пульпопроводу. Бункер загружается с помощью бульдозера или экскаватора.

Освобождение аварийного участка ПП МНПП

от нефтепродукта и промывка его водой

5.4.18. Работы по опорожнению аварийного участка ПП нефтепродуктопровода от продукта и промывке его водой необходимо выполнять в следующей последовательности:

- закрыть береговые задвижки, отсекающие аварийный участок;

- врезать вантузы и подготовить обвязку для откачки нефтепродукта в резинотканевый резервуар или закачки его в параллельный трубопровод, закачки воды (воздуха);

- подготовить котлован или емкость для сбора нефтепродукта;

- подсоединить необходимые механизмы и оборудование;

- вытеснить нефтепродукт из трубопровода в параллельный трубопровод или котлован путем принудительной подачи воды (воздуха) в аварийный участок (или иным способом).

Одна из возможных схем вытеснения нефтепродукта в параллельный трубопровод представлена на рисунке 1 <*>.

--------------------------------

<*> Здесь и далее рисунки не приводятся.

5.4.19. В зависимости от характера аварии и от местных условий для сбора вытесненного нефтепродукта и водоэмульсионной нефтепродуктопроводной смеси могут использоваться следующие емкости и сооружения:

- резервуарные парки близлежащих перекачивающих станций;

- неповрежденные участки аварийного трубопровода или параллельно проложенные трубопроводы;

- земляные амбары, котлованы, обвалования или ямы - накопители;

- мягкие резинотканевые резервуары или другие емкости.

Вытесненный из аварийного участка нефтепродукт заменяется водой.

5.4.20. Решение о виде ремонта аварийного участка принимается в зависимости от вида дефекта и конструктивной особенности ПП МНПП, степени его загрузки.

5.4.21. Перед проведением работ по герметизации необходимо уравновесить внутреннее гидростатическое давление, т.к. избыточное давление способствует образованию зоны нарушения адгезионной связи (при ремонте клеевыми композициями).

5.4.22. В зависимости от характера повреждения трубы применяются методы герметизации, представленные в таблице 6.

Таблица 6

МЕТОДЫ ГЕРМЕТИЗАЦИИ

┌───┬────────────────────────┬───────────────────────────────────┐

│ N │ Характер повреждения │ Метод ремонта │

│п/п│ │ │

├───┼────────────────────────┼───────────────────────────────────┤

│ 1 │Свищ или трещина длиной │Установка пробок (рисунок 2), │

│ │менее 50 мм │аварийных хомутов, разъемных │

│ │ │зажимов (рисунок 3), заплаты с │

│ │ │последующим бандажированием [12]

├───┼────────────────────────┼───────────────────────────────────┤

│ 2 │Свищ площадью более │Накладка на дефектный участок │

│ │5 кв. см │металлической пластины толщиной │

│ │ │0,5 - 0,2 мм с перекрытием дефекта │

│ │ │на 5 - 10 мм на сторону, далее │

│ │ │формирование под водой пластыря │

│ │ │путем вырезки склеивания из холста │

│ │ │4 - 8 заготовок размером на 150 - │

│ │ │200 мм больше дефекта │

├───┼────────────────────────┼───────────────────────────────────┤

│ 3 │Свищ более 10 кв. см │Накладка пластыря: на неотвердевший│

│ │ │пластырь накладывается │

│ │ │стеклопластиковый бандаж или │

│ │ │постоянный металлический хомут │

│ │ │(разъемный зажим). Накладка заплаты│

│ │ │из листовой стали толщиной 1 - 2 │

│ │ │мм, алюминиевой фольги 0,05 мм или │

│ │ │из стекловолокнистого материала с │

│ │ │прихваткой ленточными хомутами │

├───┼────────────────────────┼───────────────────────────────────┤

│ 4 │Наличие на небольшом │Установка муфты (рисунок 4), │

│ │участке нескольких сви- │которую заливают клеевым компаундом│

│ │щей или значительная │[12]

│ │длина дефекта на трубе │ │

└───┴────────────────────────┴───────────────────────────────────┘

Схема расстановки машин и механизмов при герметизации поврежденного участка трубопровода представлена на рисунке 5.

5.4.23. Работы по герметизации дефектов с применением клеевых композиций включают следующие этапы:

- разметка ремонтируемого участка и очистка от старого покрытия;

- установка кондуктора, обеспечивающего точное размещение заплаты и элементов крепления (рисунок 6);

- подгонка заплаты по всему профилю дефектного участка (зазор не более 0,5 мм, а длина нахлеста не менее 50 мм);

- покрытие заплаты и ремонтируемого участка слоем клея;

- накладывание заплаты на дефектное место с небольшими возвратно - поступательными движениями в разные направления;

- фиксация заплаты 4 - 8 слоями стеклоленты или металлическими хомутами;

- восстановление нарушенной изоляции;

- испытание отремонтированного участка [12].

5.4.24. Аварийный ремонт подводного трубопровода с заменой дефектного участка может выполняться:

- с использованием конструкции "труба в трубе";

- с заменой дефектного участка:

с подъемом участка ПП над поверхностью воды (льда);

с применением кессонов (полукессонов).

5.4.25. Замена поврежденных участков под водой осуществляется с помощью кессона, с двумя вариантами входа и выхода:

через шахтный колодец (сухой способ);

со дна (мокрый способ).

Кессоны рассчитаны для работы на глубинах до 10 м, если водолазы спускаются с поверхности воды, и до 30 м - при их входе в кессон со дна.

Для работы с кессонами необходимо оборудование, обеспечивающее их функции.

5.4.26. Для выполнения ремонта поврежденного трубопровода с применением кессонов комплектуется водолазная станция. Кроме основного состава, в состав водолазной станции назначается дополнительный персонал для проведения сварочных работ, монтажа и демонтажа кессона, подачи новой катушки и выполнения других подсобных работ.

Порядок пуска нефтепродуктопровода

после ликвидации аварии

После завершения всех аварийно - восстановительных работ при положительных результатах качества выполненных работ руководитель работ по ликвидации аварии организует:

- доставку групп для открытия задвижек;

- сообщение телефонограммой диспетчеру ПО об окончании работ и готовности трубопровода к возобновлению перекачки;

- открытие береговых задвижек по указанию диспетчера ПО, проверку герметичности отремонтированного участка статическим давлением;

- проверку на герметичность и прочность отремонтированного участка и технологических соединений после вывода нефтепродуктопровода на режим перекачки.

При удовлетворительном состоянии участка в дальнейшем выполняются:

- очистка и изоляция мест присоединения отремонтированного участка к нефтепродуктопроводу; засыпка ремонтного котлована;

- установка на вантузах заглушек, установка щитов с запрещающими знаками по ГОСТ 26600-85.