Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

2. Характеристика возможных аварий и повреждений на ПП МНПП

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗМОЖНЫХ АВАРИЙ

И ПОВРЕЖДЕНИЙ НА ПП МНПП

2.1. Виды аварий и повреждений и причины, сопутствующие этим ситуациям, представлены в таблице 1.

Таблица 1

ВИДЫ АВАРИЙ И ПОВРЕЖДЕНИЙ

┌───┬────────────┬────────────────────────────┬──────────────────┐

│ N │Виды аварий │ Характерные особенности │ Причины │

│п/п│и повреж- │ │ │

│ │дений │ │ │

├───┼────────────┼────────────────────────────┼──────────────────┤

│1 │Свищи (оди- │Сквозные локальные поражения│Коррозионный износ│

│ │ночные) │стенок трубопровода, заводс-│трубопровода, на- │

│ │ │ких продольных (спиральных) │копление коррози- │

│ │ │швов на малой площади │онных повреждений │

│ │ │ │в металле трубы, │

│ │ │ │повышенное содер- │

│ │ │ │жание солей в во- │

│ │ │ │доеме, выполняющих│

│ │ │ │роль электролитов,│

│ │ │ │действия физичес- │

│ │ │ │ких лиц (засвер- │

│ │ │ │ловка) с целью хи-│

│ │ │ │щения нефтепродук-│

│ │ │ │та │

├───┼────────────┼────────────────────────────┼──────────────────┤

│2 │Свищи (груп-│Сквозные поражения стенок │Дефекты сварочных │

│ │повые) │трубопровода и продольных │работ, дефекты │

│ │ │(спиральных) швов площадью │изоляции, дефекты │

│ │ │до 5 кв. мм │коррозионного про-│

│ │ │ │исхождения │

├───┼────────────┼────────────────────────────┼──────────────────┤

│3 │Трещины │Трещины в стенке или сварных│Концентрация нап- │

│ │ │швах трубопровода, на соеди-│ряжений, обуслав- │

│ │ │нительных деталях (переход- │ливаемых дефектами│

│ │ │нике и т.д.) │сварных швов, от- │

│ │ │ │клонения геометри-│

│ │ │ │ческого сечения │

│ │ │ │труб выше нормы и │

│ │ │ │т.п., механические│

│ │ │ │повреждения, неу- │

│ │ │ │довлетворительные │

│ │ │ │условия опирания │

│ │ │ │на естественные │

│ │ │ │выступы дна или │

│ │ │ │искусственные │

│ │ │ │конструкции │

├───┼────────────┼────────────────────────────┼──────────────────┤

│4 │Разрывы │Разрывы по целому металлу, │Неблагоприятный │

│ │ │по кольцевому монтажному │режим эксплуатации│

│ │ │шву, по околошовной зоне за-│(резкое повышение │

│ │ │водского (спирального) шва и│давления), низкое │

│ │ │т.д., сопровождаются дефор- │качество сварных │

│ │ │мацией разорванных кромок │швов (поры, неме- │

│ │ │ │таллические вклю- │

│ │ │ │чения, непровары, │

│ │ │ │подрезы сварных │

│ │ │ │швов), расслоение │

│ │ │ │металла, макро- и │

│ │ │ │микротрещины, воз-│

│ │ │ │никающие от зади- │

│ │ │ │ров, вмятин, цара-│

│ │ │ │пин и т.п. │

├───┼────────────┼────────────────────────────┼──────────────────┤

│5 │Пробоины │Нарушение герметичности в │Воздействие воло- │

│ │ │теле трубы вследствие внеш- │куш, якорей, дейс-│

│ │ │него ударного воздействия на│твия сторонних ор-│

│ │ │трубопровод │ганизаций, чьи │

│ │ │ │трубопроводы нахо-│

│ │ │ │дятся в одном тех-│

│ │ │ │ническом коридоре,│

│ │ │ │действия физичес- │

│ │ │ │ких лиц │

├───┼────────────┼────────────────────────────┼──────────────────┤

│6 │Повреждения │Различные по происхождению │Дефекты строитель-│

│ │ │дефекты стенки трубы в виде │ства и изготовле- │

│ │ │местных углублений (каверн, │ния │

│ │ │вмятин, забоин), гофр, цара-│ │

│ │ │пин, задиров (повреждений с │ │

│ │ │зазубренными краями), а так-│ │

│ │ │же сварных соединений: неп- │ │

│ │ │ровары, поры, шлаковые вклю-│ │

│ │ │чения, прожоги, подрезы и │ │

│ │ │т.д.; │ │

│ │ │дефекты изоляционных покры- │ │

│ │ │тий: нарушение сплошности │ │

│ │ │покрытия, гофры, задиры, ца-│ │

│ │ │рапины и др.; │ │

│ │ │отклонения геометрического │ │

│ │ │сечения труб выше нормы; │ │

│ │ │размыв ложа трубопровода │воздействие гидро-│

│ │ │ │динамической силы;│

│ │ │ │вибрация трубопро-│

│ │ │ │вода на провисшем │

│ │ │ │участке │

│ │ │местная эрозия │взаимодействие │

│ │ │ │трубопровода с по-│

│ │ │ │током воды │

│ │ │деформация и изменение про- │нарушение устойчи-│

│ │ │ектного положения трубопро- │вости земляных │

│ │ │вода │масс в береговой │

│ │ │ │зоне, вызываемое │

│ │ │ │изменениями проч- │

│ │ │ │ностных свойств │

│ │ │ │грунтов │

└───┴────────────┴────────────────────────────┴──────────────────┘

2.2. В зависимости от расположения на трубопроводе аварии подразделяются:

- по основному металлу труб;

- в сварных соединениях (продольный или поперечный швы);

- на запорной арматуре;

- на устройствах трубопровода (вантузы, отборы давления и манометрические сборки, указатель прохождения средств очистки и диагностики и др.).