3. Растопка котельного агрегата

3.1. Растопка котла должна производиться в течение времени, установленного администрацией предприятия (производственной инструкцией по безопасному обслуживанию котельных агрегатов), при слабом огне, уменьшенной тяге, закрытом паровом вентиле и открытом (подклиненном) предохранительном клапане или воздушнике для выпуска воздуха.

3.2. Прежде чем растопить котел, работающий на твердом топливе, его надо подготовить к растопке. Обязательно проверить наличие воды в котле по водоуказательным стеклам, а там, где имеются водопробные краны, и по водопробным кранам. Вода в котле должна быть не ниже низшего уровня.

Далее провентилировать топку и газоходы в течение 10 - 15 мин. при естественной тяге и 3 - 5 мин. - при искусственной.

3.2.1. Выполнив все мероприятия по подготовке котла к растопке при горизонтальной колосниковой решетке, приспособленной для сжигания каменных углей, забросить слой крупного угля размером кусков 60 - 90 мм и при малом открытии поддувала разжечь уголь горящим углем, взятым из топки работающего котла, или сухими дровами. По мере разгорания угля усилить тягу путем увеличения открытия шибера и поддувал, а в топку забрасывать уже не крупный, а рядовой уголь. После того как уголь хорошо разгорится, закрыть дверцы поддувал и включить дутье.

3.2.2. Если топка приспособлена для сжигания антрацита, то при растопке котла сначала следует покрыть колосниковую решетку небольшим слоем шлака, на котором затем производить растопку антрацита также сухими дровами или горящим углем. В течение первых 0,5 - 1 ч следует применять паровое дутье под колосники до образования достаточной толщины шлаковой подушки. Как только образуется шлаковая подушка, можно перейти на воздушное дутье.

3.2.3. Если котел имеет шахтную топку, то перед растопкой дверцу шахты следует закрыть, также следует закрыть дверцы верхних и средних поддувал. Для розжига шахтной топки огонь следует развести сухим топливом на горизонтальной колосниковой решетке, поджигая топливо через щель между наклонными и горизонтальными колосниками. По мере разгорания понемногу загружать сверху сухое топливо и открыть сначала средние, а затем верхние поддувальные дверцы.

После хорошего разогрева топки шахту следует загружать тем топливом, которым топят.

3.2.4. Растопку котла всегда следует производить при слабом огне с уменьшенной тягой, при этом главный парозапорный вентиль должен быть закрыт, а рабочий предохранительный клапан или воздушник, служащий для удаления воздуха из барабана или корпуса котла, открыт.

3.2.5. Пока давление пара в котле не превысило 0,1 МПа (1 кгс/кв. см), следует проверить исправность действия предохранительных клапанов, манометра и водоуказательных приборов. Проверить, не пропускают ли обратные клапаны, а также продувочные и спускные вентили.

Подняв давление пара до 0,3 МПа (3 кгс/кв. см), еще раз проверить исправность арматуры котла, плотность люков (лючков) и лазов. Убедившись, что арматура исправна, а люки (лючки) и лазы не парят и плотно подтянуты, можно постепенно повышать давление пара в котле до рабочего путем увеличения интенсивности горения в топке.

3.2.6. Применение при растопке котла, работающего на твердом топливе, легковоспламеняющихся материалов (бензин, керосин и др.) не допускается.

3.3. При использовании газообразного топлива порядок розжига горелок выбирается в зависимости от их конструктивных особенностей.

Приступая к приему газа в газопровод, проверяют, закрыты ли задвижки газопровода к котлу и задвижки (вентили, краны) газовых горелок, после чего открывают свечу в конце газопровода. Затем открывают задвижку на газопроводе и пускают газ, наблюдая по манометру за его давлением. После того как из свечи пойдет газ, закрывают ее вентиль (кран), в течение 10 - 15 мин. вентилируют топку и газоходы котла, регулируют тягу так, чтобы разрежение вверху топки было равно 20 - 30 Па (2 - 3 мм вод.ст.).

3.3.1. Розжиг смесительных горелок (с принудительной подачей воздуха) должен производиться следующим образом: проверяют закрытие кранов перед горелками, закрывают воздушную заслонку, открывают кран у переносного запальника и зажигают выходящий из него газ. Затем запальник вводят в топку и его пламя подносят к выходному отверстию горелки; медленно открывают газовый кран перед горелкой и после зажигания газа, выходящего из горелки, запальник вынимают из топки и вешают на место.

Если газ не загорелся или, будучи зажжен, погас, необходимо закрыть кран перед горелкой, прекратив подачу газа провентилировать топку и газоходы в течение 10 - 15 мин., открыв воздушную заслонку. Только после этого можно снова приступить к розжигу горелки.

Если же зажигание горелки прошло успешно, несколько приоткрывают воздушную заслонку на воздухопроводе и регулируют: пламя так, чтобы оно не было коптящим и чтобы излишний воздух не отрывал факел от горелки. Затем понемногу открывают газовый кран перед горелкой и постепенно воздушной заслонкой прибавляют воздух, добиваясь нормального горения газа: пламя должно быть устойчивым, некоптящим (прозрачным) и не отрывающимся от горелки.

При отрыве пламени следует уменьшить подачу воздуха, при длинном коптящем пламени надо убавить подачу газа. Во избежание отрыва пламени из-за чрезмерного избытка воздуха увеличивать нагрузку следует прибавлением вначале подачи газа, а затем подачи воздуха, а снижать нагрузку надо уменьшением вначале подачи воздуха, а затем подачи газа.

При наличии у котла нескольких горелок зажигание их производится последовательно, в таком же порядке.

Если при растопке погаснут все горелки, следует немедленно прекратить подачу газа к ним, убрать из топки запальник и провентилировать топку и газоходы в течение 10 - 15 мин. Только после этого можно повторно зажигать горелки.

3.3.2. Порядок розжига инжекционных горелок среднего давления с пластинчатым стабилизатором горения несколько отличается от порядка розжига смесительных горелок и заключается в следующем: после проверки закрытия кранов перед горелками открывают регуляторы первичного воздуха, проверяют давление газа перед кранами горелок, открывают газовый кран перед переносным запальником, который зажженным вводят в топку, подводя пламя к выходному отверстию горелки. Затем открывают кран перед горелкой (примерно наполовину) до появления ясно слышимого шума от истечения газа, который и должен загореться.

В процессе регулирования инжекционной горелки надо следить, чтобы пламя не проскакивало в горелку, особенно при снижении ее нагрузки. В этом случае горелку выключают и после остывания ее снова включают в работу. При появлении сильных пульсаций в топке уменьшают подачу газа.

Аналогичным образом зажигают остальные горелки, после чего закрывают кран переносного запальника, вынимают его из топки и вешают на место.

3.3.3. Зажигая газовые горелки, не следует стоять против отверстий - гляделок (растопочных люков), чтобы не пострадать от случайно выброшенного из топки пламени. Обслуживающий персонал должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты (защитные очки и др.).

3.3.4. Запрещается:

а) разжигать в топке погасшие горелки без предварительной вентиляции топки и газоходов котла;

б) зажигать газовый факел от соседней горелки или от раскаленной кладки топки.

3.3.5. Розжиг топок котлов, оборудованных автоматикой регулирования процесса горения и автоматикой безопасности или комплексной автоматикой, должен производиться в соответствии с требованиями производственных инструкций по их пуску, настройке и эксплуатации.

3.4. При нефтяном топливе (мазут) перед зажиганием форсунок необходимо:

а) проверить наличие мазута в расходном баке и достаточность подогрева его до установленной температуры (75 - 80 град. C);

б) спустить из бака отстоявшуюся воду;

в) удалить из топки случайно попавший туда мазут;

г) проверить чистоту паровых форсунок и фильтров; в случае необходимости прочистить их; проверить правильность сборки форсунок (центровка, паровая щель и т.д.). Часто при эксплуатации на ширину паровой щели не обращают должного внимания. Нередко форсунки работают с шириной паровой щели 3 - 5 мм, что приводит к увеличению удельного расхода пара на распыливание (до 0,8 - 1,0 кг вместо 0,35 - 0,45 кг на мазут массой 1 кг при правильной сборке форсунки). При правильной сборке паровой форсунки ширина паровой щели должна быть не более 0,5 - 1 мм и в процессе работы должна оставаться неизменной; шпиндель паровой форсунки должен быть установлен в строго центральном положении. При перекосе шпинделя пар бьет вбок и распыливание мазута получается очень грубым, что ведет к неэкономичному расходу топлива. Регулировать расход пара следует только паровым вентилем, установленным на пароподводящем трубопроводе.

Избыточное давление распыливающего пара перед форсункой (давление по манометру) должно составлять 0,2 - 0,35 МПа (2 - 3,5 кгс/кв. см). Более высокое давление вызывает излишний расход пара на распыливание, уменьшение производительности форсунки в результате забивания паром вытекающей струи мазута и ухудшение горения вплоть до отрыва пламени и его погасания. Работать надо с большими нагрузками включенных форсунок путем уменьшения по возможности их числа;

д) проверить правильность сборки механических мазутных форсунок; прочистить форсунки и фильтры;

е) провентилировать топку и газоходы котла, для чего открыть на 10 - 15 мин. дымовую заслонку (шибер) за котлом, воздушный регистр и жалюзи или воздушные клапаны поддувала у фронта топки.

3.4.1. При паровом распылении мазута следует продуть и прогреть форсунки, для чего открыть паровой вентиль, установленный на пароподводящей линии, и спустить весь конденсат, скопившийся в ней.

Для зажигания форсунки в топку вводят горящий растопочный факел, предварительно немного открыв паровой вентиль форсунки, причем зажженный факел должен быть подведен под струю пара.

Постепенно и осторожно открывают регулирующий мазутный вентиль и подают мазут в топку. После воспламенения мазута следует, изменяя подачу мазута, пара и воздуха, отрегулировать горение, не допуская темной окраски выходящего из трубы дыма. При наличии нескольких форсунок зажигают их последовательно (одну за другой).

3.4.2. При механическом распылении мазута необходимо после внесения в топку горящего растопочного факела или включения автоматики розжига приоткрыть воздушный шибер и, медленно открывая вентиль, подать мазут в топку. После того как мазут загорится, отрегулировать горение.

3.4.3. Растопочный факел следует удалять из топки лишь тогда, когда горение станет устойчивым. Если мазут не загорелся, нужно немедленно прекратить подачу его в форсунку, убрать из топки растопочный факел и провентилировать топку, газоходы и воздухопроводы в течение 10 - 15 мин., установить причину незагорания топлива и устранить ее. Только после этого можно снова приступить к зажиганию форсунки.

Если при растопке погаснут все работающие форсунки, следует немедленно прекратить подачу в них топлива, убрать из топки ручные растопочные факелы и провентилировать топку, дымоходы и воздухопроводы в течение 10 - 15 мин. при работающем дымососе и вентиляторе. Только после этого можно снова зажигать форсунки.

Если погаснет только часть работающих форсунок, то следует немедленно прекратить подачу мазута в эти форсунки и затем снова зажечь их при помощи ручного горящего растопочного факела.

3.4.4. Разжигая форсунки, не следует стоять против отверстия гляделок (растопочных люков), чтобы не пострадать от случайного выброса пламени.

3.4.5. Запрещается:

а) разжигать погасшую форсунку без предварительной вентиляции топки, газоходов и воздуховодов в течение 10 - 15 мин.;

б) зажигать факел форсунки от соседней раскаленной кладки (без растопочного горящего факела);

в) эксплуатация жаротрубных котлов при выключенной форсунке одной из жаровых труб.

3.4.6. Может случиться, что при пуске топки мазут не воспламенится или, воспламенившись, погаснет. Причинами этого могут быть:

а) засорение мазутной линии или мазутного канала в форсунке;

б) попадание в мазут воды;

в) недостаточная степень подогрева мазута;

г) забивание мазута слишком сильной струей пара.

3.5. При растопке котла следует обеспечить равномерный прогрев его частей и заблаговременно включить устройство для подогрева воды в нижнем барабане котла.

Для равномерного нагрева футеровки и обмуровки котла и предупреждения их от преждевременного разрушения рекомендуется работать на малой нагрузке топки в течение 30 - 40 мин.

3.6. При растопке необходимо вести контроль за перемещением элементов котла при тепловом расширении по установленным индикаторам (реперам).

3.7. При наличии у пароперегревателя котла устройства (заслонки) для предохранения его элементов от перегрева при растопке котла необходимо включить это устройство.

3.8. При наличии у водяного экономайзера обводного газохода горячие газы из котла следует направить через этот газоход, закрыв заслонки (шиберы) до и после экономайзера. Переводить горячие газы на газоход экономайзера следует после того, как установится регулярное питание котла.

3.9. При отсутствии обводного газохода для предупреждения нагрева воды в экономайзере сверх допустимой температуры производится прокачивание через экономайзер воды, направляемой по сгонной линии в бак или дренаж.

3.10. Во все время растопки необходимо проверять, не нагревается ли вода в экономайзере. Снизить температуру воды в экономайзере можно увеличением подачи питательной воды в котел путем открытия продувки и спуска воды из экономайзера в питательный бак по сгонной линии.

3.11. Если котел имеет экономайзер кипящего типа и рециркуляционную линию, соединяющую водяное пространство барабана с нижними коллекторами экономайзера, то перед растопкой котла необходимо открыть вентили на этой линии.

3.12. Водяной экономайзер и воздухоподогреватель обычно включают в поток отходящих горячих газов после того, как начнется отбор пара из котла, открывая вначале заслонки (шиберы) экономайзера и воздухоподогревателя и лишь после этого закрывая заслонки в обходных газоходах, обратный порядок может вызвать выброс пламени из топки. У невыключаемых экономайзеров необходимо отключить нижние коллекторы от водяного пространства котла.

3.13. Перед включением в работу воздухоподогреватель прогревают, постепенно пуская через него горячие газы. Пуск воздуха начинают при достижении температуры газов после воздухоподогревателя согласно инструкции (не менее 120 град. C) и следят за температурой уходящих газов. При низкой температуре воздуха может появиться потение. Во избежание этого перепускают часть горячего воздуха на всас дутьевого вентилятора.

3.14. В начале парообразования в котле, что будет видно по выходу пара из открытого предохранительного клапана или воздушного вентиля (крана), необходимо привести в нормальное рабочее состояние предохранительный клапан, закрыть воздушный вентиль (кран) и включить продувку пароперегревателя; затем следует увеличить тягу, усилить горение в топке, проверить исправное действие арматуры, продуть водоуказательные приборы и следить за уровнем воды в котле; проверить исправность действия манометра и следить за показаниями его стрелки.

Если стрелка манометра не сдвинется с нуля, следует уменьшить горение в топке и выяснить причину, почему она не движется (нужно продуть сифонную трубку и манометр, если и после этого стрелка будет оставаться на нуле - заменить манометр). Произвести проверку исправности действия всех питательных насосов с паровым приводом.

3.15. Продувка водоуказательных приборов и проверка исправности действия манометра должны быть произведены при давлении в котле 0,5 - 1,0 кгс/кв. см, а также перед включением котла в паровую магистраль.

3.16. Подтягивание болтов, шпилек, лазов, люков, лючков во время растопки котла должно производиться с большой осторожностью, только нормальным ключом, без применения удлиняющих рычагов, в присутствии лица, ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию котлов.

Для котлов с рабочим давлением до 0,6 МПа (6 кгс/кв. см) подтягивание шпилек, болтов и гаек разъемных соединений (лазы, люки, лючки, фланцы и т.п.) допускается при давлении не более 50% рабочего давления котла, если рабочее давление от 0,6 до 6 МПа (6 - 60 кгс /кв. см) - при давлении не более 0,3 МПа (3 кгс/кв. см), а свыше 6 МПа (60 кгс/кв. см) - при давлении не более 0,5 МПа (5 кгс/кв. см).

3.17. Растопку котла ведут до момента достижения в котле разрешенного рабочего давления, т.е. достижения стрелкой манометра красной черты. Затем растапливаемый котел подготавливают для включения в общую паровую магистраль. Время начала и окончания растопки котла записывается в сменный (вахтенный) журнал.