Утверждены

приказом Минпромторга России

от 30 августа 2013 г. N 1393

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РАЗРАБОТКЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ПРИМЕНЕНИЮ

КОМПОЗИТНЫХ МАТЕРИАЛОВ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ,

СТРОИТЕЛЬСТВА, ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА,

ФИЗКУЛЬТУРЫ И СПОРТА

1. Методические рекомендации по разработке региональных программ по применению композитных материалов в сфере транспортной инфраструктуры, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, физкультуры и спорта (далее соответственно - Методические рекомендации) определяют методологические подходы к разработке региональных программ и подготовке отчетов о ходе реализации, а также о целесообразности проведения мониторинга реализации региональных программ.

2. Основанием для разработки региональных программ является пункт 8 перечня поручений Президента Российской Федерации от 12 ноября 2012 г. N Пр-3028 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России 24 октября 2012 года.

3. Органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ответственному исполнителю региональной программы) рекомендуется обеспечить координацию деятельности соисполнителей региональной программы (при их наличии), а также участников региональной программы, участвующих в реализации мероприятий региональной программы.

4. При разработке региональной программы целесообразно учитывать положения 14 Подпрограммы "Развитие производства композиционных материалов (композитов) и изделий из них" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности".

5. При разработке региональной программы целесообразно придерживаться следующей структуры:

5.1. паспорт региональной программы (Приложение 1);

5.2. текстовая часть региональной программы по следующим разделам:

- характеристика сферы реализации региональной программы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития;

- анализ материально-сырьевой базы и имеющихся мощностей и потребителей для внедрения композиционных материалов, изделий и конструкций;

- цели, задачи и основные ожидаемые конечные результаты;

- сроки и контрольные этапы реализации региональной программы;

- основные мероприятия региональной программы;

- обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации региональной программы (Приложение 2);

- анализ рисков реализации региональной программы и описание мер управления рисками реализации региональной программы;

- перечень наиболее значимых инвестиционных проектов (Приложение 3);

- управление региональной программой;

- мониторинг и статистический учет результатов исполнения региональной программы;

5.3. приложения к текстовой части региональной программы. При разработке целесообразно использовать Приложения 2 - 7 к настоящим Методическим рекомендациям.

5.3.1. Рекомендуется разработать региональный реестр композитов, конструкций и изделий из них, пригодных для применения в сфере транспортной инфраструктуры, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, физкультуры и спорта и рекомендуемых к использованию на территории субъекта Российской Федерации, в том числе при строительстве, капитальном ремонте, ремонте и реконструкции объектов капитального строительства, а также оснащении образовательных учреждений за счет средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов (Приложение 4).

Правила формирования, ведения и актуализации реестра, а также порядок и правила применения реестра рекомендуется разрабатывать органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ответственному исполнителю региональной программы) самостоятельно.

5.3.2. Рекомендуется разработать региональный реестр типовых проектов с применением композитов, конструкций и изделий из них, рекомендуемых к повторному применению на территории субъекта Российской Федерации, в том числе при строительстве, капитальном ремонте, ремонте и реконструкции объектов капитального строительства, а также оснащении образовательных учреждений за счет средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов, в который целесообразно включить:

- перечень региональных пилотных проектов;

- перечень и состав региональных сметных расценок на проведение работ с применением композитов, конструкций и изделий из них;

- перечень типовых проектов с применением композитов, конструкций и изделий из них, рекомендуемых к повторному применению на территории субъекта Российской Федерации, в том числе при строительстве, капитальном ремонте, ремонте и реконструкции объектов капитального строительства, а также оснащении образовательных учреждений за счет средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов.

5.3.3. Рекомендуется разработать перечень нормативных технических документов, регламентирующих внедрение и применение на территории субъекта Российской Федерации композитов, конструкций и изделий из них, включая перечень территориальных норм и правил (Приложение 5).

При формировании указанного перечня целесообразно подготовить план разработки нормативных технических документов (Приложение 5а), предназначенных для обеспечения широкого внедрения в сфере транспортной инфраструктуры, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, физкультуры и спорта на территории субъекта Российской Федерации, на композиты, конструкции и изделия из них, апробированных в рамках реализации пилотных проектов и эксплуатации опытных (референтных) объектов и/или подготовленных к промышленному внедрению по результатам исполнения проблемно-ориентированных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР) с определением возможных источников финансирования разработки нормативных технических документов.

5.3.4. Рекомендуется разработать перечень проблемно-ориентированных НИОКР (реализуемых и планируемых), необходимых для инновационного развития субъекта Российской Федерации по разработке и внедрению технических и технологических решений (материалов, изделий, конструкций, оборудования, процессов, услуг и т.д.) в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе, направленных на разработку композитов, конструкций и изделий из них, предназначенных для применения в сфере транспортной инфраструктуры, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, физкультуры и спорта на территории субъекта Российской Федерации и обеспечивающих снижение стоимости владения и увеличение сроков безремонтной эксплуатации конструкций, изделий, зданий и сооружений, произведенных, построенных или отремонтированных с применением композитов, а также предназначенных для организации занятий физкультурой и спортом в образовательных учреждениях субъекта Российской Федерации. При формировании указанного перечня целесообразно определить объемы и источники финансирования НИОКР (Приложение 6).

5.3.5. Рекомендуется разработать перечень организаций и предприятий, входящих в инфраструктуру инновационной системы субъекта Российской Федерации и выполняющих НИОКР, направленных на разработку композитов, конструкций и изделий из них, предназначенных для применения в сфере транспортной инфраструктуры, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, физкультуры и спорта на территории субъекта Российской Федерации (Приложение 7).

6. Сведения, отнесенные к государственной тайне, и сведения, носящие конфиденциальный характер, приводятся в отдельных приложениях к региональной программе.

7. В региональную программу целесообразно не включать положения, регламентирующие порядок взаимодействия органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ответственного исполнителя региональной программы) и соисполнителей по разработке и реализации региональной программы.

8. Цели, задачи и показатели (целевые индикаторы и показатели), а также этапы и сроки реализации региональной программы рекомендуется указывать в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями.

Ожидаемые результаты реализации региональной программы рекомендуется указывать в виде характеристики основных ожидаемых (планируемых) конечных результатов (изменений, отражающих эффект, вызванный реализацией региональной программы) в сфере реализации региональной программы, сроков их достижения.

9. В рамках характеристики текущего состояния и прогноза развития сферы реализации региональной программы рекомендуется предусмотреть проведение анализа ее действительного состояния, включая выявление основных проблем, прогноз ее развития, а также анализ рисков реализации региональной программы и описание мер управления рисками реализации региональной программы.

10. Цели региональной программы рекомендуется привести в соответствие с приоритетами государственной политики в сфере реализации региональной программы. Также целесообразно определить конечные результаты реализации региональной программы.

11. Цель может обладать следующими свойствами:

- специфичность (цель должна соответствовать сфере реализации региональной программы);

- конкретность (не допускаются размытые (нечеткие) формулировки, допускающие произвольное или неоднозначное толкование);

- измеримость (достижение цели можно проверить);

- достижимость (цель должна быть достижима за период реализации региональной программы);

- релевантность (соответствие формулировки цели ожидаемым конечным результатам реализации программы).

12. Цель целесообразно формулировать кратко и ясно и не рекомендуется использовать специальные термины, указания на иные цели, задачи или результаты, которые являются следствиями достижения самой цели, а также описания путей, средств и методов достижения цели.

13. Достижение цели возможно за счет решения задач региональной программы. Задача региональной программы определяет результат реализации совокупности взаимосвязанных мероприятий в рамках достижения цели (целей) реализации региональной программы.

14. Рекомендуется формулировать задачи, которые необходимы и достаточны, для достижения соответствующей цели.

15. При постановке целей и задач целесообразно обеспечить возможность проверки и подтверждения их достижения или решения. Для этого рекомендуется сформировать показатели (индикаторы), характеризующие достижение целей, и показатели, характеризующие решение задач.

16. При описании основных ожидаемых конечных результатов реализации региональной программы рекомендуется дать развернутую характеристику планируемых изменений (конечных результатов) в сфере реализации региональной программы. Рекомендуется в характеристику включить обоснование:

- изменения состояния сферы реализации региональной программы, а также в сопряженных сферах при реализации региональной программы (положительные и отрицательные внешние эффекты в сопряженных сферах);

- выгоды от реализации региональной программы.

На основе последовательности решения задач региональной программы определяются этапы ее реализации. Для каждого из этапов целесообразно определить промежуточные результаты реализации региональной программы.

17. Набор основных мероприятий рекомендуется разрабатывать необходимым и достаточным для достижения целей и решения задач региональной программы.

При формировании набора основных мероприятий целесообразно учитывать возможность выделения контрольных событий региональной программы (далее - контрольные события региональной программы) в рамках их реализации, позволяющих оценить промежуточные или окончательные результаты выполнения основных мероприятий в течение года.

Масштаб основного мероприятия обеспечивает возможность контроля за ходом выполнения региональной программы, но не усложняет систему контроля и отчетности. Наименования основных мероприятий целесообразно не дублировать с наименованиями целей и задач региональной программы.

В рамках одного основного мероприятия возможно объединение различных по характеру мероприятий. Как правило, основное мероприятие направлено на решение конкретной задачи региональной программы. На решение одной задачи возможно направить несколько основных мероприятий.

Мероприятия региональной программы целесообразно формировать с учетом объемов ассигнований и их источников, включая государственные, федеральные целевые, региональные целевые и другие программы, региональные программы поддержки малого и среднего бизнеса, а также государственные и муниципальные закупки субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, и могут содержать:

- перечни пилотных проектов по внедрению композитов, конструкций и изделий из них на территории субъекта Российской Федерации (пригодных для применения и рекомендуемых к использованию на территории субъекта Российской Федерации);

- перечни опытных (референтных) объектов на территории субъекта Российской Федерации для внедрения композитов, конструкций и изделий из них (пригодных для применения и рекомендуемых к использованию на территории субъекта Российской Федерации);

- мероприятия, в рамках программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) субъекта Российской Федерации, в части мер поддержки предприятий и организаций МСП, расположенных на территории субъекта Российской Федерации и осуществляющих деятельность в сфере исследований, разработки и производства композитов, конструкций и изделий из них, предназначенных для применения в сфере транспортной инфраструктуры, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, физкультуры и спорта;

- программы региональных выставочно-ярмарочных мероприятий, направленных на популяризацию и внедрение композитов, конструкций и изделий из них, предназначенных для применения в сфере транспортной инфраструктуры, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, физкультуры и спорта на территории субъекта Российской Федерации;

- программы обучающих семинаров для специалистов органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации, проектных, строительных и других организаций субъекта Российской Федерации, по применению композитов, конструкций и изделий из них в сфере транспортной инфраструктуры, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, физкультуры и спорта;

- другие мероприятия.

При формировании мероприятий региональной программы рекомендуется разработать принципы, индикаторы и показатели оперативного мониторинга и анализа выполнения региональной программы внедрения композитов, конструкций и изделий из них. Рекомендуется проводить оценку эффективности внедрения композитов, конструкций и изделий из них в сфере транспортной инфраструктуры, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, физкультуры и спорта на территории субъекта Российской Федерации, в том числе на основе анализа технико-экономических обоснований пилотных проектов и результатов эксплуатации опытных (референтных) объектов.

18. В анализе рисков реализации региональной программы и описании мер управления рисками реализации региональной программы рекомендуется предусмотреть:

- идентификацию факторов риска по источникам возникновения и характеру влияния на ход и результаты реализации региональной программы;

- качественную и, по возможности, количественную оценку факторов рисков;

- обоснование предложений по мерам управления рисками реализации региональной программы.

В качестве факторов риска могут рассматриваются такие события, условия, тенденции, оказывающие существенное влияние на сроки и результаты реализации региональной программы, на которые ответственный исполнитель, соисполнители и участники региональной программы не могут оказать непосредственного влияния. Под существенным влиянием возможно такое влияние, которое приводит к изменению сроков и/или ожидаемых результатов реализации региональной программы не менее чем на 10% от планового уровня.

В составе обоснования предложений по мерам управления рисками реализации региональной программы целесообразно привести:

- меры правового регулирования, направленные на минимизацию негативного влияния рисков (внешних факторов);

- мероприятия региональной программы, направленные на управление рисками, их своевременное выявление и минимизацию;

- мероприятия по управлению реализацией региональной программы, направленные на своевременное обнаружение, мониторинг и оценку влияния рисков и внешних факторов, а также разработку и реализацию мер по минимизации их негативного влияния на реализацию региональной программы.

19. Региональная программа является неотъемлемой частью акта органа субъекта Российской Федерации (ответственного исполнителя региональной программы) об утверждении региональной программы.

20. План реализации региональной программы и детальный план-график реализации региональной программы рекомендуется составлять ежегодно в текущем году на очередной год и плановый период, согласно Приложениям 8, 9 к настоящим Методическим рекомендациям.

21. В Плане реализации региональной программы на очередной финансовый год и плановый период рекомендуется отразить:

- контрольные события региональной программы, оказывающие существенное влияние на сроки и результаты реализации региональной программы, с указанием их сроков и ожидаемых результатов, позволяющих определить наступление контрольного события региональной программы;

- фамилии и должности лиц ответственного исполнителя, соисполнителя и (или) участника реализации региональной программы, ответственных за контрольные события региональной программы;

- данные об объемах расходов на реализацию основных мероприятий.

Вместе с Планом реализации региональной программы рекомендуется представлять краткое обоснование необходимости и достаточности набора контрольных событий региональной программы для достижения ожидаемого результата соответствующего основного мероприятия региональной программы.

22. В целях обеспечения эффективного мониторинга и контроля реализации всех мероприятий региональной программы, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ответственному исполнителю региональной программы), вместе с планом реализации региональной программы, рекомендуется разработать детальный план-график реализации региональной программы на очередной год и плановый период (далее - детальный план-график), содержащий полный перечень мероприятий региональной программы на очередной год и плановый период, необходимых и достаточных для достижения целей региональной программы, а также полный перечень контрольных событий региональной программы.

Детальный план-график рекомендуется разрабатывать в форме сетевого графика, отражающего взаимосвязь мероприятий региональной программы. По каждому мероприятию приводятся сведения об ответственном исполнителе, сроках начала и окончания его реализации, объемах ассигнований в пределах лимитов ассигнований и ожидаемых результатах на конец очередного финансового года, первого и второго года планового периода (Приложение 9).

Детальный план-график рекомендуется к утверждению органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ответственным исполнителем региональной программы). Внесение изменений в детальный план-график реализации региональной программы рекомендуется осуществлять органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ответственному исполнителю региональной программы) по согласованию с соисполнителями (при их наличии).

23. Основными характеристиками контрольных событий региональной программы могут быть общественная, в том числе социально-экономическая, значимость (важность) для достижения результата основного мероприятия, нулевая длительность, возможность однозначной оценки достижения (0% или 100%), по возможности документальное подтверждение результата.

В детальном плане-графике реализации региональной программы рекомендуется выделять все контрольные события региональной программы. Контрольные события региональной программы, по возможности, выделяются по всем основным мероприятиям, за исключением случаев, когда основное мероприятие региональной программы носит длящийся характер, т.е. не имеет сроков начала и конца реализации, а также выраженного конечного результата его реализации.

24. Мониторинг реализации региональной программы может быть ориентирован на раннее предупреждение возникновения проблем и отклонений хода реализации региональной программы от запланированного, который целесообразно оформлять согласно Приложению 10 к настоящим Методическим рекомендациям.

25. Объектом мониторинга рекомендуется считать наступление контрольного события региональной программы в установленные сроки, сведения о кассовом исполнении и объемах заключенных контрактов по региональной программе на отчетную дату, а также ход реализации мероприятий детализированного плана-графика реализации региональной программы.

26. Органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ответственный исполнитель региональной программы) рекомендуется утверждать подготовленный отчет по мониторингу реализации региональной программы и направлять его в Минпромторг России до 1 октября 2014 года и далее ежегодно, для подготовки доклада Президенту Российской Федерации.

27. Органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ответственный исполнитель региональной программы) может предоставляться в Минпромторг России дополнительная (уточненная) информация о ходе реализации региональной программы.

28. Предложения по изменениям в региональную программу, поступающие от участников и соисполнителей региональной программы, рекомендуется оформлять соответствующим проектом акта и передавать органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ответственному исполнителю региональной программы).

Информация об изменениях, внесенных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ответственным исполнителем региональной программы) в региональную программу, может содержать перечень изменений в региональную программу и их обоснование.

29. В случае отклонений от плановой динамики реализации региональной программы или воздействия факторов риска, оказывающих негативное влияние на основные параметры региональной программы, в годовой отчет могут включаться предложения по дальнейшей реализации региональной программы и их обоснование.

30. Региональная программа утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ответственным исполнителем региональной программы) соответствующим актом.