16. Огибание и прохождение знаков и препятствий

16. Огибание и прохождение знаков и препятствий.

16.1. Это правило применяют к судам, которые приготовились обогнуть или пройти знак с одной и той же предписанной стороны или препятствие с одной и той же стороны.

16.2. Это правило не применяют:

а) у стартового знака, окруженного свободной водой (включая такой знак, который является и препятствием), когда судно приближается к стартовой линии с целью взять старт и до отхода от стартовых знаков;

б) после сигнала "Старт открыт" подветренное судно не должно лишать наветренное судно места у такого знака, идя под парусом круче курса гоночный бейдевинд;

в) к двум судам, находящимся на разных галсах: если они лавируют, или если одному из них, но не обоим, необходимо сделать поворот оверштаг, чтобы обогнуть или пройти знак или избежать препятствия.

16.3. Когда суда связаны:

16.3.1. Наружное судно.

Наружное судно должно дать место для огибания либо прохождения знака или препятствия каждому внутреннему связанному с ним судну (за исключением предусмотренного правилом 17). Это место включает в себя пространство для поворота оверштаг или фордевинд, если такой поворот является составной частью маневра по огибанию или прохождению. Наружное судно, подошедшее к знаку или препятствию на расстояние трех полных длин своего корпуса связанное с внутренним судном, должно предоставить ему требуемое место, даже если потом связанность будет прекращена. Наружное судно, утверждающее, что связанность с внутренним судном была прекращена, берет на себя обязанность доказать протестовому комитету, что оно оказалось чисто впереди внутреннего судна, когда само было от знака или препятствия на расстоянии больше трех полных длин своего корпуса.

16.3.2. Внутреннее судно.

Судно, утверждающее, что оно было внутренним и связанным, берет на себя обязанность доказать протестовому комитету, что оно установило связанность в соответствии с требованием правила 17. Если внутреннее из двух или более связанных судов - находится на другом галсе по отношению к остальным, или если оно находится на том же галсе, но не имеет право на приведение, и ему необходимо сделать поворот фордевинд, чтобы непосредственно лечь на надлежащий курс на следующий знак, то оно должно выполнить этот поворот при первой же разумной возможности.

16.4. Когда суда не связаны:

16.4.1. Судно, идущее позади, в тот момент, когда судно, идущее впереди, подходит к знаку или препятствию на расстояние в две полные длины его корпуса, должно сторониться судна, идущего чисто впереди, до окончания его маневра по огибанию или прохождению знака, или препятствия при условии, что судно, идущее чисто впереди, остается на том же галсе, или делает поворот фордевинд. Судно, идущее чисто впереди, не обязано предоставлять место судну, идущему чисто позади, до того, как будет установлена связанность.

16.4.2. Судно, идущее чисто впереди и делающее поворот оверштаг для огибания знака, подчиняется требованиям правила 17. Но судно, идущее чисто позади, не должно приводиться круче курса гоночный бейдевинд, чтобы помешать судну, идущему чисто впереди, сделать поворот оверштаг.