V. Анализ состояния сферы народных художественных промыслов

Сфера народных художественных промыслов (НХП) включает в себя около 250 предприятий из более чем 60 регионов России, выпускающих продукцию, относящуюся к 15 видам производств. Численность занятых в сфере НХП - более 30 тыс. человек. Общий объем производства изделий народных художественных промыслов составил в 2014 году, по данным Росстата, 5026,3 млн. рублей. На организации народных художественных промыслов приходится не более 85%, или 4272,4 млн. руб.

Специфической особенностью народных художественных промыслов является широкое применение творческого, преимущественно ручного, труда художников и мастеров. Вследствие этого оплата и начисления на нее составляют преобладающую часть себестоимости производства изделий народных художественных промыслов. Рост тарифов страховых взносов, исчисляемых в процентах от оплаты труда, затрудняет нормальное функционирование организаций народных художественных промыслов и ставит многие организации народных художественных промыслов на грань банкротства.

Наибольшее количество предприятий, занимающихся производством продукции народных художественных промыслов, сконцентрировано в Центральном федеральном округе, на долю которого приходится около 40% всех предприятий народных художественных промыслов. Наименьшее количество предприятий народных художественных промыслов находится на территории Южного, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, на долю которых приходится всего около 5% от общего числа предприятий народных художественных промыслов.

В сопоставимых ценах реальные объемы производства и реализации не только не выросли, но и сократились. За последние 5 лет подавляющее большинство организаций народных художественных промыслов фактически находилось в состоянии стагнации. Многие организации испытывают падение объемов производства изделий и снижение объемов их реализации, даже при наличии льгот по налогам и выделении субсидий.

Общий объем реализации по следующим направлениям составил:

- оптовая торговля - 69,8%;

- розничная торговля - 28,05%;

- дистанционная торговля - 2,12%;

- иные направления реализации - 0,04%.

Доля изделий народных художественных промыслов, выпускаемых индивидуальными предпринимателями, в общем объеме реализации продукции составляет не более 15%.

Существенной проблемой отрасли является нехватка специалистов как художественных, так и рабочих специальностей, что обусловлено, в первую очередь, низкой оплатой труда, отсутствием необходимого социального пакета, а также развитых институтов наставничества.

Почти 40% предприятий отрасли отмечают отсутствие или нехватку кадров по всем основным производственным специальностям. К настоящему времени появилась потребность предприятий в менеджерах по продажам, экономистах, экскурсоводах, PR-специалистах.