МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ПИСЬМО

от 29 июня 2015 г. N АН1.02-2058

ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ N 11

18.06.2015 на посадочной площадке Бугуруслан (Главный) произошла катастрофа самолета DA-40NG RA-02654 Бугурусланского летного училища гражданской авиации (далее - ЛУГА) имени Героя Советского Союза П.Ф. Еромасова (филиал ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации").

Выполнялись полеты по кругу по программе подготовки курсантов летного училища. На борту самолета находились пилот-инструктор и курсант.

Пилот-инструктор (1974 г.р.) окончил Сызранское высшее военное училище летчиков в 1997 году. Имел общий налет 1700 часов, в том числе налет на вертолетах 631 час, на самолете Ан-2 330 часов (в качестве КВС 285 часов), на самолете DA-40NG 739 часов (в качестве КВС 724 часа).

Курсант (1992 г.р.), учащийся 2 курса Бугурусланского ЛУГА. Имел налет на самолете DA-40NG 51 час.

Авиационное происшествие произошло днем, в простых метеоусловиях (ветер 180° 3 м/с, видимость 10 км, облачность незначительная кучевая на 1200 метров, значительная на 3000 метров, температура +28 °C).

По предварительным данным, при выполнении полета с имитацией отказа двигателя на снижении при выводе самолета из значительного правого крена самолет перешел в левый крен с опусканием носа самолета и столкнулся с землей на расстоянии 150 метров до торца ВПП с магнитным курсом 105°. В результате авиационного происшествия самолет полностью разрушился, пилот-инструктор и курсант погибли.

С учетом катастрофы самолета DA-40NG RA-02654, с 2010 по 2015 годы при выполнении учебных полетов в филиалах Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации и Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации произошло четыре авиационных происшествия, в том числе три катастрофы, приведшие к гибели 6 человек (3 пилота-инструктора и 3 курсанта).

Одно авиационное происшествие явилось следствием столкновения в воздухе вертолетов Ми-8Т (17.09.2012, авария вертолета Ми-8Т RA-22719 и серьезный инцидент с вертолетом Ми-8Т RA-22850 на посадочной площадке Калачинск).

Два авиационных происшествия (катастрофа самолета Як-18Т RA-44302 07.11.2012 в районе посадочной площадки Пителино и катастрофа самолета DA-40NG RA-01726 08.05.2014 в районе аэродрома Солдатская Ташла) были связаны с отказом (выключением) двигателя и последующей потерей управляемости в полете (вывод самолета на закритические углы атаки и режим сваливания).

Информация о причинах авиационных происшествий и ссылки на окончательные отчеты по результатам расследований приведены в приложении к настоящему письму.

При расследовании указанных авиационных происшествий отмечались недостатки в подготовке и выполнении полетов, создающие угрозу безопасности полетов, в том числе:

1. Недостаточная подготовка пилотов-инструкторов.

1.1. При расследовании катастрофы самолета Як-18Т RA-44302 Сасовского ЛУГА, происшедшей 07.11.2012, было обращено внимание на то, что после окончания летного училища (в 2003 году) пилот-инструктор в течение 4,5 лет имел относительно малый налет, весь в качестве помощника командира самолета (второго пилота) Ту-22МЗ. После этого был двухлетний перерыв в летной работе.

Подготовка пилота-инструктора к полетам в качестве КВС самолета Ан-2, проведенная на базе Сасовского ЛУГА, существенно отличалась от подготовки КВС в авиакомпаниях гражданской авиации (составила меньшее количество часов). Тренировка будущего КВС в качестве второго пилота в производственных условиях по типовой программе авиакомпании составляла от 300 до 500 часов, а по программе Сасовского ЛУГА - 45 часов 40 минут. Тренировка-проверка командира ВС-стажера в производственных условиях в Сасовском ЛУГА не была предусмотрена, при том что по ППЛС авиакомпании составляет не менее 100 часов.

1.2. При расследовании катастрофы самолета DA-40NG RA-01726 ФГБОУ ВПО "УВАУ ГА (И)", происшедшей 08.05.2014, было отмечено, что пилот-инструктор имел перерыв в летной работе с 1998 по 2007 год.

Самолет DA-40NG должен эксплуатироваться в соответствии с РЛЭ на английском языке. Пилот-инструктор не имел достаточного уровня знаний английского языка для изучения РЛЭ самолета DA-40NG на английском языке.

По представленным документам комиссия по расследованию не смогла однозначно определить, когда и в каком объеме проводились тренировки и проверка пилота-инструктора по выводу самолета из сваливания.

2. Недостатки в организации учебных полетов и подготовки к ним.

2.1. Комиссией по расследованию катастрофы самолета DA-40NG RA-01726 ФГБОУ ВПО "УВАУ ГА (И)", происшедшей 08.05.2014, было установлено, что в соответствии с учебным планом курсант прошел теоретическую подготовку на самолет первоначального обучения Як-18Т, однако к летному обучению не приступил (после катастрофы самолета Як-18Т RA-44302 в Сасовском ЛУГА 07.11.2012 и последовавшего за этим запрета полетов на этом типе ВС в учебных заведениях гражданской авиации).

В ФГБОУ ВПО "УВАУ ГА (И)" были проведены дополнительные занятия по программе подготовки курсантов на самолет DA-40NG в объеме 246 часов. Теоретическая подготовка проводилась в процессе обучения по основной образовательной программе высшего образования. Изменение учебного плана привело к увеличению времени аудиторных занятий в отдельных случаях до 12 учебных часов в день (учебная нагрузка в неделю доходила до 72 учебных часов, при допустимой 54 часа в неделю).

Общий налет курсанта на тренажере перед началом полетов составил 3 часа 45 минут (в течение 3 дней), при этом перерывы между тренировками на тренажере составили 10 и 9 дней. Отработка действий в особых случаях в полете тренажерной подготовкой не предусматривалась.

Посадка курсанта в самолет для выполнения первого (ознакомительного) полета производилась при нахождении самолета на середине ВПП с работающим двигателем, в результате чего была нарушена процедура, установленная Комплексным курсом подготовки пилотов коммерческой авиации на самолетах DA-40, DA-42 и их модификациях. Таким образом, пилот-инструктор не выполнил (пропустил) ряд предусмотренных Комплексным курсом подготовки пилотов коммерческой авиации на самолетах DA-40, DA-42 и их модификациях процедур, с которыми он должен был ознакомить обучаемого, что могло вызвать у последнего рост психоэмоционального напряжения, а также привести к нарушению ранее отрабатываемых (в ходе тренажерной подготовки) стереотипов деятельности.

2.2. В ходе расследования аварии вертолета Ми-8Т RA-22719, происшедшей 17.09.2012, были выявлены недостатки в организации учебных полетов на посадочной площадке Калачинск Омского летно-технического колледжа гражданской авиации, в том числе:

отсутствие схем выполнения полетов и разъяснений порядка выполнения полетов по большому и стандартному кругу при выполнении полетов по ПВП, что создавало условия для сближения вертолетов после 4-го разворота;

отсутствие установленной фразеологии радиообмена между экипажем и диспетчером, предусматривающей доклад на 3-м развороте о номере выбранной площадки для посадки и доклад о выполнении 4-го разворота;

отсутствие методических рекомендаций инструкторскому и диспетчерскому составу по выполнению полета по кругу с заходом на посадку на режиме самовращения несущего винта и определения номеров площадок для выполнения посадок на режиме самовращения несущего винта;

отсутствие планирования использования площадок для посадок вертолетов перед началом летной смены.

Предлагаю:

1. Руководителям территориальных органов Росавиации довести данную информацию до сведения руководителей организаций гражданской авиации, образовательных учреждений гражданской авиации, авиационных учебных центров и эксплуатантов воздушных судов АОН.

2. Руководителям организаций гражданской авиации, эксплуатирующих однодвигательные самолеты, руководителям образовательных учреждений гражданской авиации и руководителям авиационных учебных центров:

2.1. провести теоретические занятия с летным составом по действиям при отказе (самовыключении) двигателя в полете, обратив при этом внимание на:

требования РЛЭ по порядку выполнения аварийной посадки при отказе двигателя на различных этапах полета;

требования РЛЭ относительно возможности безопасного выполнения разворотов в зависимости от высоты полета, а также допустимые значения углов крена и скорости при выполнении разворотов с неработающим двигателем;

дальность и минимально допустимую скорость планирования с неработающим двигателем;

признаки приближения самолета к режиму сваливания и действия при этом.

2.2. рассмотреть необходимость проведения внеочередной тренажерной подготовки (тренажей в кабине пилотов) летно-инструкторского состава по действиям при отказе (самовыключении) двигателя на различных этапах полета.

2.3. при проведении упражнений летной подготовки, предусмотренных программами КУЛП и ППЛС, исключить возможность несанкционированного выполнения элементов, не включенных в программы КУЛП и ППЛС.

3. Ректорам ФГБОУ ВПО "Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)" и ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации" совместно разработать и до 15.07.2015 представить в Росавиацию обоснованные предложения по повышению безопасности полетов при выполнении учебных полетов.

Руководитель

А.В.НЕРАДЬКО