Документ не применяется. Подробнее см. Справку

2. Периодические печатные издания, участвующие в освещении избирательного процесса, размещении предвыборной агитации

2. Периодические печатные издания, участвующие

в освещении избирательного процесса, размещении

предвыборной агитации

В соответствии со статьей 55 Федерального закона можно выделить пять категорий периодических печатных изданий:

1) К первой категории Закон относит периодические печатные издания, учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы, организации, учреждения и / или в случае, когда редакция данного периодического печатного издания финансировалась не менее чем на 15 процентов от своего бюджета за год, предшествующий дню официального назначения выборов, за счет средств, выделенных федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации (в дальнейшем для целей настоящих методических рекомендаций "государственные периодические печатные издания"). Они подразделяются на:

А) Печатные издания, распространяемые на территории половины или более чем половины субъектов Российской Федерации (в дальнейшем для целей настоящих методических рекомендаций - "государственные общероссийские печатные издания").

Б) Печатные издания, распространяемые на территории менее чем половины субъектов Российской Федерации (в дальнейшем для целей настоящих методических рекомендаций "государственные региональные печатные издания").

Зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, зарегистрировавшие федеральные списки кандидатов, имеют право на предоставление им печатной площади в государственных общероссийских и региональных печатных изданиях, выходящих не реже одного раза в неделю:

а) бесплатно;

б) на равных условиях (объем предоставляемой печатной площади, место на полосе, шрифт и др.).

Бесплатная печатная площадь (даты бесплатных публикаций предвыборных агитационных материалов) распределяются путем жеребьевки согласно поданным заявкам. Жеребьевка должна быть проведена редакциями периодических печатных изданий в течение недели после завершения регистрации кандидатов, федеральных списков кандидатов; заявки подаются зарегистрированными кандидатами, региональными группами кандидатов, избирательными объединениями, избирательными блоками. При проведении жеребьевки вправе присутствовать члены соответствующих избирательных комиссий и лица, указанные в п. 1 ст. 29 Закона. Результаты жеребьевки оформляются протоколом.

Предоставляемые квоты бесплатной печатной площади определяются делением общего объема выделяемой бесплатной площади на количество заявок в жеребьевке. Закон устанавливает минимум еженедельно выделяемого объема бесплатной площади периодического печатного издания - не менее 10 процентов еженедельной печатной площади в период, установленный в пункте 3 статьи 57.

Кандидат, зарегистрированный по одномандатному избирательному округу, не вправе воспользоваться бесплатной печатной площадью в государственных общероссийских изданиях, если он одновременно включен в общефедеральную часть федерального списка кандидатов избирательного объединения, избирательного блока.

Кандидат, зарегистрированный по одномандатному избирательному округу, в том случае, если он включен в региональную группу кандидатов федерального списка кандидатов одного и того же избирательного объединения, избирательного блока, может использовать бесплатную печатную площадь в государственных региональных печатных изданиях либо как кандидат от данного одномандатного избирательного округа, либо как кандидат, включенный в региональную группу кандидатов.

Объем печатной площади, выделяемой государственным региональным изданием региональной группе кандидатов в каждом субъекте Российской Федерации, определяется следующим образом. Квота печатной площади, предоставляемая соответствующим изданием кандидату от одномандатного округа в данном субъекте Российской Федерации, умножается на число одномандатных избирательных округов в данном субъекте. Однако этот объем не может превышать данную квоту более чем в три раза. При этом соответствующими редакциями должен быть предоставлен равный объем печатной площади кандидатам от одномандатных избирательных округов, региональным группам кандидатов, с учетом указанного соотношения.

Общий объем бесплатно предоставляемой печатной площади редакции периодических печатных изданий обязаны декларировать не позднее чем через двадцать дней после официального назначения выборов.

Размещение предвыборных агитационных материалов начинается за сорок дней до дня голосования и заканчивается за день до голосования. Данная норма распространяется и на бесплатно предоставляемые печатные площади и на площади, предоставляемые на платной основе государственными печатными изданиями.

В соответствии с пунктом 7 статьи 18 Закона государственные периодические печатные издания должны предоставлять возможность избирательным комиссиям по выборам депутатов Государственной Думы для размещения печатной информации, для информирования избирателей в порядке, установленном Законом.

Платное предоставление печатных площадей

государственными печатными изданиями

Государственные общероссийские и региональные печатные издания обязаны резервировать печатные площади для размещения предвыборных агитационных материалов на платной основе.

Зарегистрированные кандидаты, региональные группы кандидатов, избирательные объединения, избирательные блоки вправе получить определенный объем печатной площади за соответствующую плату. Размер оплаты должен быть единым для всех соискателей. Он должен быть опубликован редакцией периодического печатного издания не позднее чем через двадцать дней со дня официального назначения выборов.

Процедура предоставления платных печатных площадей соответствует процедуре предоставления бесплатных печатных площадей. Общий объем предоставляемой изданием платной печатной площади не может быть меньше общего объема предоставляемой бесплатной печатной площади, но не может превышать данный объем более чем в два раза.

Доля каждого из соискателей определяется путем деления общего объема зарезервированной изданием платной печатной площади на общее число зарегистрированных кандидатов, региональных групп кандидатов либо избирательных объединений, избирательных блоков, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов.

Отказ от использования предоставленной печатной площади после проведения жеребьевки не дает право редакциям периодических печатных изданий использовать в дальнейшем эту площадь для размещения предвыборных агитационных материалов. Она может быть использована по усмотрению редакций в любых других целях. Кандидат, избирательное объединение, избирательный блок, региональные группы кандидатов о своем отказе обязаны поставить редакцию в известность не позднее чем за пять дней до дня публикации.

2) Вторую категорию составляют муниципальные периодические печатные издания - издания, учредителями (соучредителями) которых являются органы местного самоуправления или если редакции данных периодических печатных изданий финансировались не менее чем на 15 процентов своего бюджета за год, предшествующий дню официального назначения выборов, за счет средств, выделенных органами местного управления.

Закон не возлагает на указанные периодические печатные издания обязанностей по предоставлению бесплатных печатных площадей для размещения предвыборных агитационных материалов, а также не возлагает обязанностей по резервированию печатных площадей для размещения предвыборных агитационных материалов на платной основе.

Способы предоставления равных возможностей для размещения предвыборных агитационных материалов кандидатам в депутаты, избирательным объединениям, избирательным блокам определяются данными периодическими печатными изданиями самостоятельно.

В соответствии с пунктом 4 статьи 55 Закона допускается отказ указанных периодических печатных изданий от размещения предвыборных агитационных материалов при условии их полного неучастия в агитационной деятельности в какой бы то ни было форме.

3) Третью категорию составляют официальные государственные периодические печатные издания (пункт 18 статьи 57) - печатные издания, учрежденные органами законодательной (представительной), исполнительной и судебной власти, а также органами местного самоуправления исключительно для издания их официальных материалов и сообщений, нормативных и иных актов.

Официальные государственные периодические печатные издания не вправе публиковать предвыборные агитационные материалы, а также редакционные материалы, освещающие избирательную кампанию.

4) К четвертой категории относятся специализированные периодические печатные издания (пункт 10 статьи 55) - издания культурно - просветительского, детского, научного, технического содержания и иного.

Специализированные периодические печатные издания вправе отказаться от публикации любых предвыборных агитационных материалов, при условии полного неучастия в освещении избирательного процесса.

5) Пятую категорию составляют частные (негосударственные) периодические печатные издания, которые также подразделяются на общероссийские и региональные аналогично изданиям с государственным участием, т.е. по территории распространения.

Негосударственные (частные) периодические печатные издания (общероссийские и региональные) имеют право за соответствующую плату, в соответствии с продекламированными тарифами, публиковать предвыборные агитационные материалы зарегистрированных кандидатов, федеральных списков кандидатов с момента их регистрации на основе заключенных договоров.

Негосударственные (частные) периодические печатные издания (общероссийские и региональные) обязаны соблюдать требование пункта 14 статьи 57 Закона о предоставлении равных условий при оплате всем кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам. В случае несоблюдения данного требования, а также требований, содержащихся в пункте 8 статьи 55, эти издания не вправе предоставлять свою печатную площадь для целей предвыборной агитации.