Документ не применяется. Подробнее см. Справку

Раздел IХ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПАРОХОДСТВ, ГРУЗООТПРАВИТЕЛЕЙ, ГРУЗОПОЛУЧАТЕЛЕЙ И ПАССАЖИРОВ

Раздел IХ

Ответственность пароходств,

грузоотправителей, грузополучателей

и пассажиров

179. Пароходства, грузоотправители, грузополучатели и пассажиры несут материальную ответственность за перевозки на основании настоящего Устава.

Всякие предварительные соглашения пароходств с грузоотправителями, грузополучателями или пассажирами, имеющие целью изменить или устранить ответственность, возложенную на пароходства, грузоотправителей, грузополучателей или пассажиров, считаются недействительными, и всякие отметки об этом в накладной, не предусмотренные настоящим Уставом или Правилами, не имеют силы.

180. За невыполнение перевозок грузов в количестве, установленном планом на данный месяц, пароходства и грузоотправители несут материальную ответственность.

Пароходство, не подавшее тоннаж для перевозки грузов или тягу для буксировки плотов, а также грузоотправитель, не предъявивший груза или древесины в плотах или предъявивший их в меньшем количестве, чем это предусмотрено планом, обязаны уплатить 25% провозной платы за все непредъявленное или невывезенное, но подготовленное к погрузке количество груза.

Если грузоотправитель предъявил груз или плот в состоянии, не соответствующем действующим Правилам перевозки и буксировки, и не привел его в надлежащее состояние в срок, обеспечивающий своевременную отправку или погрузку, этот груз или плот считается непредъявленным.

Подача пароходством тоннажа, непригодного или не подготовленного для перевозки данного груза, приравнивается к неподаче тоннажа.

Непригодность или неподготовленность тоннажа должна быть установлена актом, подписываемым обеими сторонами. В случае разногласия непригодность тоннажа удостоверяется представителем судоходной инспекции или Речного Регистра СССР, а при их отсутствии - представителем исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся.

Такую же ответственность несут пароходства и грузоотправители за невыполнение обязательств по внеплановой и сверхплановой перевозке или буксировке по заявкам грузоотправителей, принятым пароходствами.

При работе по декадным заявкам штраф за невыполнение плана исчисляется в итоге за месяц, а при работе по календарным графикам - по каждому судну или плоту, предусмотренному графиком.

181. За опоздание подачи тоннажа или тяги, а также за опоздание предъявления грузов или плотов при работе по календарным графикам стороны уплачивают штраф в размере, установленном тарифами.

При работе по календарному графику опозданием считается задержка подачи судов или предъявления грузов или плотов, не превышающая 24 ч при ежедневном отправлении по графику, а в остальных случаях - задержка, не превышающая интервала между отправлениями по графику, но не более 72 ч.

При неподаче судна или непредъявлении груза или плота по истечении указанного времени график считается невыполненным и стороны уплачивают штраф в размере 25% провозной платы за непредъявленное или невывезенное количество груза.

Уменьшение декадными или пятидневными календарными графиками количества груза или количества тоннажа и тяги против количеств, предусмотренных планом на данный месяц, считается невыполнением плана, и сторона, по требованию которой произведено это уменьшение, несет установленную материальную ответственность.

При восполнении в последующие декады или пятидневки данного месяца не предъявленных по графику грузов или плотов, а также тоннажа или тяги размер штрафа снижается на 50%.

182. За непредоставление грузоотправителю контейнеров под погрузку грузов в количестве, предусмотренном в плане на месяц, а также за невыполнение грузоотправителем плана перевозки грузов в контейнерах, за неиспользование подаваемых под погрузку контейнеров или за отказ от предусмотренных планом контейнеров виновная сторона уплачивает штраф в размере:

Размеры штрафов, предусмотренные данной статьей, увеличены:

- Постановлением Правительства РФ от 26.05.1992 N 347 в 14.5 раза;

- Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 95 в 41.1 раза;

- Постановлением Правительства РФ от 28.04.1995 N 433 в 9,6 раза.

по 30 руб. за контейнер массой брутто 30 т,

по 20 руб. за контейнер массой брутто 20 т,

по 10 руб. за контейнер массой брутто 10 т,

по 5 руб. за контейнер массой брутто 5 т,

по 3 руб. за контейнер массой брутто 3 т,

по 1 р. 50 к. за контейнер массой брутто менее 3 т

(в ред. Постановления Совета Министров СССР от 21 августа 1974 г. N 650)

183. Грузоотправитель освобождается от ответственности, предусмотренной ст. 180, 181 и 182 настоящего Устава, если груз или плот не был предъявлен:

а) вследствие явлений стихийного характера, в частности шторма, наводнения, затопления шахт и рудничных карьеров, а также аварий на предприятиях, вызвавших прекращение производства на срок не менее трех суток;

б) вследствие запрещения или ограничения перевозки грузов или буксировки плотов (ст. 63);

в) при неиспользовании тоннажа, тяги и контейнеров, поданных грузоотправителю сверх плановых норм в порядке сгущения, без установленного предупреждения, а равно без согласия грузоотправителя в тех случаях, когда такое согласие требуется;

г) вследствие задержки пароходством доставки плотов в пункты переформирования при условии своевременного предъявления плотов к буксировке в начальных пунктах отправления;

д) вследствие задержки пароходством доставки нефтегрузов в пункты передачи их одним пароходством другому для дальнейшей перевозки по новым транспортным документам, при условии своевременного предъявления грузоотправителем нефтегрузов к перевозке в начальных пунктах отправления.

184. Пароходство освобождается от ответственности, предусмотренной ст. 180, 181 и 182 настоящего Устава, если тоннаж или тяга не были поданы или поданы с опозданием против графика:

а) вследствие явлений стихийного характера, в частности шторма, наводнения или прекращения прохода судов под мостами вследствие высоких горизонтов воды;

б) вследствие запрещения или ограничения перевозки грузов или буксировки плотов (ст. 63);

в) вследствие задержки грузоотправителем судов под разгрузкой. В этом случае пароходство освобождается от уплаты штрафа за неподачу данному грузоотправителю того количества судов, которое было задержано под разгрузкой или не могло быть подано под погрузку по этой причине.

185. При определении размера ответственности за непредъявление к буксировке плотов отправитель и пароходство освобождаются от ответственности за то количество древесины в плотах, которое было отбуксировано в течение предыдущего месяца сверх плана.

186. Выполнение плана перевозок учитывается в учетной карточке, которая ведется отдельно по каждому грузоотправителю и роду груза. Форма и правила составления учетной карточки утверждаются Министерством речного флота.

Учетная карточка подписывается начальником порта (пристани) отправления и представителем грузоотправителя по окончании каждых отчетных суток.

По окончании месяца начальник порта (пристани) или пароходство не позднее 10-го числа следующего месяца сообщает грузоотправителю расчет по причитающимся пароходству и грузоотправителю суммам штрафа за невыполнение плана перевозок. Суммы, причитающиеся пароходству или грузоотправителю, подлежат уплате в пятидневный срок.

187. За невыполнение плана буксировки судов стороны несут взаимную ответственность по ст. 179, 180, 181, 183, 184 и 186 настоящего Устава.

188. За просрочку доставки груза или плота пароходство уплачивает грузополучателю штраф в размере:

10% провозной платы при просрочке до 1/10 срока;

20% провозной платы при просрочке до 2/10 срока;

30% провозной платы при просрочке до 3/10 срока;

40% провозной платы при просрочке до 4/10 срока;

50% провозной платы при просрочке, превышающей 4/10 срока.

За просрочку доставки багажа, а также за задержку по вине пароходства выдачи прибывших грузов со складов портов (пристаней) пароходство уплачивает грузополучателю или предъявителю багажной квитанции штраф в размере:

5% провозной платы при просрочке до 1/10 срока;

10% провозной платы при просрочке до 2/10 срока;

15% провозной платы при просрочке до 3/10 срока;

20% провозной платы при просрочке до 4/10 срока;

25% провозной платы при просрочке, превышающей 4/10 срока.

Если срок доставки менее 6 сут, то размер штрафа снижается на 50%.

Возмещение ущерба, причиненного порчей груза вследствие просрочки его доставки, не освобождает пароходство от уплаты штрафа за просрочку доставки груза.

(В ред. Постановления Совета Министров СССР от 22 июля 1969 г. N 571)

189. Пароходство освобождается от ответственности за просрочку доставки груза, багажа или плота:

а) если просрочка произошла вследствие обстоятельств, которые пароходство не могло предотвратить и устранение которых от него не зависело;

б) при наличии извещения о замедлении движения, опубликованного в установленном порядке (ст. 90);

в) если грузополучатель не вывез прибывшего с просрочкой груза в течение суток, а при судовой отправке - в течение 3 сут после объявления или уведомления о прибытии его или не принял плот в течение суток со дня окончания буксировки;

г) если грузополучатель в течение 24 ч с момента прибытия судна не принял его под разгрузку.

(В ред. Постановления Совета Министров СССР от 22 июля 1969 г. N 571)

190. Грузоотправитель или грузополучатель имеет право считать груз утраченным и требовать возмещения за утрату груза, если этот груз не был выдан грузополучателю в течение 30 дней по истечении срока доставки, а при перевозке груза в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении - по истечении четырех месяцев со дня приема груза к перевозке.

Однако, если груз прибыл по истечении указанных выше сроков, грузополучатель обязан принять груз и возвратить уплаченную пароходством сумму за утрату груза.

191. За сохранность груза с момента принятия его к перевозке и до выдачи его грузополучателю или до передачи его согласно установленным правилам другому предприятию или учреждению пароходство несет ответственность, если оно не докажет, что утрата, порча или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые пароходство не могло предотвратить и устранение которых от него не зависело, в частности, вследствие:

а) вины грузоотправителя или грузополучателя;

б) сдачи груза к перевозке без указания в накладной его особых свойств, требующих особых условий или мер предосторожности для сохранения груза при перевозке или хранении;

в) особых естественных свойств перевозимого груза, вызвавших его поломку, ржавчину, внутреннюю порчу и тому подобные последствия;

г) сдачи к перевозке груза, влажность которого превышает установленную норму;

д) недостатков тары или упаковки, которые не могли быть замечены по наружному виду при приемке груза к перевозке.

192. Пароходство не отвечает за утрату, уменьшение веса, порчу или повреждение принятого к перевозке груза, если утрата, уменьшение веса, порча или повреждение произошли вследствие:

а) обстоятельств, связанных с погрузкой или выгрузкой, если погрузка или выгрузка производилась средствами грузоотправителя или грузополучателя;

б) перевозки на палубе или в беспалубном судне груза, допускаемого Правилами к такой перевозке, если недостача или повреждение произошли в силу естественных причин, связанных с этим способом перевозки, или если груз прибыл в исправном судне, без перегрузки в пути с исправной защитной маркировкой, исправной увязкой или при наличии других признаков, свидетельствующих о сохранности груза;

в) непринятия мер, необходимых для сохранения груза, проводником грузоотправителя или грузополучателя, сопровождающим груз;

г) применения тары, не соответствующей свойствам груза или установленным стандартам, при отсутствии следов повреждения тары в пути;

д) естественной убыли веса груза при перевозке в пределах норм, установленных Советом Министров СССР, а также вследствие снижения процента влажности груза за время перевозки.

Если утрата, уменьшение веса, порча или повреждение груза могли произойти вследствие одной или нескольких из указанных причин, то предполагается, что они произошли от этих причин, пока предъявитель претензии или иска не докажет иного. Это предположение не относится к случаям, предусмотренным в пункте "б", если произошла утрата целых мест.

Пароходство не отвечает за разницу в весе груза, принятого к перевозке по весу, определенному грузоотправителем без участия пароходства, если не доказано, что уменьшение веса произошло вследствие частичной утраты или повреждения груза. В этом случае ответственность за разницу в весе несет грузоотправитель.

193. В случаях, когда груз был погружен средствами грузоотправителя и прибыл в исправном судне, с исправными пломбами порта (пристани) отправления или грузоотправителя или за двумя пломбами (грузоотправителя и пароходства), пароходство несет ответственность за недостачу груза, если предъявитель претензии или иска докажет, что недостача груза явилась результатом утраты или повреждения груза пароходством.

194. При перевозке массовых однородных наливных, навалочных и насыпных грузов, следующих по разным накладным от одного грузоотправителя и обезличенных в процессе перевозки и перевалки, естественная убыль исчисляется исходя из общего веса обезличенного в пути груза.

Расчеты по количеству принятых к перевозке и сданных получателям нефтеналивных грузов производятся в итоге за навигацию в соответствии с Правилами.

Перечень других грузов, по которым расчеты за недостачи и излишки при перевозке производятся в итоге за навигацию, устанавливается Министерством речного флота по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами.

Недостача или излишек перевозимого навалом, насыпью или наливом, с перевалкой или перегрузкой в пути груза, отгруженного одним грузоотправителем в адрес одного грузополучателя и прибывшего в исправных судах, без следов утраты в пути, определяется на основании результатов проверки всей партии одновременно выданного груза.

Такой же порядок применяется при перевозке массовых однородных грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном и в прямом водном сообщении.

195. Пароходство возмещает ущерб, причиненный при перевозке груза, в следующих размерах:

а) за утрату груза - в размере действительной стоимости утраченного груза;

б) за утрату груза, сданного к перевозке с объявленной ценностью, - в размере объявленной ценности, а в случае, если пароходство докажет, что объявленная ценность превышает действительную стоимость, - в размере действительной стоимости;

в) за повреждение груза - в сумме, на которую понизилась его стоимость.

В случае использования пароходством для своих нужд какого-либо груза, принятого к перевозке, виновные привлекаются к ответственности, а пароходство возмещает стоимость груза в двойном размере.

196. Стоимость утраченного или поврежденного пароходством груза определяется исходя из оптовой, заготовительной или закупочной цены с добавлением к этой цене:

а) стоимости тары по ценам прейскуранта, если эта стоимость не входит в цену товара;

б) суммы дополнительных расходов грузоотправителя на доставку груза до порта (пристани) отправления или до порта (пристани) назначения в тех случаях, когда эти расходы не входят в цену товара.

Сумма, подлежащая возмещению пароходством за утрату, порчу или повреждение груза, исчисляется на основании счета поставщика, а в тех случаях, когда расчет за груз между грузоотправителями и грузополучателями через Госбанк СССР не производится, - на основании другого документа, заменяющего счет. Когда поставщик или грузополучатель обязан по перевозимому грузу платить налог с оборота, а в счет поставщика налог не включен, то к сумме счета добавляется сумма налога с оборота.

Стоимость грузов, принадлежащих отдельным гражданам, определяется по продажным розничным ценам государственных и кооперативных организаций в пункте назначения в момент выдачи груза.

197. За задержку контейнеров под погрузкой или разгрузкой и за несвоевременный возврат их грузоотправители и грузополучатели уплачивают штраф в размере:

Размеры штрафов, предусмотренные данной статьей, увеличены:

- Постановлением Правительства РФ от 26.05.1992 N 347 в 15.6 раза;

- Постановлением Правительства РФ от 24.01.1993 N 55 в 5.2 раза;

- Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 95 в 9.7 раза;

- Постановлением Правительства РФ от 28.04.1995 N 433 в 9,6 раза.

90 коп. в час за контейнер массой брутто 30 т,

60 коп. в час за контейнер массой брутто 20 т,

30 коп. в час за контейнер массой брутто 10 т,

20 коп. в час за контейнер массой брутто 5 т,

10 коп. в час за контейнер массой брутто 3 т,

5 коп. в час за контейнер массой брутто менее 3 т.

(В ред. Постановления Совета Министров СССР от 21 августа 1974 г. N 650)

197.1. За недогруз контейнеров массой брутто 10, 20 и 30 тонн до технической нормы или полной грузоподъемности (вместимости) грузоотправитель уплачивает пароходству штраф в размере, предусматриваемом в тарифах на грузовые перевозки. Штраф не взыскивается, если грузоотправитель произвел догрузку контейнера.

(Введена Постановлением Совета Министров СССР от 21 августа 1974 г. N 650)

198. За неправильное указание грузоотправителем в накладной сведений о весе, количестве мест или наименования груза, а также за предъявление груза, запрещенного к перевозке, или груза, требующего при перевозке особых мер предосторожности, с неправильным указанием наименования или свойств груза, взыскивается штраф согласно тарифу, а также возмещаются причиненные пароходству убытки.

За указание грузоотправителем в накладной неправильных сведений о грузе, вызвавших уменьшение провозной платы, с него взыскивается, кроме провозной платы, штраф в размере удвоенной разницы между провозной платой, исчисленной на основании указания грузоотправителя, и суммой, причитающейся по действительному наименованию и количеству груза.

199. Грузоотправитель уплачивает штраф за простой судов и возмещает пароходству понесенные им расходы и убытки, возникшие вследствие того, что к накладной не были приложены документы, необходимые для выполнения таможенных, санитарных и других административных правил, или вследствие неполноты и неправильности этих документов (ст.69)

200. В случае задержки судна по вине грузоотправителя или грузополучателя под погрузкой, разгрузкой или в ожидании погрузки или разгрузки сверх установленного срока с грузоотправителя или грузополучателя взыскивается штраф в размере, устанавливаемом тарифом.

Грузоотправители освобождаются от ответственности за простой судов в случаях, когда простой вызван неподачей груза или порожнего тоннажа смежными пароходствами.

При систематических (неоднократных) простоях судов под погрузкой или разгрузкой по вине одного и того же грузополучателя или грузоотправителя начальник пароходства имеет право увеличивать ставки штрафа за простой судов, задержанных свыше 48 ч, до двукратного размера.

Повышенные ставки штрафа за простой судов могут быть введены лишь спустя 24 ч с момента объявления об этом в порту или специального уведомления грузоотправителей и грузополучателей, ответственных за простой судов.

Штраф за простой судов взыскивается независимо от штрафа за невыполнение плана перевозок грузов.

201. Штраф за простой судов и за задержку возврата контейнеров взыскивается пароходствами через кредитные учреждения в бесспорном порядке (без предварительного акцепта).

За систематическую злостную задержку судов под погрузкой и разгрузкой сверх установленных сроков виновные привлекаются к дисциплинарной или уголовной ответственности.

202. За неочистку судна после разгрузки, произведенной средствами грузополучателя (ст. 80), последний оплачивает пароходству стоимость работ по очистке в двукратном размере.

Пароходство имеет право отказаться от уборки неочищенного грузополучателем судна впредь до его очистки со взысканием с грузополучателя штрафа за простой судна под очисткой.

203. За повреждение частей судна или контейнера при погрузке или разгрузке средствами грузоотправителя или грузополучателя они уплачивают штраф в размере трехкратной стоимости ремонта поврежденных частей судна.

За повреждение судами береговых устройств и плавучих механизмов клиентуры пароходство уплачивает штраф в размере трехкратной стоимости ремонта поврежденных устройств или механизмов.

204. Помимо штрафов грузоотправитель или грузополучатель обязан возместить пароходству убытки, допущенные по их вине вследствие повреждения судна при погрузке или разгрузке, неправильной погрузки, упаковки или неправильного крепления груза.

205. По прибытии груза в порт (пристань) назначения всю ответственность перед пароходством по перевозке этого груза несет грузополучатель. При этом грузополучатель может взыскать на общем основании с грузоотправителя все уплаченные им пароходству штрафы и сборы вследствие неправильных действий грузоотправителя, а также суммы расходов и убытков, связанных с перевозкой.

Ответственность за повреждение или порчу груза, происшедшие вследствие несвоевременного вывоза при соблюдении пароходством правил хранения грузов, несет грузополучатель, если порча или повреждение произошли по этой причине.

Если груз был адресован грузополучателю, которого не оказалось в районе порта (пристани) назначения, ответственность перед пароходством несет грузоотправитель.

206. Пароходство несет ответственность за вред, причиненный им буксируемому судну или плоту.

Пароходство обязано возместить получателю стоимость древесины, распущенной при аварии буксируемого плота и не сданной по назначению, а также стоимость утраченного при аварии такелажа.

В том случае, когда сбор древесины возложен на лесосплавляющую организацию (ст. 136), пароходство, оплатившее получателю стоимость недоставленной древесины, может взыскать с организации, производящей сбор древесины, сумму, уплаченную получателю, за вычетом стоимости работ по сбору древесины.

Пароходство освобождается от ответственности, если докажет, что вред буксируемому судну или плоту был причинен, а древесина не могла быть собрана вследствие обстоятельств, которые оно не могло предотвратить и устранение которых от него не зависело.

207. За простой буксирующего судна вследствие неготовности предъявленного к буксировке судна или плота, задержки внесения платы за буксировку или задержки в пункте назначения приема доставленного судна или плота с владельца судна или плота или с получателя взыскивается в безакцептном порядке штраф в размере, установленном тарифом.

208. Пассажир, оказавшийся на судне без билета или в более высоком классе, чем обозначено на билете, подвергается штрафу в установленном размере.

Безбилетного пассажира, отказавшегося уплатить штраф и взять билет для дальнейшего следования, капитан удаляет с судна в ближайшем порту или пристани по пути следования судна; в этом случае штраф за проезд без билета взыскивается в принудительном порядке, установленном законом.

209. За непредоставление пассажиру на судне места, указанного в плацкарте, при отказе пассажира от предложенного ему другого места пароходство, помимо возврата суммы стоимости проезда и дополнительных доплат, уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном тарифом.

210. Пароходство несет ответственность за полную и частичную утрату и повреждение багажа в размере объявленной ценности, а если ценность багажа не объявлена, то в размере, установленном тарифом.

Пароходство освобождается от ответственности за утрату и повреждение багажа в случаях, указанных в ст. 191 и 192 настоящего Устава.

211. Забота о целости и сохранности ручной клади, перевозимой пассажиром с собой, лежит на обязанности пассажира.

За сохранность ручной клади пароходство несет ответственность лишь в том случае, если будет доказано, что утрата или повреждение клади произошли по вине пароходства.

212. За излишнюю ручную кладь, обнаруженную у пассажира, взимается штраф в размере 10 копеек за каждый килограмм.

Кроме того, пассажир обязан оплатить по багажному тарифу стоимость провоза излишней ручной клади от пункта выдачи билета до пункта его назначения.

Если пассажир не уплатит штрафа и не оплатит стоимости провоза излишней ручной клади, то причитающаяся с пассажира сумма взыскивается в принудительном порядке, установленном законом.

213. Пароходства несут материальную ответственность перед органами связи за утрату, повреждение или уничтожение перевозимой почты по вине пароходств в размере ответственности, которую несут органы связи перед отправителями или адресатами.

Взаимная ответственность пароходств и органов связи за замедление, задержку почтовых отправлений, а также за задержку судов, перевозящих почту, определяется Положением о перевозке почты по внутренним водным путям СССР, утверждаемым совместно Министерством речного флота и Министерством связи СССР.