Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

III. Проверка требований, содержащихся в главе III Правил "Общие требования к учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации"

III. Проверка требований, содержащихся в главе III Правил

"Общие требования к учету и контролю радиоактивных

веществ и радиоактивных отходов в организации"

9. По пункту 11 в организации проверяется ведение учета РВ и РАО на основе отнесения их к соответствующим группам:

к группе ЗРИ, в том числе входящие в состав приборов (изделий, установок), если начальная активность радионуклидов в них превышает значения минимально значимой активности, указанные в приложении N 3 к Правилам (для смеси радионуклидов - если сумма отношений паспортных значений активностей радионуклидов к их табличным значениям превышает единицу);

к группе открытых радионуклидных источников (далее - ОРИ), если активность радионуклидов в них превышает соответствующие значения, указанные в приложении N 3 к Правилам (для смеси радионуклидов - если сумма отношений паспортных значений удельных активностей радионуклидов к табличным значениям удельных активностей превышает единицу);

к РАО, если удельная активность радионуклидов в них превышает соответствующие значения минимально значимой удельной активности в РАО, указанные в приложении N 3 к Правилам;

к ядерным материалам (далее - ЯМ) в соответствии с приложением N 4 к Правилам, включая изделия из обедненного урана, не состоящие на учете в системе государственного учета и контроля ЯМ. Суммарная масса ЯМ определяется согласно приложению N 5 к Правилам;

к РВ, содержащимся в отработавшем ядерном топливе (далее - ОЯТ) и подлежащим учету в системе государственного учета и контроля ЯМ и в системе государственного учета и контроля РВ и РАО;

к радионуклидам, содержащимся в выбросах в атмосферу;

к радионуклидам, содержащимся в сбросах сточных вод.

При проверке учитывается, что если организация осуществляет обращение только с ЗРИ и суммарная масса плутония-239 в плутонии, содержащем менее 60% плутония-238, и урана-235 в уране с обогащением по урану-235 более 20% (данные о процентном содержании должны быть отражены в паспорте на источник), содержащаяся в источниках, состоящих на учете в организации, превышает 800 г, то ЯМ, содержащиеся в ЗРИ, состоящих на учете в организации, подлежат учету и контролю в системе государственного учета и контроля ЯМ.

Одновременно надо учитывать, что если суммарная масса плутония-239 в плутонии, содержащем менее 60% плутония-238, и урана-235 в уране с обогащением по урану-235 более 20%, содержащаяся в источниках, состоящих на учете в организации, не превышает 800 г, а масса ЯМ в единичном ЗРИ превышает значения, указанные в таблице приложения N 4 к Правилам, то с учетом пункта 20 "Основных правил учета и контроля ядерных материалов" (НП-030-12), утвержденных Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N 255 от 17 апреля 2012 г. (далее - НП-030-12), ЯМ, содержащиеся только в этом ЗРИ, учитываются в рамках системы учета и контроля ЯМ, а остальные ЗРИ, масса ЯМ в которых не превышает минимальные значения, подлежат учету в системе государственного учета и контроля РВ и РАО.

В ходе проведения инспекции необходимо учитывать, что проверяемая организация может иметь широкий спектр РВ и РАО, а также ЯМ и, соответственно, может иметь две системы учета и контроля - ЯМ и РВ. И наоборот, может иметь узкую номенклатуру РВ (например, единственный ЗРИ в составе технологической или медицинской облучательной установки).

С учетом перечисленных условий должен определяться круг проверяемых вопросов.

Специальный вопрос, который представляет особую сложность, - проверка достоверности "пограничных" количественных критериев (искусственного занижения количества ядерных материалов, чтобы они не подпадали под государственный учет и контроль ядерных материалов как ядерные материалы).

При проверке ведения учета в организации необходимо обратить внимание на то, что:

если имеется система учета и контроля ЯМ, то все ОРИ на основе ЯМ, учитываются в системе учета и контроля ЯМ;

если нет системы учета и контроля ЯМ и ОРИ, содержащие ЯМ, учитываются в системе учета и контроля РВ и РАО, то необходимо проверить, что сумма ЯМ во всех ОРИ не более предельных количеств, указанных в приложении N 4 к Правилам;

если в ОРИ содержатся ЯМ в количествах не более чем указанные в приложении N 4 к Правилам и организация не имеет системы учета и контроля ЯМ, то они учитываются в системе учета и контроля РВ и РАО;

РВ, содержащиеся в ОЯТ, подлежат учету в системе государственного учета и контроля ЯМ и в системе государственного учета и контроля РВ и РАО только по массе и активности;

с учетом пункта 20 НП-030-12 защитные контейнеры транспортных упаковочных комплектов, радиационные головки гамма-дефектоскопов, облучательные головки гамма-терапевтических аппаратов, транспортно-перезарядные контейнеры и другие подобные им специфические изделия, применяемые для радиационной защиты, учитываются как ЗРИ, независимо от массы обедненного урана, используемого в качестве носителя изотопов водорода.

Одновременно учитывается, что если изделия изготовлены из природного или обогащенного урана либо не используются по назначению, то учет и контроль таких изделий осуществляется в соответствии с требованиями пункта 11 Правил.

10. По пункту 13 проверяется, что в организации при учете и контроле РВ, РАО учетными единицами являются:

для ЗРИ - отдельный источник, упаковка однотипных ЗРИ, имеющая только один паспорт до момента ее разукомплектования;

для изделия из обедненного урана - отдельное изделие;

для ОРИ в виде отдельного изделия - отдельный источник;

для ОРИ, кроме отдельных изделий, - определенное количество радиоактивного препарата в фасовке либо партия РВ однородного радионуклидного состава;

для РАО, кроме отработавших ЗРИ, - упаковка, партия РАО однородного радионуклидного состава, законсервированное хранилище;

для РАО в виде отработавшего ЗРИ - отдельный источник или упаковка с иммобилизированными ЗРИ;

для ОЯТ - выемная часть (активная зона транспортного реактора), облученная тепловыделяющая сборка, облученный тепловыделяющий элемент.

11. По пункту 14 в организации проверяется наличие:

организационно-распорядительного документа о создании централизованной службы (назначении подразделения), ведущей учет и контроль РВ и РАО в организации, осуществляющей обращение с ЗРИ 1 и 2 категорий, ОРИ, высокоактивными РАО, при наличии в ней нескольких подразделений, в которых осуществляется деятельность с РВ и РАО;

обязанности по предоставлению информации в систему государственного учета и контроля РВ и РАО в положении о централизованной службе (подразделении), осуществляющей учет и контроль РВ и РАО;

разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии при назначении на должности, предусмотренные Перечнем должностей работников объектов использования атомной энергии, которые должны получать разрешения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на право ведения работ в области использования атомной энергии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 1997 г. N 240 (далее - Перечень), у начальника службы, осуществляющей учет и контроль РВ и РАО, а также лица, его замещающего.

При инспекции проверяется, что для организаций, которые имеют один ЗРИ 1 категории, в соответствии с пунктом 16 Правил приказом руководителя организации или лица, им уполномоченного, должно быть определено лицо, ответственное за учет и контроль РВ и РАО в организации, предоставление отчетных документов, установленных в системе государственного учета и контроля РВ и РАО.

12. По пункту 15 в организации проверяется наличие:

организационно-распорядительного документа о создании централизованной службы либо определении лица, ответственного за учет и контроль РВ и РАО в организации, осуществляющей обращение с ЗРИ 3 - 5 категорий и с неотносящимися к высокоактивным РАО, при наличии в ней нескольких подразделений, в которых осуществляется деятельность с РВ и РАО;

обязанности по предоставлению информации в систему государственного учета и контроля РВ и РАО в положении о службе, осуществляющей учет и контроль РВ и РАО, либо должностной инструкции лица, ответственного за учет и контроль РВ, РАО в организации;

разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии при назначении на должности, предусмотренные Перечнем, у начальника службы, осуществляющей учет и контроль РВ и РАО, а также лица, его замещающего.

13. По пункту 16 в организации проверяется наличие:

организационно-распорядительного документа, в котором определено лицо, ответственное за учет и контроль РВ и РАО в организации, осуществляющей обращение с РВ и РАО, при наличии в ней одного подразделения, в котором осуществляется деятельность с РВ и РАО;

обязанности по предоставлению информации в систему государственного учета и контроля РВ и РАО в должностной инструкции лица, ответственного за учет и контроль РВ и РАО в организации;

разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии при назначении на должности, предусмотренные Перечнем, у лица, осуществляющего работы по учету и контролю РВ и РАО в организации, а также лица, его замещающего.

14. По пункту 17 проверяется наличие в организации (территориально обособленном подразделении) инструкции по учету и контролю РВ и РАО, разработанной в соответствии с требованиями Правил, утвержденной руководителем организации или лицом, им уполномоченным.

15. По пункту 18 проверяется, что в инструкции организации (территориально обособленного подразделения) по учету и контролю РВ и РАО определены:

перечень подразделений, осуществляющих обращение с РВ и РАО;

порядок организации работ по учету и контролю;

структура и состав персонала, занятого учетом и контролем;

порядок постановки на учет и снятия с учета РВ и РАО;

применяемые методики, средства измерений и контроля наличия РВ и РАО для учета и контроля;

перечень и формы учетных и отчетных документов;

порядок административного контроля выполнения требований к учету и контролю;

порядок расследования нарушений в учете и контроле РВ и РАО;

порядок подготовки и допуска персонала к работам по учету и контролю РВ и РАО;

порядок проведения инвентаризаций;

процедуры оценки технологических потерь РВ и РАО (для производств).

При проверке учитывается, что по пункту 19 Правил при наличии в организации отдельных документов, в которых отражены вопросы, подлежащие включению в инструкцию организации, допускается указание в инструкции соответствующих ссылок.

16. По пункту 20 проверяется, что при наличии в организации (территориально обособленном подразделении) нескольких подразделений, в которых осуществляется деятельность с РВ и РАО, для каждого такого подразделения разработаны и утверждены руководителем организации или лицом, им уполномоченным, инструкции по учету и контролю РВ и РАО, в которых должны быть определены:

порядок организации работ по учету и контролю РВ и РАО;

состав и функции персонала при учете и контроле РВ и РАО;

применяемые в подразделении методики и средства измерений и контроля наличия РВ, РАО для учета и контроля;

перечень и формы учетных и отчетных документов;

порядок контроля выполнения в подразделении требований к учету и контролю;

порядок проведения инвентаризаций;

процедуры оценки технологических потерь РВ и РАО (для производств);

порядок постановки на учет и снятия с учета РВ и РАО.

17. По пункту 21 проверяется, что контроль соответствия учетных единиц РВ и РАО учетным данным в организации (территориально обособленном подразделении) осуществляется с помощью подтверждающих измерений в соответствии с разработанной в организации программой измерений, устанавливающей формы представления результатов измерений, или расчетных методик (установленными в организации процедурами).