Задача 3. Развитие системы подготовки кадров для автомобильной отрасли

С целью развития системы подготовки кадров для автомобильной отрасли важно усиление интеграции и скоординированности действий системы образования и систем внутрифирменной подготовки персонала промышленных предприятий. Для этого необходимо реализовать мероприятия по следующим направлениям:

Направление 3.1. Переложение требований, заложенных в профессиональных стандартах, в требования к содержанию образовательных программ по соответствующим направлениям. Для уточнения перечня направлений образования и корректировки федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) по высшему профессиональному образованию (далее - ВПО) необходимо осуществлять взаимодействие с профильными учебно-методическими объединениями и учебными заведениями. Для уточнения содержания программ среднего профессионального образования (далее - СПО) - с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Направление 3.2. Разработка механизма мониторинга образовательных учреждений в целях выявления и поддержки центров компетенций по отдельным направлениям подготовки специалистов и приведения региональной структуры профессиональной подготовки в соответствие с актуальной и перспективной профессионально-квалификационной структурой.

Направление 3.3. Разработка новых образовательных программ, в том числе международных, соответствующих лучшим мировым практикам и региональной структуре потребности в профессиональной подготовке, с использованием инновационных методических и методологических подходов к обучению. Данную работу ведут образовательные учреждения, которые могут выполнять ее совместно с подразделениями предприятий в сфере автомобилестроения, отвечающих за развитие персонала. Также необходимо синхронизировать обновление учебной материально-технической базы, квалификации ППС и методического обеспечения образовательного процесса с изменениями в требованиях к квалификации выпускников в разработанных ПС.

Направление 3.4. Расширение практики стажировок специалистов, профессорско-преподавательского состава и студентов учебных заведений в ведущих учебных центрах и на предприятиях мировых лидеров автомобильной отрасли, в том числе за рубежом, а также стажировок иностранных студентов и специалистов на российских предприятиях.

Направление 3.5. Развитие системы грантовой и стипендиальной поддержки студентов и аспирантов на обучение в лучших научных и образовательных центрах, в том числе за рубежом. В рамках реализации данного направления целесообразно использовать и развивать существующие стипендиальные программы: федеральные, региональные, корпоративные.

Направление 3.6. Повышение уровня подготовки инженерно-конструкторских кадров, реализующих инновационные проекты, с учетом необходимости развития инжиниринговых центров.

Направление 3.7. Разработка общеотраслевой системы обучения персонала предприятий-поставщиков и предприятий товаропроводящей и сервисной сети для выполнения задачи Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года по развитию производства автокомпонентов на территории России.

Направление 3.8. Развитие механизмов влияния работодателей на деятельность образовательных учреждений, включая работу в попечительских и наблюдательных советах, общественно-профессиональную аккредитацию образовательных программ, целевые программы обучения, вхождение в ученый совет и т.д., в том числе в целях управления региональной структурой профессиональной подготовки.

При реализации вышеописанных мероприятий необходимо учитывать разрабатываемую Президентскую программу повышения квалификации инженерных кадров и ряд других государственных инициатив в области развития системы образования.

Также необходимо дополнительно изучить возможность и необходимость:

- создания системы взаимодействия образовательных учреждений (альянсов, ассоциаций), осуществляющих подготовку кадров для автомобильной отрасли;

- создания единого информационного пространства для обеспечения подготовки кадров отрасли;

- разработки методики перевода профессиональных стандартов в федеральные государственные образовательные стандарты;

- разработки механизмов стимулирования деятельности предприятий по переподготовке кадров и разработке образовательных программ.