3. Требования охраны труда во время работы

3.1. В процессе эксплуатации электролебедки работники должны:

руководствоваться требованиями руководства (инструкции) по эксплуатации электролебедки завода-изготовителя, инструкции по охране труда по основной профессии;

соблюдать требования утвержденного технологического процесса;

поддерживать электролебедку в технически исправном состоянии, не допуская работу с неисправностями, при которых эксплуатация электролебедки запрещена.

3.2. Передвижение и расстановка по ремонтным позициям вагонов МВПС должны осуществляться при опущенных токоприемниках по указанию и под наблюдением руководителя работ (мастера или другого руководителя производственного участка), ответственного за безопасное производство данных работ (далее - руководителя работ).

Руководитель работ перед началом передвижения вагонов МВПС должен ознакомить бригаду с планом и порядком выполнения предстоящих работ, распределить обязанности между работниками и произвести их расстановку по рабочим позициям.

3.3. Перед началом перемещения вагонов МВПС с использованием электролебедки руководитель работ обязан обеспечить:

прекращение любых работ, в зоне которых будет осуществляться перемещение тягового каната и передвижение вагонов МВПС;

удаление механизмов, оборудования, отдельных деталей и запасных частей за пределы габарита подвижного состава;

оповещение и удаление всех работников цеха (участка) на безопасное расстояние от места производства работ;

надежное закрепление деталей и частей на вагонах МВПС, предназначенных для передвижения;

ограждение зоны производства работ.

3.4. Перед началом перемещения вагонов МВПС следует убедиться в том, что:

створки (шторы) ворот цеха полностью открыты и надежно закреплены;

выдвижные консоли (пиноли) домкратов убраны;

проемы технологических площадок (смотровых эстакад) перекрыты съемными ограждениями (с табличками "Не входить");

на пути передвижения вагонов нет других работников;

из-под колесных пар убраны тормозные башмаки;

на рельсах нет предметов, препятствующих движению.

3.5. Количество вагонов, предназначенных для одновременного их передвижения, должно соответствовать техническим характеристикам электролебедки и требованиям технологического процесса на выполнение данных видов работ на производственном участке.

Масса вагона (вагонов) МВПС не должна превышать установленную заводом-изготовителем массу полезного груза.

При передвижении группы вагонов МВПС все вагоны должны быть сцеплены.

3.6. При выполнении работ по передвижению вагонов МВПС с использованием электролебедки работники должны:

выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков, надписей и сигналов;

поддерживать связь с руководителем работ (с помощью радиосвязи или видимых сигналов) и выполнять его указания;

заблаговременно отходить на безопасное расстояние до начала передвижения вагона (группы вагонов).

3.7. Передвижение и расстановка вагонов МВПС на ремонтные позиции с помощью электролебедки должны осуществляться в соответствии с требованиями технологической документации.

3.8. В составе бригады, осуществляющей передвижение и расстановку вагонов МВПС на ремонтные позиции с помощью электролебедки, должно быть не менее трех работников, из которых:

работник, управляющий лебедкой и осуществляющий руководство передвижением вагонов (далее - первый работник);

работник, производящий закрепление и открепление тягового каната с помощью крюка или петли на вагоне и следящий за надежностью закрепления каната на вагоне во время передвижения вагона (далее - второй работник);

работник, осуществляющий закрепление вагона тормозными башмаками и контролирующий передвижение и расстановку вагона на ремонтной позиции относительно домкратных установок, технологических площадок или другого оборудования (далее - третий работник);

3.9. После проверки готовности работников и места производства работ к передвижению вагонов МВПС с использованием электролебедки руководитель работ должен дать указание второму работнику приступить к разматыванию и закреплению каната на вагоне.

Способ закрепления тягового каната на вагоне МВПС должен быть установлен в технологическом процессе в зависимости от исполнения каната (наличия крюка или петли). Если имеется крюк, канат на вагоне закрепляется крюком за специальный кронштейн на кузове вагона. Канат электролебедки, снабженный на конце петлей, закрепляется на автосцепке вагона.

После закрепления каната на вагоне МВПС второй работник должен отойти на безопасное расстояние и сообщить (по радиосвязи или видимым сигналом) руководителю работ о закреплении вагона.

3.10. До начала передвижения вагона третий работник должен установить тормозной башмак на необходимой ремонтной позиции, убрать тормозные башмаки из-под колес подлежащего передвижению вагона, отойти на безопасное расстояние и передать первому работнику разрешение (по радиосвязи или видимым сигналом) на передвижение вагона.

Оставляемые на месте вагоны МВПС до начала передвижения должны быть отцеплены и закреплены тормозными башмаками.

3.11. Первый работник после получения разрешения на передвижение вагона должен убедиться в том, что все работники отошли на безопасное расстояние, подать звуковой сигнал о начале движения, включить пульт управления электролебедки и, находясь вблизи пульта управления, наблюдать за движением вагона МВПС. В случае возникновения нестандартной ситуации или получения сигнала "Стоп", независимо от того, кем он подан, работник, находящийся у пульта управления, должен немедленно остановить передвижение.

3.12. При управлении электролебедкой первый работник должен следить за правильностью укладки канатов на барабанах. Запрещается наматывать трос только на боковые стороны барабана. В случае схода канатов с барабанов или блоков, образования петель или обнаружения повреждений, следует немедленно приостановить работу электролебедки.

Нельзя допускать полного сматывания канатов с барабанов электролебедки. Остаток каната на барабане всегда должен оставаться навитым, не менее пяти витков каната, не считая витков, находящихся под зажимным устройством.

3.13. При постановке вагона на заданную ремонтную позицию и накате колесной пары на тормозной башмак третий работник должен подать сигнал первому работнику на остановку электролебедки и после полной остановки вагона МВПС закрепить вагон тормозным башмаком с противоположной стороны.

3.14. Закрепление вагонов МВПС тормозными башмаками производится в соответствии с нормами и основными правилами закрепления железнодорожного подвижного состава.

Работник должен производить установку тормозных башмаков в рукавицах. При этом тормозной башмак следует брать только за ручку.

3.15. При закреплении вагонов МВПС на железнодорожных путях запрещается:

подкладывать под колесные пары для закрепления вагонов посторонние предметы вместо тормозных башмаков;

устанавливать тормозной башмак непосредственно перед рельсовым стыком и на рельсовом стыке;

устанавливать и поправлять тормозной башмак под передвигаемым вагоном МВПС;

использовать неисправные тормозные башмаки (с лопнувшей головкой, покоробленной и изогнутой подошвой, с лопнувшим, надломленным, расплющенным или изогнутым носком подошвы, с ослабленным креплением головки с подошвой, с изогнутой и надломленной рукояткой или без нее, с поврежденными или значительно изношенными бортами подошвы).

3.16. После получения сигнала о закреплении вагона (группы вагонов) МВПС первый работник должен включить на пульте управления обратное вращение барабана для ослабления натяжения каната и дать указание второму работнику открепить канат от вагона.

После открепления тягового каната от вагона, убедившись, что второй работник отошел от каната на безопасное расстояние, первый работник может включить электролебедку для намотки каната на барабан.

3.17. Во время передвижения вагона МВПС с помощью электролебедки необходимо следить за надежным закреплением тягового каната на вагоне, а также за тем, чтобы:

работники цеха (участка) не приближались на опасное расстояние до места производства работ;

трос не соскальзывал с блоков (роликов);

электролебедка не двигалась с места;

не грелись подшипники и корпус редуктора;

передвижение и расстановка вагонов МВПС производились плавно, без рывков. Запрещается передвигать вагоны МВПС толчками.

3.18. Для предотвращения расслабления и запутывания канатов допускается использование кулачковых соединительных муфт.

3.19. Подъем грузов электролебедкой, предназначенной для перемещения вагонов МВПС, запрещается.

3.20. При постановке вагона МВПС на ремонтные позиции следует соблюдать следующие требования:

расстояние от оси автосцепки до верхней ступени смотровой канавы (стойла) по горизонтали должно составлять не менее 1,2 метра;

расстояние между двумя секциями вагонов, установленными на одном железнодорожном пути - не менее 2 метров.

При невозможности обеспечить указанные расстояния (до реконструкции цеха) допускается устанавливать меньшие расстояния, которые должны быть отражены в технологическом процессе.

Расстановка вагонов в цехе депо должна обеспечивать безопасную выкатку (подкатку) тележек.

3.21. В процессе работы по перемещению вагонов МВПС с использованием электролебедки запрещается:

присутствие людей в радиусе возможного поражения тяговым канатом, а также нахождение работников на подножках, площадках, лестницах, крыше вагона, в проеме ворот, других негабаритных местах на пути движения вагона МВПС и в смотровой канаве, на которую вводится (выводится) вагон;

оставлять без присмотра включенную электролебедку;

прикасаться к тяговому канату и (или) крюку, когда они находятся под нагрузкой или когда кто-то держит в руках пульт управления;

ремонтировать, смазывать или регулировать механизмы электролебедки во время ее работы;

снимать защитные ограждения с движущихся, вращающихся и токоведущих частей электролебедки;

тормозить барабан электролебедки с помощью приспособлений, не предусмотренных конструкцией электролебедки;

исправлять руками наматывание каната на вращающемся барабане;

перемещать вагон МВПС при отсутствии его прямой видимости. В случае отсутствия прямой видимости вагона руководитель работ должен назначить сигналиста;

закреплять канат электролебедки за расцепные рычаги, подножки и другие части вагона МВПС;

пользоваться канатом, имеющим повреждения, узлы и обрывы прядей;

передвигать вагоны при отсутствии исправных тормозных башмаков;

передвигать вагоны за пределы установленного технологическим процессом фронта ремонтных работ;

оставлять канат электролебедки в закрепленном на вагоне состоянии после окончания передвижения вагона;

производить передвижение вагонов в неполном составе бригады;

расцеплять вагоны во время движения.