1. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, требованиями нормативных актов по вопросам охраны труда и устанавливает основные требования охраны труда для работников моторвагонных депо Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава (далее - ЦДМВ), выполняющих работы по перемещению вагонов моторвагонного подвижного состава (далее - МВПС) с использованием электрической лебедки (далее - электролебедки).

1.2. На основе настоящей Инструкции в структурных подразделениях ЦДМВ (далее - структурные подразделения, депо) должны быть разработаны и утверждены в установленном порядке инструкции по охране труда с учетом специфики местных условий.

1.3. К самостоятельной работе с использованием электролебедки допускаются работники не моложе 18 лет, прошедшие обязательный предварительный (при поступлении на работу) медицинский осмотр (обследование), вводный инструктаж по охране труда, первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, стажировку, проверку знаний требований охраны труда в объеме, соответствующем выполняемым обязанностям, а также проверку знаний правил работы в электроустановках с присвоением группы по электробезопасности не ниже II.

1.4. В процессе работы работники, выполняющие перемещение вагонов МВПС с использованием электролебедки (далее - работники), должны проходить обязательные периодические медицинские осмотры, в установленном порядке повторные, внеплановые и целевые инструктажи по охране труда, обучение и проверку знаний требований охраны труда, правил работы в электроустановках.

1.5. Во время работы по перемещению вагонов МВПС с использованием электролебедки на работников могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы:

движущиеся машины и механизмы (подвижной состав и другие транспортные средства);

подвижные части производственного оборудования (не огражденные движущиеся или вращающиеся элементы оборудования);

падающие с высоты предметы и инструмент;

повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;

повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования и воздуха рабочей зоны;

повышенная или пониженная влажность и подвижность воздуха;

повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

отсутствие или недостаток естественной или искусственной освещенности рабочей зоны;

острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхности троса;

повышенное содержание в воздухе рабочей зоны пыли и вредных веществ.

1.6. Работники должны знать:

безопасные методы производства работ;

назначение, устройство и принцип действия обслуживаемого оборудования;

требования руководства, инструкции по эксплуатации электролебедки, приспособлений, механизмов и инструментов, используемых при эксплуатации и техническом обслуживании электролебедки;

технологический процесс обслуживания электролебедки в объеме выполняемых работ и меры безопасности при выполнении производственных операций;

характерные неисправности оборудования и порядок действия при их устранении;

действие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы, и меры защиты от их воздействия;

маршруты служебных проходов, определенных локальным документом по структурному подразделению;

знаки безопасности, видимые и звуковые сигналы;

правила нахождения на железнодорожных путях;

правила применения средств индивидуальной защиты;

места расположения противопожарного оборудования, первичных средств пожаротушения, аптечек первой помощи;

способы оказания первой помощи пострадавшему при несчастном случае и порядок вызова скорой медицинской помощи;

порядок действий в случае пожара, правила пользования первичными средствами пожаротушения;

требования настоящей Инструкции.

1.7. В процессе перемещения вагонов МВПС с использованием электролебедки работники обязаны:

выполнять только порученную работу;

эксплуатировать оборудование в соответствии с руководством (инструкцией) по его эксплуатации;

работу выполнять в соответствии с требованиями технологической документации;

соблюдать требования охраны туда и применять безопасные методы производства работ;

правильно применять средства индивидуальной защиты (далее - СИЗ);

использовать в работе только исправное оборудование, приборы, инструмент, материалы, приспособления;

выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков безопасности и надписей;

быть внимательными во время работы и не допускать нарушений требований охраны труда и электробезопасности.

1.8. Работникам, допущенным к перемещению вагонов с использованием электролебедки, запрещается:

приступать к выполнению работы без спецодежды, спецобуви и других СИЗ, а также пользоваться неисправными СИЗ или СИЗ с истекшим сроком годности (испытаний);

выполнять работы, на которые нет разрешения руководителя работ;

эксплуатировать неисправную электролебедку;

допускать посторонних лиц к управлению электролебедкой;

находиться в смотровой канаве при постановке на нее вагонов МВПС;

вносить конструктивные изменения в кинематическую схему работы электролебедки, не предусмотренные инструкцией завода-изготовителя;

нарушать требования технологического процесса при передвижении вагонов с помощью электролебедки;

находиться во время движения вагона ближе 2,5 м к крайнему рельсу пути, по которому он перемещается;

начинать движение вагона с незакрепленными узлами и деталями, при наличии на крыше вагона материалов, узлов, деталей и инструмента;

находиться внутри вагона при его перемещении электролебедкой;

работать вблизи вращающихся частей оборудования, не защищенных ограждающими сетками или щитками, а также снимать защитные ограждения, сетки и кожухи с вращающихся частей оборудования до полной их остановки;

чистить и смазывать механизмы электролебедки во время их работы;

производить самостоятельно ремонт вышедшего из строя оборудования электролебедки;

отвлекаться от работы и отвлекать других работников;

использовать мобильные телефоны, плееры, наушники и другие устройства, отвлекающие внимание при выполнении своих должностных обязанностей, кроме специально отведенных мест для отдыха;

находиться на работе в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения.

1.9. Работники, выполняющие технологические операции по перемещению вагонов с помощью электролебедки, должны быть обеспечены специальной одеждой, специальной обувью и другими СИЗ в соответствии с "Типовыми нормами бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам железнодорожного транспорта Российской Федерации, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением" с учетом результатов специальной оценки условий труда и специфики выполняемых работ.

Все работники, выполняющие работу по перемещению вагонов с помощью электролебедки, должны быть обеспечены защитными касками и сигнальными жилетами со световозвращающими полосами (далее - сигнальный жилет). Со спины сигнальных жилетов должен быть нанесен трафарет из букв и цифр размером не менее 15 x 20 см, указывающий принадлежность работника к соответствующему структурному подразделению, а на груди, в верхней части, высотой 7 - 10 см, указывающий принадлежность владельца к региональной дирекции.

1.10. Каждый работник обязан следить за исправностью спецодежды, спецобуви и СИЗ, а также содержать места для хранения личной одежды и спецодежды в чистоте и порядке.

Специальную и личную одежду следует хранить раздельно в специально отведенных местах.

1.11. Для защиты кожи от химических веществ, в соответствии с "Типовыми нормами бесплатной выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств" следует применять защитные, очищающие, регенерирующие и восстанавливающие средства.

1.12. При нахождении на железнодорожных путях работник обязан соблюдать следующие требования безопасности:

быть одетым в сигнальный жилет;

проходить к месту работы и обратно в пределах территории депо и железнодорожной станции по специально установленным маршрутам, обозначенным соответствующими указателями, пешеходным переходам, служебным и технологическим проходам, дорожкам (настилам). При следовании необходимо соблюдать требования знаков безопасности, видимых и звуковых сигналов, следить за передвижением подвижного состава и слушать объявления по громкоговорящей связи и сигналы оповещения;

при проходе вдоль железнодорожных путей идти следует по обочине земляного полотна или в стороне от железнодорожного пути не ближе 2,5 метров от крайнего рельса. В случае, если движение осуществляется по обочине на расстоянии менее 2,5 метров от крайнего рельса, то идти нужно в направлении вероятного появления подвижного состава. При этом следует внимательно следить за передвижениями подвижного состава по смежным путям и смотреть под ноги;

переходить железнодорожные пути следует в установленных местах (по пешеходным мостам, тоннелям, дорожкам, настилам, переездам, путепроводам), а при их отсутствии - под прямым углом, перешагивая через рельс, не наступая на концы шпал и масляные пятна на шпалах, предварительно убедившись в том, что в этом месте с обеих сторон нет приближающегося подвижного состава;

при переходе железнодорожного пути, занятого подвижным составом, следует пользоваться переходными площадками вагонов (при их наличии). Перед подъемом и спуском с площадки необходимо убедиться в исправности поручней, подножек и пола площадки. Прежде чем начать подъем на переходную площадку вагона, следует убедиться в отсутствии разрешающего показания светофора и звуковых сигналов, подаваемых локомотивом перед отправлением состава. При подъеме на переходную площадку и сходе с нее необходимо держаться за поручни и располагаться лицом к вагону. При этом руки должны быть свободны от каких-либо предметов. Перед спуском с переходной площадки вагона на междупутье следует осмотреть место схода на предмет нахождения на междупутье посторонних предметов, о которые можно споткнуться при сходе, а также убедиться в отсутствии движущегося по смежному пути подвижного состава. Подниматься на подвижной состав и сходить с него до полной остановки запрещается. В темное время суток место схода необходимо осветить фонарем;

проходить между расцепленными вагонами, локомотивами, специальным подвижным составом разрешается, если расстояние между их автосцепками не менее 10 метров. При этом идти следует посередине разрыва;

обходить подвижной состав, стоящий на пути, следует на расстоянии не менее 5 метров от автосцепки;

при обнаружении поезда (визуальном или звуковом) следует отойти с пути (в том числе смежного пути) на обочину земляного полотна на расстояние не менее 2,5 метров от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов до 120 км/ч, не менее 4 метров от крайнего рельса при установленных скоростях движения 121 - 140 км/ч и не менее 5 метров от крайнего рельса при установленных скоростях движения более 140 км/ч. На путях станций допускается отойти на середину широкого междупутья в случае движения поезда по смежному пути. Если работник оказался в междупутье, а по путям одновременно движутся поезда или маневровые составы, он должен присесть (лечь) посередине междупутья и находиться в таком положении до прохода поезда (маневрового состава, локомотива);

при выходе из помещения вблизи железнодорожных путей в условиях плохой видимости, а также из-за угла здания, затрудняющего видимость пути, следует предварительно убедиться в отсутствии движущегося подвижного состава, а в темное время суток выждать некоторое время, пока глаза привыкнут к темноте, а окружающие предметы будут различимы.

Необходимо быть внимательным при нахождении на железнодорожных путях при недостаточной видимости (сумерках, тумане, снегопаде) и гололеде, а также зимой, когда головные уборы ухудшают слышимость звуковых сигналов.

1.13. При нахождении на железнодорожных путях запрещается:

находиться и передвигаться внутри колеи пути;

переходить или перебегать пути перед приближающимся подвижным составом при его визуальном или звуковом обнаружении, а также отходить на соседний путь (внутрь колеи пути или на край его балластной призмы) на время пропуска проходящего подвижного состава;

запрыгивать на подножки единиц подвижного состава и сходить (спрыгивать) с них во время движения, а также находиться на подножках, лестницах и других наружных частях единиц подвижного состава при их движении;

пролезать под стоящими вагонами, залезать на автосцепки или под них;

протаскивать инструменты и материалы под вагонами;

переходить стрелочные переводы, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков, а также становиться между остряком и рамным рельсом, подвижным сердечником и усовиком, в желоба на стрелочном переводе и на концы шпал;

наступать на рельсы и на концы железобетонных шпал;

располагаться в негабаритном месте при пропуске подвижного состава или автотранспорта;

находиться в междупутье при следовании поездов и других отдельных единиц подвижного состава по смежным путям;

становиться или садиться на рельсы, электроприводы, путевые коробки, вагонные замедлители и другие напольные устройства;

пользоваться мобильной сотовой связью, аудио- и видеоплеерами и другими устройствами, отвлекающими внимание работника от соблюдения необходимых мер безопасности. Разрешается пользоваться мобильными телефонами только в случаях крайней необходимости, связанных с обеспечением безопасности движения, предотвращением террористических и противоправных действий, пожаров на объектах инфраструктуры ОАО "РЖД", а также несчастных случаях с работниками и/или гражданами. В этом случае работник должен находиться на расстоянии не менее 3 метров от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов до 140 км/час и не менее 6 метров от крайнего рельса при установленных скоростях движения более 140 км/час.

1.14. В целях соблюдения требований электробезопасности при работе с электролебедкой работникам запрещается:

наступать на электрические провода и кабели;

прикасаться к арматуре общего освещения, к оборванным, оголенным электропроводам, зажимам (клеммам) и другим легко доступным токоведущим частям;

приближаться на расстояние ближе 2 метров к токоведущим частям контактной сети и ВЛ, неогражденным проводам, находящимся под напряжением;

снимать ограждения токоведущих частей оборудования, находящихся под напряжением;

заходить за защитные ограждения электрооборудования;

самостоятельно обслуживать и выполнять ремонт вышедшего из строя электрооборудования;

снимать ограждения и защитные кожухи с токоведущих частей электролебедки;

прикасаться к оборванным проводам контактной сети, ВЛ и находящимся на них посторонним предметам, независимо от того, касаются они или не касаются земли и заземленных конструкций, а также приближаться к ним на расстояние ближе 8 метров.

При обнаружении обрыва проводов контактной сети, ВЛ, а также свисающих с них посторонних предметов, нарушения целостности рабочего заземления необходимо немедленно сообщить ответственному руководителю работ на участке и дежурному по депо.

1.15. В целях соблюдения требований пожарной безопасности при работе с электролебедкой работникам запрещается:

подходить с открытым огнем к электролебедке во избежание возгорания масла в редукторах;

складировать в электрощитовых, у электродвигателей и пусковой аппаратуры горючие и легковоспламеняющиеся вещества и материалы;

оставлять без присмотра включенными в электрическую сеть электронагревательные приборы;

применять для освещения открытый огонь (факелы, свечи, керосиновые лампы и другие);

допускать загромождение тарой, материалами и оборудованием проходы и проезды к средствам пожаротушения, эвакуационным выходам, электрощитам;

курить на рабочем месте. Курить следует в установленных местах, оборудованных средствами пожаротушения и обозначенных знаком "Место для курения".

1.16. В случае получения травмы, появления признаков отравления или заболевания, работник должен прекратить работу, сообщить своему руководителю и обратиться за помощью в медицинское учреждение.

1.17. При обнаружении нарушений требований охраны труда, пожарной безопасности, неисправностей оборудования, создающих опасность для жизни и здоровья работников или являющихся предпосылкой к аварии, пожару, несчастному случаю, следует прекратить работу и немедленно сообщить об этом непосредственному руководителю, а в его отсутствие - вышестоящему руководителю, оповестить окружающих, при необходимости вывести людей из опасной зоны и принять меры к ограждению опасного места.

1.18. Работник, нарушающий требования настоящей Инструкции, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.