Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

5.7. Визуально-измерительный контроль внутренней оболочки ИР

5.7. Визуально - измерительный контроль

внутренней оболочки ИР

5.7.1. Визуально - измерительный контроль внутренней оболочки ИР осуществляется с помощью оптических приборов при условии бестеневой освещенности: лупы с кратностью увеличения 7 и бинокля с кратностью увеличения 10, в целях выявления следующих наружных дефектов:

несоответствия размеров сварных швов требованиям проекта;

трещин всех видов и направлений;

наплывов, подрезов, прожогов, незаваренных кратеров, непроваров;

пористости, брызг металла, крупной чешуйчатости;

отсутствия плавных переходов от одного сечения к другому.

5.7.2. Визуально - измерительный контроль внутренней оболочки ИР проводится в такой последовательности и объемах:

первый и второй пояса стенки осматриваются с помощью приставной лестницы высотой до 3 м;

остальные пояса стенки осматриваются с лесов;

крыша, штуцера и верхний люк - лаз осматриваются с применением бинокля;

днище, узел сопряжения днища со стенкой, штуцера, швы люка - лаза осматриваются с помощью лупы.

5.7.3. Контролю с помощью лупы подвергаются все сварные швы днища и стенки с зачисткой околошовной зоны по 100 мм в каждую сторону от центра шва.

5.7.4. Коррозионные повреждения подлежат разграничению по их виду на:

равномерную коррозию (когда сплошная коррозия охватывает всю поверхность металла);

местную (при охвате отдельных участков поверхности);

язвенную, точечную, питтинговую и пятнистую в виде отдельных точечных и пятнистых язвенных поражений.

5.7.5. Глубину раковин, образовавшихся от коррозии, измеряют штангенциркулем, специальным приспособлением с индикатором часового типа или щупом.

5.7.6. К недопустимым дефектам основного металла и металла сварных швов относятся: трещины всех видов и направлений по линии сплавления и в околошовной зоне основного металла, поры в виде сплошной сетки, перерывы в швах, незаваренные кратеры, крупная чешуйчатость, резкие переходы от наплавленного металла к основному, чрезмерное усиление шва, неполномерность шва, непровары, расположенные в сечении сварного соединения.

5.7.7. Снижение прочности внутренней оболочки ИР, а также образование трещин в сварных швах может быть обусловлено следующими факторами:

дефектами сварочно - монтажных работ;

охрупчиванием металла при низких температурах;

агрессивным воздействием хранимых продуктов;

чрезмерной концентрацией напряжений вследствие дефектов формы и размеров внутренней оболочки ИР;

нарушениями правил эксплуатации.

Величина снижения прочности внутренней оболочки ИР определяется поверочными расчетами в соответствии с положениями раздела 9 настоящей Инструкции.

5.7.8. К допустимым дефектам сварных соединений относятся:

отдельные шлаковые включения, поры или их скопления размером в диаметре не более 10% толщины свариваемого металла, но не более 3 мм;

шлаковые включения или поры, расположенные цепочкой вдоль шва при суммарной их длине, не превышающей 100 мм на 1 м шва;

скопление газовых пор и шлаковых включений на отдельных участках шва в количестве не более 5 на 1 кв. см площади шва при диаметре одного дефекта не более 1,5 мм;

подрезы не более 0,5 мм.

5.7.9. Особенное внимание следует уделить участкам с наиболее вероятным образованием трещин в вертикальных и горизонтальных сварных соединениях нижних поясов стенки и в швах окрайка днища, включая сварной шов сопряжения стенки корпуса с днищем (уторный шов), в местах пересечения вертикальных и горизонтальных швов, в швах приварки штуцеров трубопровода и патрубка люка - лаза к внутренней оболочке ИР. Возможно появление трещин в сварных соединениях с выходом и без выхода на основной металл.

5.7.10. По результатам осмотра отмечают участки коррозионных повреждений поверхности, на которых затем проводят измерения толщин ультразвуковым толщиномером.

5.7.11. Результаты визуально - измерительного контроля оформляются протоколом (Приложение 4), который входит в состав приложения к заключению экспертизы промышленной безопасности ИР.