Постановление Конституционного Суда РФ от 31.05.1993 N 12-П "По делу о проверке конституционности Закона РСФСР от 24 октября 1991 года "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" и постановления Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 года..."

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 мая 1993 г. N 12-П

ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ЗАКОНА РСФСР

ОТ 24 ОКТЯБРЯ 1991 ГОДА "ОБ ИНДЕКСАЦИИ ДЕНЕЖНЫХ

ДОХОДОВ И СБЕРЕЖЕНИЙ ГРАЖДАН В РСФСР" И

ПОСТАНОВЛЕНИЯ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РСФСР

ОТ 24 ОКТЯБРЯ 1991 ГОДА "О ПОРЯДКЕ ВВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ

ЗАКОНА РСФСР "ОБ ИНДЕКСАЦИИ ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ И

СБЕРЕЖЕНИЙ ГРАЖДАН В РСФСР",

ПОСТАНОВЛЕНИЯ ДЕВЯТОГО (ВНЕОЧЕРЕДНОГО) СЪЕЗДА НАРОДНЫХ

ДЕПУТАТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 27 МАРТА 1993 ГОДА

"О КОМПЕНСАЦИИ И ВОССТАНОВЛЕНИИ СБЕРЕЖЕНИЙ ГРАЖДАН

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ ОТ 28 МАРТА 1993 ГОДА "О ЗАЩИТЕ СБЕРЕЖЕНИЙ

ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, секретаря Ю.Д. Рудкина, судей Э.М. Аметистова, Н.Т. Ведерникова, Г.А. Гаджиева, А.Л. Кононова, В.О. Лучина, Т.Г. Морщаковой, О.И. Тиунова, Б.С. Эбзеева

с участием народного депутата Российской Федерации В.В. Мукусева, направившего ходатайство в Конституционный Суд, представителей ходатайствующей стороны - адвокатов А.П. Галаганова и И.С. Карпинской; представителей Президента Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации как сторон, издавших соответствующие нормативные акты, А.К. Уткина - председателя подкомиссии Верховного Совета Российской Федерации по индексации денежных доходов, С.К. Дубинина - первого заместителя министра финансов Российской Федерации; А.П. Вавилова - первого заместителя министра финансов Российской Федерации,

руководствуясь частью первой статьи 165 и статьей 165.1 Конституции Российской Федерации, пунктом 1 части второй статьи 1, пунктом 2 части первой и частью второй статьи 57 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации,

рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности Закона РСФСР от 24 октября 1991 года "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" и постановления Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 года "О порядке введения в действие Закона РСФСР "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР", постановления девятого (внеочередного) Съезда народных депутатов Российской Федерации от 27 марта 1993 года "О компенсации и восстановлении сбережений граждан Российской Федерации", Указа Президента Российской Федерации от 28 марта 1993 года "О защите сбережений граждан Российской Федерации".

Поводом к рассмотрению дела согласно части четвертой статьи 58 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации явились ходатайство народного депутата Российской Федерации В.В. Мукусева от 14 декабря 1992 года и дополнение к ходатайству от 7 мая 1993 года. В ходатайстве, основывающемся на презумпции конституционности названных выше правовых актов, содержится требование признать их подлежащими действию вопреки позиции высших государственных органов, не применяющих их как не соответствующих Конституции Российской Федерации.

В соответствии с частью второй статьи 59 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации ходатайство народного депутата В.В. Мукусева допустимо для рассмотрения по существу.

Основанием к рассмотрению дела согласно части первой статьи 58 и части пятой статьи 32 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли эти нормативные акты Конституции Российской Федерации в связи с необходимостью реализовать их на практике.

Заслушав выступление судьи-докладчика Г.А.Гаджиева, объяснения сторон, показания экспертов, изучив представленные документы, Конституционный Суд Российской Федерации, руководствуясь частью четвертой статьи 1 и статьей 32 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации,

установил:

1. Закон РСФСР от 24 октября 1991 года "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" и постановление Верховного Совета Российской Федерации о порядке введения его в действие направлены на защиту конституционного права каждого гражданина быть собственником и на осуществление обязанности государства защищать собственность граждан. Как следует из Закона, установление порядка индексации сбережений граждан связано в первую очередь с ростом потребительских цен на товары народного потребления.

Целям возмещения гражданам потери части их сбережений в связи с проведением экономической реформы отвечают также постановление девятого (внеочередного) Съезда народных депутатов Российской Федерации от 27 марта 1993 года "О компенсации и восстановлении сбережений граждан Российской Федерации" и Указ Президента Российской Федерации от 28 марта 1993 года "О защите сбережений граждан Российской Федерации".

Анализ названных в ходатайстве нормативных актов позволяет Конституционному Суду прийти к выводу, что они по содержанию, форме и другим основаниям, перечисленным в части первой статьи 58 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации, соответствуют Конституции Российской Федерации.

2. Статья 1 Закона РСФСР "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР", определяя понятие и цели индексации, обязала Верховный Совет Российской Федерации при утверждении бюджета на соответствующий год рассматривать изменения, вносимые в механизм поддержания покупательной способности доходов граждан. Однако Верховный Совет Российской Федерации ни разу при рассмотрении законопроектов о бюджете специально такого вопроса не рассматривал.

Необходимо отметить также, что Верховный Совет с момента введения в действие указанного Закона (т.е. в течение полутора лет) не рассматривал вопроса его реализации.

Пункт 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Закона РСФСР "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" содержит поручение Совету Министров - Правительству Российской Федерации в месячный срок со дня подписания Закона разработать и утвердить инструкцию о порядке индексации доходов граждан.

Однако несмотря на то, что со дня вступления в силу указанных нормативных актов прошло длительное время, Совет Министров Российской Федерации не утвердил такую инструкцию, не принял всех необходимых мер по обеспечению индексации вкладов в соответствии с Законом. Верховный Совет, являющийся в силу статьи 107 Конституции Российской Федерации контрольным органом, обращал внимание Правительства Российской Федерации на необходимость поиска способов и разработки механизма индексации. Однако это не получило должного отклика со стороны органов исполнительной власти.

Таким образом, органы законодательной и исполнительной власти не выполнили требований статьи 4 Конституции Российской Федерации, обязывающей все органы государства соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации.

3. До рассмотрения настоящего дела в Конституционном Суде проценты по вкладам граждан в Сберегательном банке в течение 1992-1993 годов повышались трижды. Однако в условиях акционирования Сберегательного банка повышение процентных ставок является не специальной мерой по индексации сбережений граждан, предпринятой для исполнения Закона РСФСР "Об индексации доходов и сбережений граждан в РСФСР", а способом привлечения клиентов в конкурентной борьбе и не компенсирует потерь граждан. Нерешенность вопросов об индексации вкладов, находящихся в Сберегательном банке (на 1 января 1992 года), отсутствие видимых усилий Правительства Российской Федерации по индексации вкладов нарушает конституционные права граждан Российской Федерации. Анализ практики исполнения Указа Президента Российской Федерации от 28 марта 1993 года "О защите сбережений граждан Российской Федерации" свидетельствует о том, что Правительством совместно с Центральным Банком Российской Федерации и Сберегательным Банком Российской Федерации предпринимаются конкретные меры, направленные на реализацию его требований.

Анализ практики реализации Закона РСФСР "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР", а также постановления Верховного Совета Российской Федерации о порядке введения в действие этого Закона позволяет сделать вывод о том, что Верховный Совет Российской Федерации и Правительство Российской Федерации не приняли необходимых мер по выполнению содержащихся в названных нормативных актах требований. Не применяя данные правовые акты на практике, высшие государственные органы фактически поставили под сомнение их конституционность.

Поскольку введение особого порядка индексации вызвано необходимостью защиты собственности граждан, созданной и приумноженной за счет их трудовых доходов (части первая и вторая статьи 13 Конституции Российской Федерации), охраны прав и свобод человека и гражданина (часть первая статьи 4 Конституции), права каждого гражданина быть собственником (статья 52 Конституции), неуклонного осуществления курса на повышение реальных доходов трудящихся (статья 23 Конституции), неприменение рассматриваемых нормативных актов Верховным Советом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации влечет нарушение конституционных прав граждан Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 165.1 Конституции Российской Федерации, статьей 58, частью второй статьи 59, частью первой статьи 64 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации

постановил:

1. Признать Закон РСФСР от 24 октября 1991 года "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР", постановление Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 года "О порядке введения в действие Закона РСФСР "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР", постановление девятого (внеочередного) Съезда народных депутатов Российской Федерации от 27 марта 1993 года "О компенсации и восстановлении сбережений граждан Российской Федерации", Указ Президента Российской Федерации от 28 марта 1993 года N 409 "О защите сбережений граждан Российской Федерации" соответствующими Конституции Российской Федерации.

Признать, что несоблюдение порядка введения в действие и неприменение всех требований, предусмотренных статьями 1 и 2 Закона РСФСР "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР", нарушают основные права граждан, закрепленные в статьях 13 и 52 Конституции Российской Федерации.

2. В соответствии со статьей 55 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации указать Верховному Совету Российской Федерации и Совету Министров - Правительству Российской Федерации на нарушение ими обязанностей, предусмотренных статьей 4, пунктом 7 части первой статьи 109, пунктами 1, 2 и 3 части второй статьи 125, статьей 127 Конституции Российской Федерации, а также на необходимость разработки и принятия мер, направленных на реализацию Закона РСФСР от 24 октября 1991 года "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР", с учетом всех возможных путей и механизмов по поддержанию покупательной способности сбережений граждан.

3. Согласно статьям 49 и 50 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации настоящее Постановление вступает в силу немедленно после его провозглашения, является окончательным и обжалованию не подлежит.

4. Согласно части первой статьи 84 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации настоящее Постановление подлежит опубликованию в "Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации". Постановление должно быть также опубликовано во всех печатных органах, где были опубликованы Закон РСФСР от 24 октября 1991 года "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР", постановление Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 года "О порядке введения в действие Закона РСФСР "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР", постановление девятого (внеочередного) Съезда народных депутатов Российской Федерации от 27 марта 1993 года "О компенсации и восстановлении сбережений граждан Российской Федерации", Указ Президента Российской Федерации от 28 марта 1993 года N 409 "О защите сбережений граждан Российской Федерации".

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН

Секретарь

Конституционного Суда

Российской Федерации

Ю.Д.РУДКИН