2.3. Подготовка проектов законодательных и иных нормативных правовых актов

2.3. Подготовка проектов законодательных

и иных нормативных правовых актов

2.3.1. Подготовка проектов федеральных законов (далее - законопроекты), проектов указов (распоряжений) Президента Российской Федерации, проектов постановлений (распоряжений) Правительства Российской Федерации осуществляется Управлениями Росавиации, к сфере ведения которых относятся затрагиваемые проектами актов вопросы.

2.3.2. Законопроекты, проекты указов (распоряжений) Президента Российской Федерации, проекты постановлений (распоряжений) Правительства Российской Федерации (далее - проекты актов) вносятся в Министерство транспорта Российской Федерации сопроводительным письмом с пояснительной запиской, содержащей необходимые расчеты, обоснования и прогнозы социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений.

2.3.3. Проект акта с пояснительной запиской, а также сопроводительное письмо визируются исполнителем, руководством отдела и управления-исполнителя, руководством управлений-соисполнителей. Проекты актов подлежат в обязательном порядке визированию (за исключением пояснительной записки) в Управлении правового обеспечения и имущественных отношений.

2.3.4. В сопроводительном письме к проекту акта указываются основания внесения, сведения о его содержании и согласовании с заинтересованными органами государственной власти и организациями и другая информация (при необходимости). Сопроводительное письмо подписывается Руководителем или лицом, исполняющим его обязанности.

2.3.5. При наличии у сотрудника Росавиации, визирующего проект акта, особого мнения (замечаний) он делает отметку при визировании. Особое мнение (замечания) по проекту акта, как правило, излагается на отдельном листе бумаги и прилагается к проекту акта.

2.3.6. Если в процессе согласования в Росавиации в проект акта вносятся изменения принципиального характера, то он подлежит повторному визированию. Повторное визирование не требуется, если при доработке в проект акта внесены уточнения редакционного характера, не изменившие его концепции.

2.3.7. Если в тексте проекта акта упоминаются ранее принятые акты Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, то делается ссылка на соответствующий официальный источник их опубликования, например: "(Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 3, ст. 6)".

2.3.8. Подготавливаемый проект акта может носить комплексный характер и предусматривать внесение изменений в несколько нормативных актов одного уровня. При внесении изменений в разноуровневые нормативные акты соответствующие изменения оформляются проектами отдельных актов.

2.3.9. Проект акта Правительства Российской Федерации по организации исполнения федерального закона или акта Президента Российской Федерации должен содержать ссылку на соответствующий федеральный закон или акт Президента Российской Федерации.

Если проекты актов содержат поручения, в них должен быть указан срок их исполнения.

2.3.10. Проекты актов Президента Российской Федерации в случае необходимости должны содержать пункт о возложении контроля за их выполнение.

2.3.11. В проектах постановлений Правительства Российской Федерации употребляются полные официальные наименования государственных органов и организаций, в проектах распоряжений - их сокращенные официальные наименования.

2.3.12. Проекты актов, поступившие на рассмотрение в Росавиацию, должны быть рассмотрены управлением-исполнителем в течение 10 календарных дней, следующих за днем их поступления в Росавиацию. Для управлений-соисполнителей срок исполнения документа истекает в течение первой половины контрольного срока. Руководством Росавиации может быть установлен иной срок исполнения.

2.3.13. В случае, если замечания и предложения от управлений-соисполнителей не будут получены в установленный срок, головной исполнитель информирует об этом руководителя, давшего поручение, для принятия решения по дальнейшему исполнению поручения.

2.3.14. Разработка проектов федеральных законов (законопроектов) осуществляется Росавиацией во исполнение актов законодательства Российской Федерации, плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, соответствующих поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, плана законопроектной деятельности Министерства.

2.3.15. Предложения по программам и планам законопроектной деятельности, вносимые в Министерство транспорта Российской Федерации, должны содержать:

обоснование необходимости принятия закона;

концепцию законопроекта, включающую в себя его общую характеристику и основные положения;

этапы подготовки законопроекта и перечень исполнителей-разработчиков законопроекта;

срок представления законопроекта в Правительство Российской Федерации;

ориентировочный срок внесения законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

2.3.16. К вносимому в Министерство транспорта Российской Федерации законопроекту должны быть приложены следующие сопроводительные документы:

пояснительная записка, содержащая изложение предмета законодательного регулирования и концепции прилагаемого законопроекта;

финансово-экономическое обоснование принимаемых решений (в случае внесения законопроекта, предусмотренного частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации);

перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с данным законом.

2.3.17. Законопроект, представляемый в Министерство транспорта Российской Федерации, должен быть завизирован руководителем Росавиации или лицом, временно исполняющим его обязанности.

Законопроекты и сопроводительные материалы, представленные в Правительство Российской Федерации с нарушением установленных требований по их составлению, оформлению и согласованию, подлежат немедленному возврату.

2.3.18. Законопроекты, подготавливаемые для внесения в Правительство Российской Федерации, печатаются шрифтом N 15 на стандартных листах бумаги формата А4.

На первой странице законопроекта в пределах верхней и правой границ текстового поля проставляется пометка "Вносится Правительством Российской Федерации". Пометка печатается через 1 межстрочный интервал и выравнивается по левой границе.

На расстоянии межстрочного интервала 24 пт от пометки у правой границы текстового поля печатается слово "Проект".

2.3.19. Законопроект имеет следующие реквизиты:

Наименование государства - РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ - отделяется от слова "Проект" межстрочным интервалом 36 пт, печатается прописными буквами, выделяется полужирным шрифтом и выравнивается по центру.

Наименование вида акта - ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН или ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН - отделяется от первого реквизита межстрочным интервалом 24 пт, печатается прописными буквами размером шрифта N 17 и выделяется полужирным шрифтом. Выравнивается по центру.

Заголовок отделяется от предыдущего реквизита межстрочным интервалом 36 пт и печатается через 1 интервал, выделяется полужирным шрифтом и выравнивается по центру. Пишется с прописной буквы и отвечает на вопрос: "О чем?" издан закон или в нем приводится название кодекса (например: Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации). Точка в конце заголовка не ставится.

В заголовке законопроекта о внесении изменений в действующие законы необходимо называть причины внесения изменений или конкретную норму, в которую вносятся изменения, а в случае неоднократного изменения одной и той же нормы - дополнительно указывать, в какой именно части она изменяется, например:

О внесении изменений в законодательные акты Российской

Федерации об административных правонарушениях в связи

с принятием Земельного кодекса Российской Федерации

или

О внесении изменений в статью 3 Федерального закона

"О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

или

О внесении изменений в пункт 2 статьи 855 Гражданского

кодекса Российской Федерации в части платежей в бюджет

и во внебюджетные фонды

Текст отделяется от заголовка межстрочным интервалом 36 - 48 пт и печатается через межстрочный интервал 24 пт.

Текстовая часть законопроекта может подразделяться на преамбулу и основную часть.

Текст законопроекта может подразделяться на разделы, главы, статьи. Вводить структурную единицу "раздел", если в законопроекте нет глав, не следует. Возможно деление крупных систематизированных законопроектов на части (например, проектов кодексов), разделов на подразделы, глав на параграфы.

Обозначение и наименование части законопроекта печатаются прописными буквами по центру страницы одно под другим. Наименование части законопроекта печатается полужирным шрифтом.

Часть законопроекта обозначается словами:

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

может иметь наименование:

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

либо обозначаться (в кодексах) следующим образом:

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

Раздел имеет порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами, и наименование. Обозначение и наименование раздела печатаются прописными буквами по центру страницы одно под другим. Наименование раздела печатается полужирным шрифтом, например:

РАЗДЕЛ I

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА

Подраздел имеет порядковый номер, обозначенный римскими цифрами, и наименование. Обозначение подраздела печатается с прописной буквы с абзацного отступа. Наименование подраздела печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера подраздела, после которого ставится точка, например:

Подраздел I. Общие положения об обязательствах

Главы нумеруются арабскими цифрами и имеют заголовки. Обозначение главы печатается с прописной буквы с абзацного отступа. Заголовок главы печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера главы, после которого ставится точка, например:

Глава 5. Права, обязанности и ответственность в области пожарной безопасности

Параграф обозначается знаком §, имеет порядковый номер, обозначенный арабскими цифрами, и заголовок. Заголовок параграфа печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера параграфа, после которого ставится точка, например:

§ 1. Хозяйственные товарищества и общества

Статья законопроекта является его структурной единицей. Статьи имеют единую сквозную нумерацию. Порядковый номер статьи обозначается арабскими цифрами. Обозначение статьи печатается с прописной буквы с абзацного отступа. Заголовок статьи печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера, после которого ставится точка, например:

Статья 33. Сертификация

В исключительных случаях статья может не иметь заголовка. При его отсутствии слово "статья" и номер выделяют полужирным шрифтом.

В зависимости от содержания статья может подразделяться на части, пункты, подпункты, абзацы. Части обозначаются арабскими цифрами с точкой. Нумерация пунктов осуществляется арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой. Подпункты обозначаются строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.

Подпись отделяется от текста межстрочным интервалом 36 пт и состоит из слов "Президент Российской Федерации". Слова "Президент" и "Российской Федерации" печатаются в 2 строки через 1 межстрочный интервал. Слова "Российской Федерации" печатаются от левой границы текстового поля, а слово "Президент" выравнивается по центру относительно этих слов.

Инициал имени и фамилия Президента Российской Федерации не указываются при внесении законопроекта в Правительство Российской Федерации, они указываются при оформлении принятого закона в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Образец оформления законопроекта приводится в Приложении N 2.

2.3.20. Требования по оформлению пояснительной записки к законопроекту.

Пояснительная записка к законопроекту печатается шрифтом N 14 на стандартных листах бумаги формата А4 и имеет следующие реквизиты.

Наименование вида документа - ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА - печатается прописными буквами ниже границы верхнего поля страницы на 24 пт, выделяется полужирным шрифтом и выравнивается по центру.

Заголовок отделяется от предыдущего реквизита межстрочным интервалом 24 пт, печатается строчными буквами через 1 интервал, выделяется полужирным шрифтом и выравнивается по центру. Точка в конце заголовка не ставится.

В заголовке к тексту указывается полное название законопроекта, к которому подготовлена пояснительная записка, например:

К проекту федерального закона "О внесении изменений в статью

1 Федерального закона Российской Федерации "О минимальном

размере оплаты труда"

Текст отделяется от заголовка межстрочным интервалом 24 - 36 пт и печатается через межстрочный интервал 18 пт на расстоянии 1,25 см от левой границы текстового поля.

Текст должен содержать обоснование необходимости принятия законопроекта, включающее развернутую характеристику законопроекта, его целей, основных положений, места в системе действующего законодательства, а также прогноз социально-экономических и иных последствий его принятия.