1.5. Россия на мировой арене

Наиболее характерная черта внешней политики России в прошедшем году - ее заметная активизация по всем направлениям. Это стало возможным благодаря ясно очерченным параметрам нашей внешнеполитической концепции. Ее суть - твердое отстаивание национальных интересов России, повышение роли нашей страны в мировых делах в интересах укрепления стабильности и сотрудничества в международных отношениях, утверждения модели многополюсного мира.

Яркое свидетельство роста авторитета нашей страны: в 1997 году произошло окончательное оформление "восьмерки" ведущих мировых держав с полноправным членством России.

Вместе с тем внешнеполитические итоги года нельзя оценивать однозначно. Были несомненные успехи, но не все приоритетные задачи удалось реализовать в полной мере.

По-разному складываются наши отношения с государствами - участниками Содружества Независимых Государств.

Важным положительным результатом является заключение Договора о Союзе России и Белоруссии. Мы последовательно выступаем за укрепление двусторонних отношений на его основе.

Есть сдвиги и в деятельности интеграционной "четверки" (Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия). Однако на этом фоне стал еще более заметен слабый динамизм в развитии СНГ в целом. Далеко не все принятые решения выполняются. Нарастает груз нерешенных проблем в двусторонних и многосторонних отношениях. Сокращается взаимный товарооборот.

На последних совещаниях руководителей стран СНГ прозвучало немало критических оценок, в том числе в адрес России как председательствующей в Содружестве. Надо признать: часть этой критики является обоснованной. Сказываются медлительность и несогласованность действий российских министерств и ведомств.

Все же нельзя забывать главное: экономическая интеграция на пространстве Содружества - это, по мнению России, закономерный процесс, который объективно выгоден всем его участникам. Мы готовы использовать весь свой потенциал для активизации этого процесса. Но Россия должна ощущать такую же заинтересованность своих партнеров. Мы не призываем других и сами не будем действовать в ущерб собственным национальным интересам. Единственная разумная основа взаимоотношений членов СНГ - равноправие и взаимная выгода.

Особо - об отношениях России и Украины. После многолетних трудных переговоров в мае 1997 года подписаны "большой Договор" и соглашения по Черноморскому флоту. Удалось снять многие раздражители в наших двусторонних связях. Тем не менее движение к поставленной цели - стратегическому партнерству - шло в течение года медленно. После откровенных бесед Президентов России и Украины появилась реальная надежда, что достигнутое взаимопонимание будет переведено на язык практических дел.

Традиционно активным является европейское направление нашей политики. Оно принесло весомую практическую отдачу: Россия стала членом авторитетной группы международных кредиторов - Парижского клуба, заключила важное соглашение с Лондонским клубом. Вступило в силу Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским союзом.

В то же время до сих пор не удалось решить вопрос о признании России страной с рыночной экономикой. В результате отдельные статьи нашего товарного экспорта в страны Евросоюза по-прежнему подвергаются необоснованным ограничениям. Будем и дальше добиваться исправления этого ненормального положения.

С руководителями Великобритании, Германии, Франции, Италии, других европейских государств продолжается интенсивное взаимодействие по важнейшим проблемам двусторонних отношений и международной жизни.

В центре нашего политического диалога находятся вопросы европейской безопасности. Россия последовательно отстаивает свою позицию о системообразующей роли ОБСЕ в становлении новой архитектуры безопасности на континенте.

Ключевой задачей европейской политики в 1998 году считаем разработку Хартии европейской безопасности - кодекса поведения для новой Европы.

Концепция "натоцентризма" и такое ее проявление, как расширение Североатлантического альянса, остаются для России неприемлемыми. Будем твердо, но не сползая к конфронтации, противостоять этим планам. Существенные надежды здесь возлагаем на заключенный в прошлом году Основополагающий Акт Россия - НАТО, а также на Совместный постоянный совет Россия - НАТО, который призван стать важным инструментом взаимодействия, в том числе по такому ключевому для нас вопросу, как трансформация Североатлантического альянса.

По-прежнему актуальной остается задача адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе к новым политическим реальностям.

Серьезную озабоченность вызывают участившиеся заявления отдельных западных и балтийских политиков о "неизбежности" членства в НАТО стран Балтии. Наша позиция на этот счет предельно ясна: такое развитие событий будет воспринято в России как угроза национальной безопасности и повлечет за собой пересмотр всего комплекса отношений с НАТО.

Россия предлагает странам Балтии отказаться от поиска мнимых угроз и сосредоточиться на строительстве подлинного добрососедства и взаимовыгодного партнерства. На это были направлены известные российские инициативы по развитию регионального сотрудничества и укреплению мер доверия. Причем мы готовы работать на многостороннем уровне, с участием всех заинтересованных государств.

Важным элементом нашей балтийской политики остается забота о реализации законных прав соотечественников за рубежом. Несмотря на усилия России и ряда европейских институтов, эта проблема в наших отношениях с Эстонией и Латвией до сих пор не урегулирована.

Хотели бы активно задействовать получившие новое дыхание добрососедские, уважительные отношения с Финляндией и Швецией.

По-прежнему недостаточное внимание Россия уделяет развитию взаимовыгодного сотрудничества, укреплению доверия со странами Центральной и Юго - Восточной Европы. Мы будем активизировать это направление внешней политики.

В отношениях России с США сохранялась позитивная динамика. Целенаправленно работает Комиссия Черномырдин - Гор. В целом успешно развивается торгово - экономическое сотрудничество. Большое значение для сохранения стратегической стабильности имеет пакет договоренностей о разграничении стратегических и нестратегических систем ПРО. Это позволило перейти к предметному обсуждению основных параметров Договора СНВ-3.

Подлинным прорывом на азиатском направлении нашей политики стал прием России в члены организации Азиатско - тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Это пример практической реализации тезиса об уникальной роли России как евроазиатской державы.

Российско - китайские связи уверенно развиваются в русле стратегического, доверительного партнерства, направленного в XXI век. Важным шагом на этом направлении явилось урегулирование принципиальных вопросов, касающихся демаркации российско - китайской государственной границы.

Масштабное торгово - экономическое сотрудничество должно стать прочной основой наших отношений с Японией. На это нацелен "план Ельцина - Хасимото".

Традиционно сохраняются наши дружественные связи и экономическое взаимодействие с Индией.

Внешнеполитические инициативы и шаги России, как и подобает великой державе, охватывают все значимые международные проблемы, а географически - практически весь мир. Сегодня всем ясно: без России невозможно продуктивно решать острые международные вопросы - будь то боснийская проблема, арабо - израильское урегулирование или ситуация на Среднем Востоке.

Растущий динамизм и глобальность внешней политики России требуют нового уровня слаженности всех ветвей власти. Позитивным примером можно назвать ратификацию Государственной Думой Конвенции о запрещении химического оружия. Насущная задача - ратификация Договора СНВ-2. Необходимо ускорить процесс присоединения нашей страны к основным конвенциям Совета Европы. Актуальным является принятие Федерального закона "О полномочиях Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в вопросах международных и внешнеэкономических связей и о порядке их координации".

Национальные интересы России за прошедший год не изменились. Изменилась динамика работы по их обеспечению, повысилась практическая отдача. Главной становится задача обеспечения благоприятных внешних условий для экономического роста и перехода к подъему страны.