5. Методы испытаний

5.1. Объем испытаний.

5.1.1. Для проверки качества клапанов проводят следующие испытания:

приемочные;

квалификационные;

сертификационные;

приемо-сдаточные;

периодические;

типовые.

5.1.2. При проведении приемочных и сертификационных испытаний клапаны проверяют на соответствие техническим требованиям пожарной безопасности, указанным в настоящих нормах.

5.1.3. Объем квалификационных, периодических и приемо-сдаточных испытаний приведен в таблице 3.

Таблица 3

┌──────────────────────┬─────────────────┬───────────────────────┐

│ Перечень испытаний │ Пункт настоящих │ Вид испытаний │

│ │ норм │ │

│ ├─────────┬───────┼────────┬──────┬───────┤

│ │техниче- │методы │квалифи-│перио-│приемо-│

│ │ские тре-│испыта-│кацион- │дичес-│сдаточ-│

│ │бования │ний │ные │кие │ные │

├──────────────────────┼─────────┼───────┼────────┼──────┼───────┤

│Проверка основных │4.2, 4.55.4 │ + │ + │ - │

│параметров и размеров │ │ │ │ │ │

│клапанов │ │ │ │ │ │

├──────────────────────┼─────────┼───────┼────────┼──────┼───────┤

│Проверка работоспособ-│4.2 (п. │5.5 │ + │ + │ - │

│ности клапана после │п. 7, 12,│ │ │ │ │

│воздействия на него │13 табли-│ │ │ │ │

│климатических факторов│цы 1) │ │ │ │ │

│и рабочей среды с мак-│ │ │ │ │ │

│симально допустимой │ │ │ │ │ │

│температурой │ │ │ │ │ │

├──────────────────────┼─────────┼───────┼────────┼──────┼───────┤

│Проверка размеров │4.3, 4.45.6 │ + │ + │ + │

│присоединительной и │ │ │ │ │ │

│метрической резьб │ │ │ │ │ │

│клапана │ │ │ │ │ │

├──────────────────────┼─────────┼───────┼────────┼──────┼───────┤

│Проверка качества │4.65.7 │ + │ + │ + │

│резьб клапана │ │ │ │ │ │

├──────────────────────┼─────────┼───────┼────────┼──────┼───────┤

│Проверка качества │4.75.8 │ + │ + │ + │

│поверхностей литых │ │ │ │ │ │

│деталей │ │ │ │ │ │

├──────────────────────┼─────────┼───────┼────────┼──────┼───────┤

│Проверка наличия и │4.85.9 │ + │ - │ + │

│типа смазки шпинделя │ │ │ │ │ │

├──────────────────────┼─────────┼───────┼────────┼──────┼───────┤

│Проверка требований к │4.95.10 │ + │ - │ + │

│материалам клапана │ │ │ │ │ │

├──────────────────────┼─────────┼───────┼────────┼──────┼───────┤

│Проверка покрытий │4.105.11 │ + │ + │ + │

│металлических деталей │ │ │ │ │ │

│клапана │ │ │ │ │ │

├──────────────────────┼─────────┼───────┼────────┼──────┼───────┤

│Проверка герметич- │4.115.12 │ + │ + │ + │

│ности закрытия клапана│ │ │ │ │ │

├──────────────────────┼─────────┼───────┼────────┼──────┼───────┤

│Проверка легкости и │4.125.13 │ + │ + │ + │

│плавности хода │ │ │ │ │ │

│шпинделя │ │ │ │ │ │

├──────────────────────┼─────────┼───────┼────────┼──────┼───────┤

│Проверка герметич- │4.135.14 │ + │ + │ + │

│ности клапана, сальни-│ │ │ │ │ │

│кового уплотнения, │ │ │ │ │ │

│прочности и плотности │ │ │ │ │ │

│литых корпусных дета- │ │ │ │ │ │

│лей и их соединений │ │ │ │ │ │

├──────────────────────┼─────────┼───────┼────────┼──────┼───────┤

│Проверка клапана на │4.145.15 │ + │ + │ - │

│разрушение │ │ │ │ │ │

├──────────────────────┼─────────┼───────┼────────┼──────┼───────┤

│Проверка наработки │4.155.16 │ - │ + │ - │

│клапана на отказ без │ │ │ │ │ │

│разрушения и нарушения│ │ │ │ │ │

│герметичности │ │ │ │ │ │

├──────────────────────┼─────────┼───────┼────────┼──────┼───────┤

│Проверка │4.165.17 │ + │ - │ + │

│комплектности │ │ │ │ │ │

├──────────────────────┼─────────┼───────┼────────┼──────┼───────┤

│Проверка содержания │4.175.17 │ + │ + │ - │

│разделов паспорта │ │ │ │ │ │

├──────────────────────┼─────────┼───────┼────────┼──────┼───────┤

│Проверка маркировки │4.185.17 │ + │ + │ + │

├──────────────────────┼─────────┼───────┼────────┼──────┼───────┤

│Проверка упаковки │4.195.17 │ + │ - │ + │

└──────────────────────┴─────────┴───────┴────────┴──────┴───────┘

(табл. 3 в ред. Приказа ГУГПС МВД РФ 20.12.2001 N 83)

(см. текст в предыдущей редакции)

5.1.4. Объем типовых испытаний устанавливают по согласованию с ГУГПС МВД России в зависимости от вносимых конструктивных или технологических изменений, способных повлиять на технические показатели.

5.2. Условия проведения испытаний.

5.2.1. Все испытания должны проводиться в нормальных климатических условиях по ГОСТ 15150.

5.2.2. Испытательное оборудование и средства измерений должны иметь соответствующие свидетельства государственной поверки.

5.2.3. Перед проведением испытаний образцы должны быть подвергнуты выдержке в нормальных климатических условиях в течение 24 ч.

5.2.4. При гидравлических испытаниях должно быть обеспечено вытеснение воздуха из внутренних полостей испытываемых клапанов.

5.2.5. На испытания в объеме раздела 5 должно быть представлено не менее 5 образцов.

5.3. Проверку соответствия конструкторской документации требованиям настоящих норм (п. 4.1) проводят сопоставлением и аналитическим сравнением показателей, характеристик, технических требований, содержащихся в нормах и в конструкторской документации.

5.4. Проверка основных параметров и размеров (п. 4.2).

5.4.1. Условный проход, рабочее давление клапана, направление подачи рабочей среды (таблица 1 (п. п. 1 - 3)) определяют по маркировке и сличением с конструкторской документацией.

5.4.2. Линейные размеры H, L, h, ДЕЛЬТА h, l (таблица 1 (п. п. 4 - 6, 8, 9), п. 4.5) проверяют с помощью штангенциркуля, ГОСТ 166, с погрешностью измерения не более 0,1 мм.

(пп. 5.4.2 в ред. Приказа ГУГПС МВД РФ 20.12.2001 N 83)

(см. текст в предыдущей редакции)

5.4.3. Проверку количества оборотов маховика клапана и направления его вращения (таблица 1 (п. п. 10, 11)) проводят при манипуляциях с маховиком клапана в процессе измерения ДЕЛЬТА h по п. 5.4.2.

5.5. Проверку работоспособности клапана после воздействия климатических факторов в условиях эксплуатации, транспортирования, хранения и рабочей среды с максимально допустимой температурой (таблица 1 (п. п. 7, 12, 13)) проводят в следующей последовательности:

выдержка клапана при температуре минус 50 °C в камере холода в течение не менее 2 ч;

выдержка в нормальных климатических условиях в течение не менее 6 ч;

выдержка при температуре 40 °C в термокамере в течение не менее 2 ч;

выдержка в нормальных климатических условиях в течение не менее 6 ч;

испытание на герметичность в соответствии с п. 5.14;

присоединение к магистрали горячего водоснабжения в закрытом положении, при температуре рабочей среды (50 +/- 5) °C и рабочем давлении не менее 0,5 МПа, и выдержка в течение не менее 120 ч.

Клапан считается выдержавшим испытание, если он сохранил герметичность по окончании времени выдержки при верхнем значении температуры рабочей среды.

(п. 5.5 в ред. Приказа ГУГПС МВД РФ 20.12.2001 N 83)

(см. текст в предыдущей редакции)

5.6. Размеры резьб клапана (п. п. 4.3, 4.4) проверяют:

метрической - резьбовыми пробками по ГОСТ 17756 и резьбовыми кольцами по ГОСТ 17763;

присоединительной (трубной цилиндрической) - резьбовыми пробками по ГОСТ 18922 и резьбовыми кольцами по ГОСТ 18929.

5.7. Общую длину срывов и дробления ниток резьбы клапана (п. 4.6) проверяют штангенциркулем по ГОСТ 166, с погрешностью измерения не более 0,1 мм.

5.8. Качество поверхностей литых деталей (п. 4.7) проверяют визуально внешним осмотром, размер раковин измеряют штангенциркулем по ГОСТ 166, с погрешностью измерения не более 0,1 мм.

5.9. Наличие смазки шпинделя (п. 4.8) проверяют визуально внешним осмотром и сличением с конструкторской документацией.

5.10. Соответствие материалов, применяемых для изготовления деталей клапанов, требованиям п. 4.9 проверяют по сопроводительной документации изготовителей.

5.11. Качество металлических и неметаллических покрытий стальных деталей клапанов (п. 4.10) проверяют визуально внешним осмотром по ГОСТ 9.302.

5.12. Соответствие клапанов требованиям п. 4.11 проверяют закрыванием клапана и последующим воздействием на него гидравлическим давлением в соответствии с п. 5.14.1. Подтекание воды не допускается. Крутящий момент измеряют при помощи динамометрического ключа или динамометра.

(п. 5.12 в ред. Приказа ГУГПС МВД РФ 20.12.2001 N 83)

(см. текст в предыдущей редакции)

5.13. Легкость и плавность хода шпинделя (п. 4.12) проверяют трехкратным открыванием и закрыванием клапана. Должна обеспечиваться легкость хода шпинделя без заеданий.

5.14. Герметичность и прочность клапана, сальникового уплотнения, плотность литых корпусных деталей и их соединений при гидравлическом давлении (п. 4.13) проверяют воздействием на клапан гидравлическим давлением, при соблюдении условия п. 5.2.4, не менее 2 мин.

5.14.1. Герметичность клапана испытывают подсоединением его к магистрали испытательного оборудования в закрытом положении в соответствии с требованиями п. 4.11. Подтекание воды не допускается.

5.14.2. Герметичность сальникового уплотнения, прочность и плотность литых корпусных деталей и их соединений проверяют при подсоединении клапана к магистрали испытательного оборудования в открытом положении при закрытом выходном патрубке. Подтекание воды через сальниковые уплотнения, а также появление ее в виде капель на наружных поверхностях литых деталей и в местах их соединений не допускаются.

5.15. Проверку клапана на разрушение гидравлическим давлением (п. 4.14) проводят подсоединением клапана к магистрали испытательного оборудования аналогично п. 5.14.1. Испытание проводят путем плавного повышения давления в испытываемом образце до полного разрушения (скорость нарастания давления не более 0,3 МПа/с). Допускается доводить давление до значения, определенного в соответствии с п. 4.14, и выдерживать его в течение (2 +/- 0,1) мин., затем плавно снижать до нуля.

(в ред. Приказа ГУГПС МВД РФ 20.12.2001 N 83)

(см. текст в предыдущей редакции)

5.16. Проверку наработки клапанов на отказ (п. 4.15) проводят при следующих исходных данных:

количество циклов - 1500;

количество испытываемых клапанов - 3.

Циклом следует считать воздействие на клапан гидравлическим давлением от 0 до 1,0 МПа, выдержку под этим давлением в течение (60 +/- 10) с, снижение давления до нуля. Повышение и снижение давления проводится открытием до крайнего положения и закрытием клапана.

Отказом следует считать нарушение герметичности или поломку одной из деталей клапана. Герметичность сальникового уплотнения соединений клапана проверяют в начале испытаний, а затем через каждые 500 циклов и по окончании испытаний. За период установленной наработки допускается подтягивание сальника.

5.17. Комплектность (п. 4.16), содержание разделов паспорта (п. 4.17), маркировку (п. 4.18), упаковку (п. 4.19) проверяют визуально внешним осмотром и сличением с конструкторской документацией.