2.3. Основания для постановки на учет для получения единовременной субсидии

Постановлением N 1235 и постановлением N 853 внесены существенные изменения в Правила, затрагивающие вопросы постановки гражданских служащих на учет для предоставления единовременной выплаты и расчета размера единовременной выплаты.

При этом пунктом 2 постановления N 1235 установлено, что расчет размера единовременной выплаты для гражданских служащих, которые приняты на учет для ее получения до 6 декабря 2016 г. и в отношении которых решение о предоставлении им единовременной выплаты не было принято до дня вступления в силу данного постановления, осуществляется в порядке и на условиях, действовавших до дня вступления в силу постановления N 1235.

В этой связи основания постановки на учет гражданских служащих, поставленных на учет до 6 декабря 2016 г., в связи с принятием постановления N 1235 не пересматриваются.

Основания постановки на учет гражданских служащих в связи с принятием постановления N 853 также не пересматриваются.

При рассмотрении вопроса о постановке гражданского служащего на учет для получения единовременной выплаты Комиссия (территориальная подкомиссия) проверяет соблюдение необходимых для постановки на учет условий о замещении им должностей гражданской службы не менее 3 лет, достоверность сведений о том, что гражданскому служащему единовременная выплата (субсидия, единовременная социальная выплата, иная выплата для приобретения или строительства жилого помещения, указанные в пункте 2(1) Правил) ранее не предоставлялась, а также определяет основание для поставки его на учет, в том числе исходя из обеспеченности гражданского служащего и членов его семьи, указанных в пункте 4 Правил, общей площадью жилых помещений.

Жилые помещения, принадлежащие гражданскому служащему на праве собственности, не внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, в отношении которых гражданский служащий предоставил в Комиссию (территориальную подкомиссию) правоустанавливающие документы, также учитываются при рассмотрении вопроса о постановке гражданского служащего на учет для получения единовременной выплаты.

В трехлетний период замещения должностей гражданской службы, необходимый для постановки гражданского служащего на учет, включаются только периоды замещения должностей гражданской службы, которые непосредственно предусмотрены Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 1574, и реестрами должностей гражданской службы субъектов Российской Федерации, утвержденными законами субъектов Российской Федерации.

Периоды замещения должностей, указанных в приложении N 4 к Правилам, учитываются при расчете размера единовременной выплаты и при определении стажа гражданской службы, необходимого для постановки на учет на основании подпункта "б" пункта 3 Правил.

Основания для постановки гражданских служащих на учет для получения единовременной выплаты указаны в пунктах 2 и 3 Правил.

Жилищное законодательство Российской Федерации основывается на том, что право пользования жилым помещением имеют собственник жилого помещения и члены его семьи.

Так, частью 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

При этом частью 1 данной статьи предусматривается, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Таким образом частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации допускается признание иных граждан, зарегистрированных по месту жительства совместно с собственником жилого помещения, в принадлежащем ему жилом помещении, членами его семьи.

В этой связи когда собственник жилого помещения оформляет гражданскому служащему регистрацию по месту жительства в принадлежащем ему жилом помещении он предоставляет ему право пользования жилым помещением, аналогичное праву закрепленному в части 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации за членом его семьи.

Следовательно, в указанном случае гражданский служащий и член семьи собственника жилого помещения в равной степени могут пользоваться жилым помещением.

С учетом изложенного и сложившейся практики применения Правил при рассмотрении вопроса о постановке гражданского служащего на учет для предоставления единовременной выплаты на основании подпунктов "а", "б" и "г" пункта 2 Правил под членами семьи гражданского служащего понимаются любые лица, зарегистрированные с гражданским служащим по месту его жительства.

Пунктом 2 Правил предусматривается, что гражданский служащий может быть поставлен на учет в случае, если он:

а) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения.

Гражданский служащий может быть поставлен на учет для получения единовременной выплаты на основании подпункта "а" пункта 2 Правил в случае, если у него отсутствует регистрация по месту жительства или им предоставлено в Комиссию (территориальную подкомиссию) решение суда, в котором указано, что собственник жилого помещения, в котором гражданский служащий зарегистрирован по месту жительства, не является членом его семьи и гражданский служащий может быть поставлен на учет на основании данного подпункта, в том числе если решение Комиссии (территориальной подкомиссии) об отказе в постановке на учет по подпункту "а" пункта 2 Правил гражданским служащим обжаловалось в суде.

Гражданский служащий, зарегистрированный по месту жительства в жилом помещении, в котором общая площадь жилого помещения на 1 человека из числа лиц, проживающих в этом жилом помещении, составляет менее 15 кв. метров, и не имеющий в собственности иных жилых помещений, ставится на учет для предоставления единовременной выплаты на основании подпункта "б" пункта 2 Правил. В данном случае предоставление в федеральный государственный орган решения суда, в котором указано, что собственник жилого помещения, в котором гражданский служащий зарегистрирован по месту жительства, не является членом его семьи, не требуется;

б) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения при условии, что общая площадь жилого помещения на 1 человека из числа лиц, проживающих в этом жилом помещении, составляет менее 15 кв. метров.

При определений уровня обеспеченности общей площадью жилых помещений по месту постоянной регистрации гражданского служащего учитывается общая площадь жилого помещений, в котором зарегистрирован гражданский служащий и общее число лиц, зарегистрированных постоянно по месту жительства в жилом помещении совместно с гражданским служащим. При этом лица, зарегистрированные по месту жительства совместно с гражданским служащим, учитываются при определении уровня обеспеченности общей площадью жилых помещений независимо от наличия у них родственных отношений с гражданским служащим.

При рассмотрении вопроса о постановке гражданского служащего на учет на основании подпункта "б" пункта 2 Правил Комиссии (территориальной подкомиссии) необходимо также учитывать, что уровень обеспеченности гражданского служащего общей площадью жилых помещений определяется исходя из суммарной площади всех жилых помещений, занимаемых гражданским служащим и (или) совместно с ним проживающими членами его семьи, указанными в пункте 4 Правил, по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности.

Общая площадь иных помещений при определении уровня обеспеченности гражданского служащего общей площадью жилых помещений делится между гражданским служащим и членами его семьи, указанными в пункте 4 Правил.

Общая площадь жилых помещений, необходимая для рассмотрения вопроса о постановке гражданского служащего на учет на основании подпункта "б" пункта 2 Правил, является суммой показателя обеспеченности гражданского служащего и членов его семьи, указанных в пункте 4 Правил, общей площадью жилых помещений по месту постоянной регистрации гражданского служащего и аналогичного показателя обеспеченности гражданского служащего и членов его семьи, указанных в пункте 4 Правил, общая площадью иных помещений.

При определении уровня обеспеченности гражданского служащего общей площадью жилых помещений не учитываются жилые помещения, принадлежащие гражданскому служащему или членам его семьи, указанным в пункте 4 Правил, приобретенные (построенные) за счет средств кредита банка (кредитной организации), обязательства по которому полностью не исполнены и обеспечены ипотекой данных жилых помещений.

Лица, имеющие временную регистрацию, не учитываются при определении уровня обеспеченности общей площадью жилых помещений.

Родственники гражданского служащего, имеющие регистрацию по месту пребывания или зарегистрированные по иному месту жительства, также не учитываются при определении уровня обеспеченности гражданского служащего общей площадью жилых помещений.

С 1 января 2019 г. вступает в силу Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 217-ФЗ), в соответствии с которым расположенные на садовых земельных участках здания, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости до дня вступления в силу Федерального закона N 217-ФЗ с назначением "жилое", "жилое строение", признаются жилыми домами.

Вместе с тем Федеральным законом N 217-ФЗ установлено, что в случае если указанные жилые помещения принадлежат гражданам, которые на 1 января 2019 г. состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то такие жилые помещения не учитываются при определении уровня обеспеченности общей площадью жилых помещений.

В связи с тем, что Правила не предусматривают деления жилых помещений, принадлежащих гражданскому служащему и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемых им и (или) членами его семьи по договору социального найма, по территориальной принадлежности, при рассмотрении Комиссией (территориальной подкомиссией) вопроса о постановке гражданского служащего на учет для получения единовременной выплаты с 1 января 2019 г. будут учитываться все жилые помещения на территории Российской Федерации и за ее пределами, принадлежащие на праве собственности гражданскому служащему и (или) членам его семьи, указанным в пункте 4 Правил, в том числе здания, расположенные на садовых земельных участках;

в) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения.

Гражданский служащий может быть поставлен на учет на основании подпункта "в" пункта 2 Правил в случае представления в Комиссию (территориальную подкомиссию) документов, подтверждающих его постоянную регистрацию в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, документами, подтверждающими, что помещение не отвечает требованиям, установленным для жилых помещений, являются заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания и акт обследования помещения, формы которых утверждены данным постановлением Правительства Российской Федерации.

Таким образом, в том случае, если гражданский служащий представит в Комиссию указанные документы, он может быть поставлен на учет для получения единовременной выплаты на основании подпункта "в" пункта 2 Правил;

г) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, указанной в перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, установленном в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержден приказом Минздрава России от 29 ноября 2012 г. N 987н.

Гражданский служащий может быть поставлен Комиссией (территориальной подкомиссией) на учет на основании подпункта "г" пункта 2 Правил в случае наличия у него регистрации по месту жительства совместно с членом его семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, представления документов (копии документов) медицинских организаций, подтверждающие факт наличия тяжелой формы хронического заболевания, предусмотренной указанным перечнем;

Иными словами если гражданский служащий зарегистрирован по месту жительства с лицом, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, и у него и (или) членов его семьи нет в собственности иных жилых помещений, он может быть поставлен на учет на основании подпункта "г" пункта 2 Правил.

Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378, с 1 января 2018 г. утратил силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 2017 г. N 859 "О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".

Новый Перечень не содержит некоторые формы хронических заболеваний, содержащиеся в указанном Перечне.

Оба перечня утверждены в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. В этой связи они относятся к актам жилищного законодательства.

Части 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения их в действие.

В этой связи гражданские служащие, состоящие на учете на основании подпункта "г" пункта 2 Правил, не могут быть сняты с учета в связи с вступлением в силу нового перечня, в том числе в случае если новый перечень не содержит хронических заболеваний, которыми страдают члены их семьи;

д) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения при условии, что все иные жилые помещения в указанной квартире не принадлежат членам семьи гражданского служащего на праве собственности или члены семьи гражданского служащего не занимают такие жилые помещения по договору социального найма.

Гражданский служащий может быть поставлен Комиссией (территориальной подкомиссией) на учет на основании подпункта "д" пункта 2 Правил в случае наличия у гражданского служащего регистрации по месту жительства в коммунальной квартире и при условии, что все иные жилые помещения в указанной квартире не принадлежат членам семьи гражданского служащего, указанным в пункте 4 Правил, на праве собственности или данные члены семьи не занимают такие жилые помещения по договору социального найма;

е) проживает в общежитии или служебном жилом помещении.

Гражданский служащий может быть поставлен на учет на основании подпункта "е" пункта 2 Правил в случае регистрации по месту жительства в общежитии или служебном жилом помещении и отсутствия у него и (или) членов его семьи, указанных в пункте 4 Правил, зарегистрированных с гражданским служащим по месту жительства в данном общежитии или служебном жилом помещении, иных жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности.

В случае если жилое помещение в общежитии, в котором зарегистрирован по месту жительства гражданский служащий, принадлежит ему и (или) членам его семьи, указанным в пункте 4 Правил, на праве собственности, он при наличии оснований, может быть поставлен на учет на основании подпункта "б" пункта 2 Правил;

ж) проживает в смежной неизолированной комнате, а также в однокомнатной квартире в составе 2 семей и более (в том числе в составе семьи, которая состоит из родителей и постоянно проживающих совместно с ними и зарегистрированных по месту жительства совершеннолетних детей, состоящих в браке) или в жилом помещении, в котором имеются смежные неизолированные комнаты и количество проживающих семей в котором равно или превышает количество комнат, независимо от размеров занимаемого жилого помещения.

Гражданский служащий, проживающий в жилом помещении, которое состоит из двух и более комнат, может быть поставлен на учет на основании подпункта "ж" пункта 2 Правил в случае, если количество постоянно зарегистрированных семей равно или больше количества комнат в данном жилом помещении.

Принимая во внимание положения пункта 4 Правил и то, что семьей являются лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство, при рассмотрении вопроса о постановке гражданского служащего на учет для предоставления единовременной выплаты по основаниям, указанным в подпункте "ж" пункта 2 Правил, необходимо учитывать, что один человек не может быть признан отдельной семьей;

з) является собственником жилого помещения, приобретенного (построенного) за счет средств кредита банка (кредитной организации), обязательства по которому полностью не исполнены и обеспечены ипотекой данного жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения, приобретенного (построенного) за счет средств кредита банка (кредитной организации), обязательства по которому полностью не исполнены и обеспечены ипотекой данного жилого помещения, при условии, что гражданский служащий проживает в данном жилом помещении и он либо члены его семьи не имеют в собственности иные жилые помещения.

Гражданский служащий может быть поставлен на учет на основании подпункта "з" пункта 2 Правил в случае если он зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, приобретенном (построенном) за счет средств кредита банка (кредитной организации), обязательства по которому полностью не исполнены и обеспечены ипотекой данного жилого помещения, и данное жилое помещение принадлежит гражданскому служащему и (или) члену его семьи, указанному в пункте 4 Правил.

Правила не ограничивают размер основного долга по кредиту, при котором гражданский служащий может быть поставлен на учет для предоставления единовременной выплаты. Следовательно, для постановки на учет на основании подпункта "з" пункта 2 Правил необходимо наличие ипотечного кредита обязательства по которому не исполнены.

В случае если у гражданского служащего либо члена его семьи, указанного в пункте 4 Правил, зарегистрированных по месту жительства в жилом помещении обремененном ипотекой, есть иные жилые помещения гражданский служащий, при наличии оснований, может быть поставлены на учет по иному подпункту пункта 2 Правил.

Постановка гражданских служащих на учет для предоставления единовременной выплаты по основаниям, предусмотренным подпунктами "в" - "ж" пункта 2 Правил, осуществляется только в случае, если гражданский служащий и (или) члены его семьи, указанные в пункте 4 Правил, не имеют в собственности иные жилые помещения, кроме того в котором они зарегистрированы по месту жительства. Исключение составляют жилые помещения, приобретенные (построенные) за счет средств кредита банка (кредитной организации), обязательства по которому полностью не исполнены и обеспечены ипотекой данных жилых помещений.

Гражданский служащий может быть поставлен на учета без учета условий, указанных в пункте 2 Правил, в случае если он:

- замещает должность категории "руководители" и "помощники (советники)" высшей группы должностей;

- имеет стаж гражданской службы не менее 30 лет. Данный стаж гражданской службы определяется на основании приложения N 4 к Правилам. Должности не указанные в приложении N 4 к Правилам при определении стажа гражданской службы для постановки на учет по данному основанию не учитываются;

- непрерывно замещал не менее 15 лет должности гражданской службы в порядке ротации в федеральных государственных органах (территориальных органах федеральных государственных органов), расположенных в разных субъектах Российской Федерации.

Постановка гражданского служащего на учет на основании данного подпункта Правил осуществляется в случае если территориальные органы федеральных государственных органов, в которых он замещал должности гражданской службы в порядке ротации, расположены в разных субъектах Российской Федерации.

Вместе с тем при постановке гражданского служащего на учет на основании пункта 3 Правил он представляет в Комиссию (территориальную подкомиссию) все документы, предусмотренные пунктом 6 Правил, в том числе документы в отношении членов семьи гражданского служащего, указанных в пункте 4 Правил.

Примеры рассмотрения Комиссией (территориальной подкомиссией) вопросов о постановке гражданского служащего на учет для предоставления единовременной выплаты приведены в Приложении N 1 к Методическим рекомендациям.